Роль игры в развитии речи дошкольников


Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги)

Для реализации созданы следующие условия: игровая комната, речевой уголок, подбор настольно-печатных, дидактических игр в соответствии с возрастом, спортивный зал, площадка для прогулок, предметно-развивающая среда.

Целью работы является - формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Основными задачами в работе являются:

Методы, используемые в работе:

Все эти методы реализовываем при помощи приёма игр. Игры, которые используем в работе;

Сюжетно-ролевые (дети сами ставят цель, выбирают средства для реализации игрового замысла) включают в себя:

  • игры на бытовые темы;
  • строительные игры
  • театрализованные игры

Игры с правилами (отличаются специально разработанными взрослыми и чёткими игровыми правилами):

  • подвижные

дидактические, включают в себя:

  • игры с предметами
  • настольно-печатные
  • словесные

Например: в подвижной игре, которую применяем на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего.

Дидактические игры и её элементы применяем на занятиях, на утреннем сборе, в трудовой деятельности, в свободной деятельности, прогулке. Все виды игр, направленные на развитие речи детей, применяем в процессе следующей деятельности:

Основными направлениями деятельности являются:

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется через организацию:

  • утреннего сбора,
  • воспитания культурно-гигиенических навыков прогулки;
  • трудовой и свободной деятельности
  • занятий (фронтальные, индивидуальные)

Психолого-педагогическая работа организуется следующим образом:

  • Подбор диагностического материала
  • Диагностика и обследование детей
  • Игры и тренинги
  • Консультации для родителей

Работа логопеда:

Подбор речевых игр на развитие и совершенствование грамматического строя речи;

Консультирование родителей

С педагогами детского сада проводим семинары, консультации, семинары-практикумы:

  • "Развитие речи дошкольников".
  • "Роль игры в развитии речи дошкольников"
  • "Дидактические игры для формирования грамматического строя речи"

Работа с родителями

Большое внимание уделяем работе с родителями, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и в семейных взаимоотношениях и только совместными усилиями можно добиться определенных результатов. В настоящее время сложились следующие формы работы с родителями.

Консультации:

  1. Игрушки полезные и вредные.
  2. Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.
  3. Учите детей наблюдать.
  4. Что делать, если у ребенка плохая память.
  5. Нужно ли родителям обучать детей чтению.
  6. Как научить ребенка запоминать стихи.
  7. Учим детей рассказыванию.

Родительские собрания:

  1. Развитие правильной речи ребёнка в семье.
  2. Развиваем речь, играя.
  3. Почему ребёнку нужна игра.
  4. Развитие речи детей в преддошкольный период.