Семинар-практикум для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"


Цель: Привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребёнка, настроение других членов семьи. Подвести родителей к пониманию того, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. Формировать теплые отношения внутри семьи, осознание себя, как полноправного принимаемого и любимого другими членами семьи.

Технология: «педагогика сотрудничества»

Методы и приемы: совместное обсуждение высказываний, выбор определения, обоснование выбора определения, анкетирование родителей, обсуждение результатов анкетирования;

Предварительная работа с родителями.

  1. Предложить ответить на вопросы анкеты для родителей - для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми.
  2. Ознакомить с материалами папки "Детские неврозы".
  3. Оказать помощь в подготовке к выступлению на встрече.

Материал: напечатанные карточки "Семейные отношения - это:", рассказ В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала», памятка для родителей, анкеты для родителей, рисунки детей "овощи", "фрукты"; ауди запись детских высказываний, магнитафон, мультимедиа проектор, экран.

Ход заседания.

Родители сидят за столами, расставленными по кругу.

Педагог. Добрый вечер! Сегодня наша встреча посвящена теме: «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Уважаемые родители! Что на ваш взгляд, включает понятие семейные отношения»? Предложить для обсуждения ряд определений этого понятия, попросить выбрать одно из них, обосновать выбор.

Семейные отношения -— это:

  1. Характер взаимоотношений взрослых и детей в семье;
  2. Эмоциональные проявления членов семьи;
  3. Принятые в семье нормы поведения всех её членов и др.

Предложить родителям послушать отрывок из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала».

- Какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребёнка могут иметь такие ситуации в семье? - Можно ли избегать их?

- Как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий? (Ответы родителей). После высказываний родителей подвести итог.

Педагог: В эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1% - заболевание, а 90% - распущенность, это выявили психолог И. Плотинекс. Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Предложит родителям проанализировать следующую ситуацию: После выходного дня, воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщает: - У меня было хорошее настроение.

- Чем же? — интересуется воспитатель.

-А у папы было очень хорошее настроение!

- Согласны ли Вы с утверждением, что наше настроение определяет и наше поведение?

(Ответы родителей.)

Давайте сейчас со стороны посмотрим на поведение взрослого в зависимости от его настроения. (Рисунок №1 - ребенок разбивает чашку)

- Ребёнок, играя, разбил чашку. У Вас было прекрасное настроение в тот момент. Проиграйте, какой может быть Ваша реакция на оплошность ребёнка?

- Что бы Вы сказали ему? - Каким тоном? (Ответы родителей.)

- А сейчас смоделируйте свою реакцию на ту же самую ситуацию, если бы Вы были чем-то подавлены, в мрачном расположении духа.

Предложить родителям сформулировать свой способ реагирования в следующих семейных ситуациях: (Рисунок №2 - играющий ребенок)

Уже поздно, ребёнку пора спать, но ему не хочется, а муж (жена) всё-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребёнку ещё немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж (жена) настаивает на своем. Вы …. (Ответы родителей.)

Муж (жена) наказал ребёнка, но Вам кажется, что проступок не столь серьёзен и Вы начинаете играть с ребёнком. Муж недоволен этим. Вы… (Ответы родителей.)

- Вам обоим нужно задержаться на работе и некому побыть с ребёнком. Вы считаете, что Ваши дела важнее, и это должен сделать муж (жена), но она (он) не соглашается. Вы … (Ответы родителей.) Коллективное обсуждение в группах родителей, презентация групповых мнений.

Педагог: Дома вы заполняли анкеты. После обработки ваших ответов мы выявили наиболее характерные причины нарушения эмоционального благополучия детей.

  • Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
  • Нарушение режима дня.
  • Неблагополучное положение в семье.
  • Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
  • Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что - то не так.
  • Ребенок не получает достаточно любви от своих родителей, особенно от матери.

Подумайте и ответьте себе честно, существует ли в вашей семье причины, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка, какие на ваш взгляд необходимо предпринять меры, чтобы исправить положение. Ответы родителей).

Проводится разминка.

  1. Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:
    а) любят поспать,
    б) любят сладкое.
  2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:
    а) любят работать на даче,
    б) любят делать заготовки на зиму.
  3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:
    а) любят тратить деньги,
    б) любят путешествовать.

Педагог. Продолжим нашу встречу. Дети - это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе с нами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. Наши дети, такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они как открытая книга, как чистый белый лист, на котором можно написать все, что захочется. А иногда - загадка, маленькая тайна. Знаем ли мы ее? Знаете ли Вы своих детей? Как Вы думаете, о чем мечтает Ваш ребенок?

Опрос родителей: «О чем мечтает Ваш ребенок?»

А теперь я хочу, чтобы Вы послушали высказывания самих детей.

(Звучит магнитофонная запись беседы с детьми , о чем они мечтают).

Известный сказочник Д. Радари говорил: " Все мы на одном большом огороде. Один злой лук, другой веселая морковка, третьи - румяные яблочки".

Сейчас мы предлагаем Вам нарисовать овощ или фрукт, которому соответствует Ваш характер.

(Рисование овощей и фруктов родителями).       

Теперь давайте сварим Ваш семейный компот на соответствие характеров родителей и детей, предложив заранее приготовленные детские рисунки. (Сравнение и обсуждение результатов родителями).

Закончить нашу встречу хочется словами - "Что ребенку надо - домик с тихим садом, мама с добрым взглядом и отца родного слышать ласковые слова" .

Мы благодарим Вас за участие в плодотворной работе, за активность и интерес к данной проблеме. Подводим итог встречи.

Список использованной литературы:

  1. Амонашвкли Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М.,1995.
  2. Виттинггон Р., Крайс Л., Морган Г., Крейцман Н., Бек Б. Мир начинается с меня. М., 1993.
  3. Как воспитывать ребенка без физического наказания /1 Журнал «Защити меня — Ргotect me! - 99».М., 1999.
  4. Корчак Я. Как любить ребенка,1990.
  5. Макаренко А.С. Книга для родителей. Л., 1981.

Приложение №1.