Руководство развитием игровой деятельностью детей. Тема: "Развитие коммуникативных отношений при помощи технологии развития ролевых связей у детей старшего дошкольного возраста"


Работая по теме развитие коммуникативных навыков я взяла наблюдение за детьми в основной деятельности дошкольного возрастаигре . В этом виде детской деятельности как нигде лучше можно проследить взаимоотношения детей. Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами определить то, в какую игру они хотят играть, что им для этого нужно. В этом возрасте у детей есть уже словарный запас для ведения ролевого диалога. Роль воспитателя состоит в том, чтобы направить и расширить ролевой диалог так, чтоб игра становилась более интересной и содержательной. Воспитывала положительные взаимоотношения между детьми и окружающими.

Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно-ролевая игра.

В ходе наблюдения за игровой деятельностью детей, я обратила внимание на то, что недостаточное развитие коммуникативных навыков дошкольников затрудняет возникновение партнерских отношений детей в сюжетно-ролевой игре.

В результате проведения мониторинга развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, я получила следующие данные:

Слайд

Как видно из графика, самый низкий показатель выявлен в умении детей общаться со сверстниками – 20% детей. Данные дети не умеют вступать в ролевое взаимодействие, отражать ролевые связи и отношения, соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров.
Основываясь на полученные результаты, мы решили, что развитие взаимодействия детей целесообразно осуществлять в игровой деятельности, а именно: в сюжетно – ролевых играх.

Занимая в игре позицию «консультанта», я ставила перед собой следующие задачи:

  1. Формировать умение детей правильно строить ролевое взаимодействие.
  2. Учить детей отражать в игре ролевые связи и отношения.
  3. Формировать у детей ролевые способы отображения окружающего: ролевые высказывания, ролевую беседу

Одной из линий развития сюжетно – ролевой игры старших дошкольников для нас послужили «Игры-придумывания».

Придумывание сказок осуществляется тремя способами:

  1. Способ заключается в изменении последовательности хода сказки.
  2. Способ заключается в ведении в сказку нового персонажа.
  3. Способ заключается в придумывании новой сюжетной линии сказки.

Совместную игру с детьми я начинала с частичного изменения уже известных сказок («Красная шапочка», «Иван-царевич и серый волк» и другие).

Алгоритм придумывания сказки

  • Вспомнить сюжет сказки.
  • Ввести новых персонажей, новую очередность в ходе сюжета.
  • Придумать новый конец сказки.

Это позволило в дальнейшем перейти к придумыванию совершенно новых сюжетов.

Мы предлагаем вам изменить сюжет известной вам сказки «Репка»

Данная форма работы позволила нам развивать, обогащать содержание игр детей, а также формировать коммуникативные навыки в процессе придумывания нового содержания.
Работая по программе «Радуга», я использую такую форму работы как «Библиотечка игр» – (образец книжки), которая направлена на формирование умения детей договариваться между собой в процессе придумывания нового содержания игры, искать новые пути сотрудничества.
Для использования данной формы работы я изготовила тематические книжки из специально подобранных комплектов иллюстраций, достаточно ярко отражающих разнообразные приключения и события: на море, в кабине воздушного лайнера, на космическом корабле, дома в семье и т.д. Сначала я сделала книжки на темы игр наших детей (семья, детский сад, школа). Для расширения игровых интересов мы пополняем библиотечку книжками на новые темы.

Алгоритм работы с «Библиотечкой игр» состоит в следующем:

Приглашаем детей подойти к книжной полке, и сообщаем, что приготовили сюрприз, который находится на полке. Предлагаем детям найти его. Дети рассматривают книжки, сделанные из иллюстраций и находят среди них новую книжку.

Рассматривая с детьми иллюстрации в книжке, обращаю внимание, что, к сожалению, книгу нельзя читать, т. к. в ней нет текста. Предлагаю детям самим придумать истории к иллюстрациям, которые им понравились.

Для повышения у детей интереса к предстоящему делу воспитатель говорит, что каждый рассказ или история будут записаны и подписаны фамилией и именем ребенка, а затем вставлен в данную книгу.

Дети рассаживаются так, как им удобно и придумывают рассказы по понравившейся им иллюстрации.

Рассказ записывается воспитателем под диктовку ребенка. Если же рассказ получился сумбурным, путанным, воспитатель говорит ребенку о том, что не успел записать его и договаривается, что ребенок повторит этот рассказ вечером. Таким образом, воспитатель получает возможность в индивидуальной работе упорядочить события в рассказе ребенка.

Дети могут брать книжки домой, и записывать рассказ с родителями.

Готовые рассказы детей, воспитатель вставляет в книжку и зачитывает получившиеся истории всей группе.

«Библиотечка игр »позволила мне достаточно ярко и разнообразно отразить полученные знания в совместной игре. Это позволило перестроить детям свои взаимоотношения со сверстниками, расширить круг общения.

В дальнейшем данные истории послужат материалом для развертывания сюжетно-ролевых игр.

При организации общения детей в сюжетно – ролевых играх в рамках традиции «Мы ходим в гости», нами были поставлены следующие задачи:

  • Приобщение старших детей к играм с малышами
  • Развивать уверенность в себе и своих возможностях
  • Развивать активность, инициативность, самостоятельность
  • Формировать групповые нормы и положительные взаимоотношения

Проведению данной традиции предшествует начальная подготовка педагогов и детей, которая включает в себя:

  • Пригласительные билеты
  • Совместная с детьми подготовка группового пространства к встрече гостей, большое внимание уделяется игровой части группы (создание полей сюжетно – ролевой игры).
  • Создание в детском саду атмосферы общения, взаимопонимания.
  • Подготовка сюрпризных моментов для детей – хозяев группы.
  • Встреча, развертывание сюжетных игровых ситуаций, участие гостей в них.
  • Коллективное изготовление старшими детьми подарочных сувениров для детей младших групп
  • Отметить каждого ребенка медалью («самый доброжелательный», «самый общительный»…)
  • Донести до родителей успехи детей в овладении коммуникативными способностями в сюжетно – ролевой игре

Я придерживалась следующих требований:

  1. Общение старших и младших дошкольников должно быть эпизодическим по чистоте (1 раза в месяц) и времени (около 1 часа)
  2. Старшие общаются с младшими исключительно добровольно. Их действия одобряются воспитателем, о них сообщается родителям (младшие дошкольники могут легко уйти от общения, так как являются пассивной стороной).
  3. Содержание общения должно быть предложено воспитателем и определяться выбранным сюжетом, а также ненавязчиво направляться им.
  4. При организации общения следует учитывать длительность и характер контактов между детьми (воспитатели обеих групп должны преодолеть ряд психологических трудностей: предложить игру, учитывающую интересы обоих возрастов; учить терпеливому отношению старших детей к младшим сверстникам; помочь младшим дошкольникам преодолеть возможные трудности в общении и робость.)
  5. Общение должно вызывать положительные эмоции у обеих возрастных групп и восприниматься как яркое, интересное событие.

В процессе сюжетно-ролевой игры с малышами у старших дошкольников есть еще одна возможность закрепить умение отражать в играх ролевые связи и отношения.
В сюжетно-ролевой игре «Путешествие» первоначально проводим беседу, рассматриваем иллюстраций, фотографий, вспоминаем с детьми, куда они ездили, что им запомнилось. Дети делятся своими впечатлениями. На следующем этапе обсуждаем, куда мы отправимся в путешествие. Распределяем роли, подбираем атрибуты к игре. Старшие дети выбирают активные роли (капитан, радист, штурман, кок), а младшим дошкольникам отводятся более пассивные роли (пассажиры, матросы). В ходе игры проявлялось умение старших детей уступать малышам, поддерживать их, радоваться совместным успехам. Формирование у детей правил общения проходило в игровых упражнениях: «Почта», «Цепочка слов», «Интервью», «Я начну, а ты продолжишь».

В ходе повторного мониторинга были получены следующие результаты

Слайд

Как видно из графика, по показателю «взаимодействие в игре» высокий уровень наблюдается у 30% детей, средний уровень – 69 % детей и низкий уровень составляет 7 % детей. По показателю «ролевые беседы» высокий уровень наблюдается у 25% детей, средний уровень – 65 % детей и низкий уровень составляет 10 % . По показателю «ролевые высказывания» высокий уровень наблюдается у 25% детей, средний уровень – 68 % детей и низкий уровень составляет 7 % детей. У детей наблюдается снижение доли детей с низким уровнем развития по показателю «ролевые беседы» на 5%; изменение низкого уровня по показателю «взаимодействие в игре» составил 13%, изменение низкого уровня по показателю «ролевые высказывания» составил 9% детей.