Ряд по величине. По мотивам сказки Л.Н. Толстого "Три медведя"


Игра «Ряд по величине»

Цель игры: уточнение представлений детей о величине предметов. Ознакомление со словом – термином «величина».

Материал и оборудование: фигурки из настольного театра по сказке «Три медведя», наборы игрушек или картинок с изображением однородных предметов, разных по величине.

Ход игры

Педагог сообщает детям, что у Машеньки сегодня день рождения (показывает фигурку девочки). К ней в гости пришли медведи: один большой, другой поменьше, третий маленький (Педагог поочередно вводит в игру фигурки разных по величине медведей). Затем обращается к детям: «Вы их знаете, ребята? Правильно, большой медведь – это отец Михайло Иванович, поменьше, средняя по величине – мать – медведица Настасья Петровна, маленький медвежонок – их сынок. медведи принесли Машеньке подарки: цветы, ягоды и грибы». Педагог выкладывает перед фигуркой девочки три цветка: разных по величине (картинки), и спрашивает «Угадаешь ли ты, Машенька, кто какой цветок тебе принес? Давайте, ребята, и мы подумаем вместе с Машей, кто какой цветок принес ей в подарок?»

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки: «Все цветы красивые, по цвету одинаковые – красные. Только один красный цветок большой. Другой красный цветок поменьше. Он средний. Третий красный цветок еще меньше. Он маленький. Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И медведи тоже разные по величине: Михайла Иванович большой, Настасья Петровна средняя, Мишутка маленький. Догадалась Машенька: большой цветок принес медведь – отец самый большой и сильный. А вы, ребята, догадались, кто подарил Машеньке маленький цветок, а кто средний? Средний немного поменьше большого и немного побольше маленького».

Сравнение цветков по величине, соотнесение их с фигурками из сказки «Три медведя», тоже разными по величине, служат образом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине.

Педагог ставит медведей по линии в ряд, а дети раскладывают около каждой фигурки предметы: большого размера – возле Михайло Ивановича, среднего размера – возле Настасьи Петровны, а маленького размера – возле Мишутки.

Игра «Лесной магазин»

Цель игры: упражнение детей в узнавании и выборе предметов, различных по величине. Закрепление слов, обозначающих величину. Уточнение содержания слова – термина «величина».

Материал и оборудование: предметные картинки к игре «Три медведя».

Ход игры

Открывается лесной магазин, и дети рассматривают выставленные здесь (в виде картинок) стулья, корзины, чашки, ложки, кувшины, миски, сачки, расположенные по три ряда.

«Что хотите, то берите и медведям подарите, - предлагает педагог, - только не ошибитесь, вручая подарки. Михайлу Ивановичу дайте большой по величине предмет, Настасье Петровне – поменьше, средний, а Мишутке – маленький».

Дети выбирают в магазине подарки (по три картинки с изображением однородных предметов), располагают их в ряд около себя, а затем подкладывают их к фигуркам медведей, соотнося размеры предметов с величиной зверей.

Если ребенок затрудняется, педагог предлагает ему помочь. Называя предмет, он жестом очерчивает его основные контуры: «Вот какой большой сачок! А теперь вместе нарисуем в воздухе сачок поменьше, средний. И еще совсем маленький».

Постепенно ребенок сам начинает понимать суть задания по узнаванию, выбору и соотнесению предметов по величине.