Создание развивающей среды как одно из условий обеспечения личностно ориентированного взаимодействия в ДОУ


Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением лежит в основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и ребенка.

Цель такого обучения развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка, обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности.

Для реализации этой цели следует поддерживать у ребенка, начиная с первых лет жизни, желание приобщаться к миру человеческой культуры, передавать ему средства и способы, необходимые для этого приобщения (В.В.Давыдов, В.А.Петровский).

«Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить человеческую жизнь» [Слободчиков, Исаев].

Благодаря реформе российского образования активизировался интерес к идеям культурно-исторического подхода развития человека. Педагогическая деятельность определяется как «особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе» [Сластенин В. А.]. Стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред. В современном российском обществе формируются новые ценности - ценности саморазвития и самообразования, которые стали основой личностно-ориентированного образования.

Реализация прогрессивной тенденции в развитии образования связана с последовательным переосмыслением следующих традиционных функций образования: 1) трансляция и репродукция истины в виде готовых знаний, умений, навыков; 2) тотальный контроль за ребенком; 3) видение в педагоге субъекта педагогической деятельности, а в ребенке - объекта его воздействия.

Альтернативной моделью сегодня становится гуманистическая, сотворческая, лично-ориентированная модель образования, определяемая следующими функциями:

1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях;

2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям;

3) создание условий сотворческого общения педагога  и ребенка для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия;

4) культивирование всевозможных форм творческой активности и учителя и ученика.

Переориентация педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций являются основой для качественного обновления образовательного процесса.

Требуется педагог-профессионал, который, «во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи» [Слободчиков, Исаев].

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении. Чем более полно личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.

Структурными единицами психологического анализа развивающей среды являются:

  • физическое окружение (архитектура здания, степень открытости - закрытости конструкций дизайна, размер и пространственная структура классных помещений, возможность и широта перемещения в них субъектов);
  • человеческие факторы (пространственная и социальная плотность субъектов учебно-воспитательного процесса, личностные особенности детей, распределение статуса и ролей, половозрастные и национальные особенности педагогов и воспитанников и т.п.);
  • программа обучения - деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (гибкость, консерватизм) и т.п.

Современный уровень организации жизни детей в условиях детского образовательного учреждения предполагает амплификацию развития в целом. Каковы же условия, обеспечивающие поступательное развитие ребенка-дошкольника? Одним из главных условий является создание  специально организованной развивающей среды в ДОУ.

Большое внимание созданию среды, способствующей культурному развитию ребенка и активизирующей его творческую деятельность, уделял в своей педагогической теории и практике Л. Н. Толстой.  В освоении ребенком среды значительную роль он отводил взрослому и как носителю культуры, и как побудителю детского творчества.

Особое  значение в развитии ребенка придавала  окружающей среде Е. А. Флерина. При этом она имела в виду материальную среду, включая в нее все вещественное, окружающее ребенка. Говоря о необходимости организации среды, отвечающей возрастным возможностям детей и задачам воспитания ребенка, она считала важным организовать взаимодействие ребенка с окружающей средой, что, по ее мнению, формирует его творческую активность.

М. Монтессори считала, «что ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде продумано все и нет мелочей.  Развитие ребенка происходит во взаимодействии его с окружающей предметно-развивающей  и социальной средой.  Окружающая среда есть средство, которым мы можем оказать большое влияние на ребенка».

Л. С. Выготский отмечал, что «специфическая особенность отношений между средой и развитием ребенка заключается в том,  что,  то, что должно возникать по ходу развития и получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала. Среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как источник развития».  Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка на грани перехода к следующему этапу его развития, т. е. создавать через предметную среду зону ближайшего психического развития ребенка.

Образовательная среда должна быть гибкой и управляемой, гетерогенной и сложной (нести в себе возможности для выбора), связной, индивидуализированной и аутентичной (обеспечивать субъектам образовательного процесса функционирование в наиболее благоприятном для них ритме).

Отношения в образовательной среде должны строиться на основе взаимопонимания, преобладающего позитивного настроения, авторитетности ее руководителей, участия всех субъектов в управлении образовательным процессом, сплоченности и сознательности, продуктивности взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса.

При использовании специально организованной развивающей среды при массовом обучении (от которого мы пока никуда не денемся в условиях обычного детского сада) как средства обучения, позволяющего учитывать индивидуальные интересы и склонности ребенка, педагог должен так организовать изложение учебного материала, что опора на предметно-пространственную среду помогала бы  детям выявить и осознать проблему, найти способы ее решения и, наконец, решить ее используя «подручные» материалы, позаимствованные из  этой среды.

Стратегия и тактика построения развивающей среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели взаимодействия.  Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними.

Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель. Более подробно этот принцип мы рассмотрим далее в лекции.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт и свободу одновременно.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Помогает педагогам создавать развивающую среду, учитывая  интересы и наклонности детей, развивая их активность, самостоятельность и творчество.

Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего окружения, в процессе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка – творцами своей личности.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

Развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной коформности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Необходимо создавать для детей оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство: кровать, шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер группы должен меняться.

7. Принцип открытости- закрытости.

Включает в себя:

  • открытость Природе, проектирование, способствующее единству человека и Природы. Эта тенденция может проявляться во взаимопроникновении с природным окружением; организации «зеленых комнат» в помещениях. В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание вместе с детьми домашних животных, за которыми дети ухаживают.
  • открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры – настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки – должны входить  в дизайн интерьера.
  • открытость обществу.
  • открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».

В помещении детского сада развешиваются разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику.  Альбомы, папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассмотреть их.

8. Принцип учета половых и возрастных различий.

При создании среды необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек.

Является ли развивающая среда одним из условий психологического обеспечения развития ребенка при личностно-ориентированном взаимодействии? Конечно же -  является!

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – один из принципов построения развивающей среды в ДОУ. Реализация этого принципа достигается выполнением ряда приемов организации развивающей среды.

Педагогу важно помнить, что у каждого человека — и у ребенка в том числе — свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие — на более «длинной».  В связи с этим,  размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий,  и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и  взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, — это разновозрастная мебель.

В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить столы по-разному: в круг, буквой «П», буквой «Т». Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически более комфортно и защищено.

Хорошо, если в группе есть уголок «взрослой» мебели: диван и стол (например, кухонный уголок). Наличие такой мебели позволит педагогу, удобно и уютно расположившись в вечернее время, почитать книгу ребенку, который остался в группе один, или просто поговорить с ним о том, прошел день, как он проводит вечернее время дома с родителями. Приблизив ребенка к позиции взрослого, педагог  помогает малышу преодолеть чувство тревоги оттого, что всех детей забрали домой, а его нет. В такой обстановке время пролетает незаметно, и малыш не почувствует себя одиноким.

Таким образом, организуя развивающую среду необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Каждый — и ребенок, и воспитатель — обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Все это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями  личностно-ориентированного подхода в дошкольном обучении и воспитании.