Создание оптимальной системы развивающих игр по ознакомлению с пространственными отношениями детей 7-го года жизни


Воспитатель должен стать по крайне мере соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под свою группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы своих детей”

Н.А.Короткова

Из психологических концепций развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже и др.) и конкретных психологических исследований следует, что основное новообразование дошкольного возраста – появление внутреннего мира и его дифференциация. Для самого ребенка-дошкольника, если следовать возрастной периодизации Э.Эриксона, жизнь окрашена чувством “все возрастающей инициативы” в игре, в познании, в общении.

Все представители психологической науки выделяют игровое отношение дошкольников к действительности как ведущее. Но это ведущее отношение не сводится только к сюжетной игре, как это обычно понимают педагоги. В старшем дошкольном возрасте появляются виды деятельности, по словам Д.Б.Эльконина, “родственные игре” - игра-исследование, игра-рисование, игра-путешествие. Родственность игровой, продуктивной и познавательной деятельностей заключается в том, что Все они имеют моделирующий характер по отношению к реальности.

Ознакомление дошкольников с пространственными отношениями проходит на основе использования в работе с детьми технологии наглядного моделирования, разработанной авторами программы “Развитие”. На развивающих занятиях с детьми подготовительной группы дети учатся “читать” и составлять планы на основе общепринятых условных обозначений с соблюдением масштаба между частями плана, с выбором определенных мерок измерения пространства; знакомятся с назначением и устройством компаса, с системой координат. дети осваивают ориентировку в карте (плане, схеме) города. Авторами программы разработана логика выполнения программных задач работы с детьми, основные средства их решения, материал, действия детей, но способы подачи материала, методы и приемы взаимодействия с детьми выбираются воспитателем самостоятельно. Это и дало нам возможность подобрать наиболее эффективные для проведения организованной деятельности – занятий, для организации совместной деятельности с детьми в течении дня, а также для обогащения предметно-игровой среды с целью создания условий для самостоятельной деятельности воспитанников. На наш взгляд наиболее приемлемыми для детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с пространственными отношениями являются развивающие игры, построенные на игре-исследовании, игре-путешествии.

Целью нашей экспериментальной работы стало – создание оптимальной системы развивающих игр по ознакомлению старших дошкольников с пространственными отношениями.

Для реализации цели мы поставили перед собой следующие задачи, распределенные нами по трем блокам: задачи по развитию детей, по организации взаимодействия с родителями, по созданию условий в группе.

Блок задач по развитию детей:

Образовательные

- способствовать освоению каждым ребенком группы содержанием программы “Развитие” по разделу “Ознакомление с пространственными отношениями”

Развивающие

- развивать умственные способности детей к анализу, сравнению, синтезу,

- развивать воображение, творческие способности при решении учебных и практических задач,

- наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление,

- развивать доказательную речь.

Воспитательные

- способствовать развитию интереса детей к играм и заданиям интеллектуального плана,

- развивать любознательность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Блок задач по организации взаимодействия с родителями.

  • Вызвать интерес и положительный настрой родителей к использованию развивающих игр по пространственным представлениям в домашних условиях.
  • Продумать эффективные способы повышения родительской компетенции.
  • Привлекать родителей к изготовлению развивающих игр.

Блок задач по созданию условий в группе.

  • Разработать систему развивающих игр-путешествий для использования на занятиях и в совместной с детьми деятельности.
  • Создать необходимую предметно-развивающую среду.

Работу по реализации поставленной цели мы начали с подбора учебно-методической литературы. По нашему мнению, наиболее практически направленными с позиции игрового подхода к освоению детьми пространственных отношений являются следующие публикации. “Люби и знай родной свой край”. Людмила Земскова-Названова, где автор учит дошколят составлять планы и карты; Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова, “Математика для дошкольников”, в книге раскрывается методика ознакомления детей с пространственной ориентировкой. Большой находкой стал раздел “Путешествие по карте” в книге Н.А.Коротковой “Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста”. В практику был взят материал из журнала “Дошкольное воспитание” №21, 2006 г. “Сказки на доске – морской бой”, где с помощью сказочных героев дети учились пользоваться системой координат; №3, 2006 г. представлении один из вариантов графического диктанта с помощью которого у детей развивается воображение, творчество, умение ориентироваться на листе бумаги, придумывать различные сказочные лабиринты, карты путешествий. В статье “На подступах к тетради” журнал “Дошкольное воспитание” №4, №5, 2008 г. дан практический материал, где представлены упражнения на пространственную ориентацию для детей дошкольного возраста. Просматривая журналы “Дошкольное воспитание”, мы заметили, что стало появляться много материала по изготовлению макетов городов, улиц, зданий.

Для оценивания уровня развития детей мы воспользовались разработанными авторами программы “Развитие” показателями для определения степени овладения детьми программным содержанием раздела “Ознакомление с пространственными представлениями”. Это четыре контрольных занятия, проводимых в течение года в подготовительной группе:

  • в сентябре – по ориентировке в пространстве с помощью плана;
  • в ноябре – по усвоению детьми общепринятых условных обозначений, употребляемых при составлении плана с осознанием понятия “масштаб”;
  • в марте – по выявлению умения пользоваться системой координат при игре в “Морской бой”:
  • в мае – по определению умения пользоваться системой координат на географических картах разного масштаба.

Организуя свою работу в течение года мы старались придерживаться тематического принципа к планированию работы с детьми и поэтому с целью сохранения единого подхода к образовательным и воспитательным воздействия всех специалистов ДОУ на детей опирались на темы по ознакомлению с окружающим. Эти темы мы использовали для поддержания интереса детей. Конечно, не во все темы мы могли включать игровой материал по пространственным отношениям, но ко многим нам удалось подобрать интересные, иногда забавные игры-путешествия. Приводим вариант такого включения в темы года в подготовительной группе (игры-путешествия выделены шрифтом).

Таблица 1

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Тема “Школа”

“Как дойти до школы”

    Тема “Кто Я? Какой?”

“Достопримечательности нашего города”

Октябрь Тема “Мы путешественники”

“Наша большая Земля”

  Тема “Устное народное творчество”

“В деревенской избе, в светлой горнице”

Тема “Народные промыслы”

“Где живут умельцы”

Ноябрь   Тема “Физика для малышей”

“Богатства нашей России”

  Тема “Семья + ОБЖ” (ребенок дома)

“Опасные места в доме”

Декабрь Тема “Мир сказок”

“Путешествие по сказочным лабиринтам”

Тема “Зимушка-зима”

“Путешествие по сказочным лабиринтам”

Тема “Страх + ОБЖ” (другие люди + опасности)

“Правила дорожного движения”

 
Январь     Тема “Права ребенка”

“Право на отдых”

Тема “Кем быть”

“Профессии разных континентов”

Февраль        
Март       Тема “Древние люди + экономика”

“Путешествие Криса и Таммы”

Апрель   Тема “Космос”

“Путешествие по солнечной системе”

Тема “Транспорт”

“Путешествие на разных видах транспорта”

Тема “Наш город”

“Наш родной город”

Май Тема “День победы”

“Путешествие по картам военного времени”

Декада семьи

“Мы живем здесь”

   

Для занятий, игр с детьми в свободное время мы использовали разнообразные карты, как реальные, так и сказочные; глобус, планы, схемы, большую физическую карту полушарий; оформленный со звездами и планетами уголок космоса. Все это служит своего рода метафорой целостного “пространства мира”, его наглядно-графическими и пространственными заместителями. Эти предметы не экзотичны для современного дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации, познавательную литературу, которая есть и дома и в детском саду.

Начиная игру-путешествие, мы обычно обсуждали с детьми пункт назначения, подходящий вид транспорта, намечали маршрут (или возможные разные пути) на глобусе, на карте, прокладывая его метками, маркером, обсуждали возможные встречи на пути.

В этих играх-путешествиях мы использовали много иллюстраций, фотографий, карточки-метки.

Организуя работу с детьми по какой-либо теме, мы продумывали варианты игр, заданий, пособий по ориентировке в пространстве для использования на организованных занятиях, в совместной с детьми деятельности по интересам, для раскладывания в разные центры детской активности для самостоятельности использования дошкольниками. Планировали варианты сотрудничества с семьями воспитанников. Вот пример такого подхода.

Тема “Наш родной город”

Таблица 2

Организованная деятельность Совместная деятельность Организация ПРС Сотрудничество с семьей
Занятие:

“Карта города Павлово”

На утренних сборах беседы о нашем городе (о том, что к нашему детскому саду можно подойти разным путем и доехать разными видами транспорта)

Дидактические игры:

- “Найди на плане”

- “Районы нашего города”

- “Как проехать?”

Организовать совместную прогулку по одной из улиц города Павлово

Изготовление карты города Павлово.

Возможность договориться об условных обозначениях, при помощи которых указываются разные объекты на карте.

Альбом “Мой любимый город” (с фотографиями улиц нашего города).

Центр занимательной математики

- Выкладывание из палочек различных зданий, домов

Центр ИЗО

- Внести различный бросовый материал для изготовления макета “Улица нашего города”.

Центр настольной игры

- “Сложи карту” (разрезать варианты карт на “пазлы”, с разным уровнем сложности)

- “Что где находится?” (игра с картой)

- Поместить материал для родителей с просьбой откликнуться на помощь в изготовлении фотографий улиц нашего города.

- Презентация альбомов семей:

- “Путь в детский сад” (в фотографиях, семья Суховых)

- “Мы любим гулять по нашему городу” (семья Бугровых)

- “Любимый маршрут выходного дня нашей семьи” (семья Корниловых).

Кроме игр-путешествий мы использовали и другие варианты развивающих игр по ознакомлению дошкольников с пространственными отношениями:

  • “Сказки на доске”
  • “Морской бой”
  • “Загадки на плане”
  • “Сказочные путешествия”
  • “Загадочные лабиринты” и др.

В конце учебного года мы подвели итоги работы, которые приведены в таблице.

Таблица 3

Уровни 1 занятие - ориентировка в готовом плане 2 занятие – составление плана 3 занятие - система координат 4 занятие – система координат
В

С

Н

8 (42%)

11 (58%)

-

9 (48%)

10 (52%)

-

9 (48%)

10 (52%)

-

10 (52%)

9 (48%)

-

По данным сравнительной таблицы мы видим, что детей с высоким уровнем становится больше в течение года. Дети проявляли интерес к занятиям, преодолевали различные трудности, добивались своей цели.

По результатам педагогической диагностики к концу года дети научились “читать” и составлять планы, осознавая понятия “периметр”, “масштаб”. с большим удовольствием играли в “Морской бой”, в “Сказки на доске”, научились пользоваться системой координат. Особое удовольствие дети получили от путешествий по глобусу и картам, которые дети приносили из дома. Совместно с детьми мы изготовили карту Нижегородской области с условными обозначениями, карту России – многообразие животного мира и полезных ископаемых. Путешествия проходили и по сказочным картам. После прочтения сказки К.Чуковского “Айболит” дети предложили нарисовать карту следования Айболита в страну Лимпопо. А также находили на карте Африку, отметили ее меткой, путешествовали на корабле из России в Африку.

Прочитав Г.Х. Андерсена “Снежная королева”, мы с ребятами исследовали карту и глобус: нашли Северно Ледовитый океан, земли крайнего севера, а также нарисовали карту, по которой можно было проследить путь Герды по спасению Кая. дети проявляли воображение, творчество.

Большую помощь с оснащении предметно-игровой среды, в поддержании интереса с детьми нам оказывали родители. Ими были оформлены альбомы с фотографиями, изготовлены различные лабиринты.

Общий вывод по подбору системы развивающих игр по ознакомлению дошкольников с пространственными представлениями – игровые методы способствуют лучшему освоению детьми программного содержания, а также развитию у них умственных способностей, воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, доказательной речи.

Большие возможности игровых подходов и для решения воспитательных задач: у детей стал развиваться интерес к играм и заданиям интеллектуального плана, заметно повысилась любознательность, инициатива, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

В перспективе намеченную систему развивающих игр по ознакомлению с пространственными отношениями мы будем совершенствовать, пополнять с детьми других подготовительных групп, а также разрабатывать варианты различных игр-путешествий, игр-загадок для детей старших групп.

Приложение