Дошкольное учреждение и родители: пути сотрудничества


Современные условия деятельности дошкольного учреждения выдвигают на одно из ведущих мест взаимодействие с семьей. По мнению специалистов (Е.П.Арнаутова, О.Л.Зверева, В.П.Дуброва и др.), общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, Взаимопонимания и доверия чтобы последние чувствовали себя единомышленниками, а не оппонентами.

Создание общности педагогов и родителей стало одним из приоритетных направлений в деятельности нашего учреждения. Уже на протяжении трех лет целью деятельности нашего педагогического коллектива является создание единого пространства развития ребенка, которое будет определяться следующими показателями:

– включенность семьи в процессы ДОУ;

преемственность и единство требований ДОУ и семьи в процессе воспитания детей;

– взаимоотношение родителей в семье: тип взаимоотношений супругов (сотрудничество, конкуренция, антагонизм), будет в значительной степени определять атмосферу и климат в семье, специфику детско-родительских отношений, характер педагогического воздействия семьи, личностные достижения ребенка;

стиль воспитания в семье: гуманизация стиля воспитания связана с трансформацией родительской позицией в сторону проявления любви к ребенку;

родительское сообщество представляет собой субъект воспитания, реально влияющий на образовательный процесс в ДОУ, формирующий социальный заказ, отстаивающий интерес дошкольного учреждения в социуме.

Для этого организуется информационно-просветительская, совместная деятельность, вовлечение родителей в управление ДОУ.

Положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей является издание и распространение внутрисадовской газеты “Сибирячок”. Содержание рубрик “Сестричка-медСестричка”, “Советы психолога”, “Вести из групп” знакомит родителей воспитанников с аспектами, связанными с ответственностью за воспитание детей, факторами, влияющими на развитие личности, опытом семейного воспитания. Помимо обзорных, издаются тематические выпуски, посвященные актуальным вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это: “На пороге школьной жизни”, “Здоровье детейпроблема общая” и другие. Изучая отношение родителей к данной форме работы, был выявлен интерес и желание быть не только читателями, но и авторами газетных статей. В настоящее время, благодаря тому, что газета создается педагогами совместно с родителями воспитанников, она стала еще интереснее и популярнее.

С целью просвещения родителей используем всем хорошо известную форму как собрание на которое нам удается собрать 80% родителей в тот момент когда в других ДОУ это просто проблема <Приложение 1>, <Приложение 2>. Почему, спросите вы? Дело в том, что на собрании обсуждаются вопросы, которые представляют интерес для родителей, создается атмосфера взаимного доверия и уважения. Здесь можно обсудить насущные проблемы, высказать противоречивые чувства. Для поддержки активной позиции родителей используем нетрадиционные подходы в проведении, интерактивные методы <Приложение 3>,<Приложение 4>.

В рамках совместной деятельности с родителями планируем и проводим разнообразные гостиные <Рисунок 1>, конкурсы. Традиционными в ДОУ стали конкурсы “Папа, мама, я – музыкальная семья, спортивная семья, творческая семья”, поход с участием родителей “Тропой здоровья”, выставки творчества: “Мы и дома не скучаем”, фотовыставки, проведение праздников, занятий с участием родителей.

В настоящее время рассматриваем родителей наших воспитанников не только как заказчиков образовательных услуг, партнеров, но и в качестве общественных экспертов, осуществляющих контроль за условиями пребывания детей, качеством питания, образования. Экспертиза проводится не только представителями, выбранными в Совет ДОУ, но и всеми родителями, участвующими в согласовании образовательной программы, ежегодном анкетировании, которое проводится в конце учебного года с целью изучения мнения родителей о качестве деятельности учреждения. Анализ результатов анкетирования позволяет узнать о чувствах, переживаниях матерей, отцов, определить перспективы развития учреждения.

Что же касается деятельности Совета ДОУ, то это орган самоуправления ДОУ, обеспечивающий общественную составляющую в управлении учреждением. Это генератор идей, эксперт, источник новых решений. Основными функциями которого являются:

– обеспечение защиты и интересов участников воспитательно-образовательного процесса;

– принятие участия в разработке стратегии развития учреждения;

– содействие совершенствованию материально-технической базы;

– обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства, прав личности участников образовательного процесса;

– содействие к привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития ДОУ.

Состав ДОУ (родители, педагогические работники, представитель учредителя) позволяет решать вопросы, касающиеся различных направлений и учитывать интересы, потребности всех участников образовательного процесса. Хочется отметить, что современные родители готовы идти на контакт и поддерживать идею ДОУ в создании единого пространства развития ребенка.

По инициативе Совета ДОУ ежегодно оказывается помощь детям из малоимущих семей, проводится благотворительные акции “Помоги другу”, “Украсим землю цветами”, решаются вопросы, касающиеся защиты прав всех участников образовательного процесса и развития материально-технической базы, устраиваются выставки литературы по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста, изготавливаются информационные бюллетени для обзора всеми родителями воспитанников.

Построение единого пространства развития детей позволяет достигать нового качества во взаимодействии ДОУ с родителями и создавать условия, способствующие повышению эффективности деятельности детского сада.