Совместная речевая деятельность "Беседа о дружбе"


Программное содержание

Закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого, доброжелательного отношения к товарищам. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, чётко отвечать на поставленные вопросы. Продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов. Познакомить детей с тем, как можно избежать ссоры, как помириться. Упражнять в дифференциации эмоциональных состояний.

Ход урока

Ребята, посмотрите какая интересная у меня шкатулка. Хотите посмотреть, что там внутри? Воспитатель открывает шкатулку, там лежат маленькие зеркальца. – что это? Для чего нужны зеркала? (Ответы детей) Вы совершенно правы. Зеркало помогает нам поддерживать опрятный вид, показывает нам неполадки в причёске, подсказывает нам, когда нужно умыться. А ещё в зеркале отражается наше настроение. Я хочу предложить вам поиграть в одну игру. Хотите? Тогда положите зеркальца в шкатулку. (Дети убирают зеркала в шкатулку). Теперь вы – зеркало. Я буду показывать вам картинки, а вы должны будете показать настроение, которое отображено на этих картинках. Воспитатель показывает карточки с различными настроениями. Дети изображают его мимически. – Какое это настроение? А отчего тебе может быть весело? (Страшно) что может тебя удивить? Отчего тебе бывает грустно? Молодцы! Вы правильно отобразили все настроения. А у меня сегодня грустное настроение, потому что я узнала, что две подружки поссорились друг с другом. Хотите узнать, почему они поссорились? Тогда присаживайтесь на стульчики. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецова “Подружки”.

Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень грустно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: “Не отдам!”.

- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше с подружками. (Ответы детей). Хотите узнать, что было дальше?

Воспитатель читает дальше стихотворение.

Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: “Играть давай!”.

- Мы можем похвалить девочку? За что Мы можем её похвалить? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; Она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)

- Как вы думаете, почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссоришься – особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре)

Дидактическая игра “Зачем?”.

- Как вы думаете, ребята, зачем нужны друзья? (Чтобы дружить)

Зачем нужно дружить? (Чтобы быть всегда вместе) Зачем быть вместе? (Чтобы помогать друг другу). Зачем помогать? (Чтобы другу было хорошо)

- Я с вами согласна. С друзьями хорошо, а без друзей плохо. Я вам предлагаю поиграть в игру “Найди себе друга?” Хотите? Тогда выходите на ковёр. Послушайте меня, как будем играть. Когда зазвучит музыка, вы будете гулять по всему ковру. Как только музыка закончится, вы должны будете выбрать себе друга, подойти к нему и обнять его. (Игра повторяется 2-3 раза). После игры воспитатель приглашает детей на стульчики.

- Ребята, скажите, каким должен быть ваш друг? Высказывания детей.

- Я уверена, что у каждого из вас есть друзья в группе? Кто хочет рассказать нам о своём друге? Какой он? Рассказы детей.

- Сейчас я вам прочитаю рассказ А. Митта. “Шарик в окошке”. Послушайте его внимательно. Чтение рассказа.

- Как можно назвать детей, которые принесли шарик? Какие они? (Да, этих детей можно назвать хорошими товарищами, друзьями, добрыми, заботливыми)

- Почему их можно так назвать? (Дети позаботились о товарище, принесли ему шарик и показали в окне, чтобы развеселить, порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались, порадовать товарища. Поэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами)

- Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нём? Дать детям высказаться.

- Давайте послушаем, как об этом говориться в рассказе. (Зачитать отрывок)

Сделать обобщение: “Детям или взрослым всегда бывает очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту.

Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их об этом попросят, а помогают сами”

- Вот и наш Тимоша заболел. Он дома один. Без друзей. Как вы думаете, какое у него настроение? А что мы можем сделать для него, чтобы ему стало хорошо? Высказывания детей. А мы можем ему нарисовать что-нибудь в подарок? Спросить детей, что они хотят нарисовать в подарок.

- Замечательно. А все ваши рисунки мы положим в этот конверт и пошлём его Тимоше. Давайте пройдём за столы и нарисуем Тиме подарок. (Дети садятся за столы и рисуют)

- Посмотрите, какие замечательные рисунки у нас получились. Как вы думаете, какое будет у Тимоши настроение, когда он получит наш конверт с рисунками? (Высказывания детей). Я тоже думаю, что у него будет хорошее настроение. Тимоше будет очень приятно, что друзья о про него не забыли и прислали такой замечательный подарок.

Вы у меня молодцы. Вы хорошие, добрые, отзывчивые друзья. А раз мы с вами молодцы, то настроение у нас с вами какое? А если настроение хорошее, что делают люди? (Улыбаются друг другу). Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу.