Роль игрушки-самоделки в развитии младших дошкольников


Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
(Сухомлинский В.А.)

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков Ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…"

Развитие детей младшего дошкольного возраста немыслимо без самых разнообразных игр, которые могут быть как подвижными, так и развивающими. игры детей – это два в одном: одновременно и игра, и работа. Перед взрослым стоит определенная задача – он должен дать старт интеллектуальной игре и позаботится о том, чтобы малыш играл с особой увлеченностью, при этом, не отстраняясь, а становясь полноправным участником игры.

Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Прежде всего, педагогу необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.

Самыми интересными для детей являются игрушки-самоделки. Ценность игрушек-самоделок возрастает, когда дети вместе со взрослым, под его руководством включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться. Оказывая детям помощь в организации игры с игрушкой-самоделкой, нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.

Для игры детям в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру “кукольная” мебель, посуда, мягкие игрушки, изображающие животных, разнообразные транспортные средства: автобус, самолет, пароход, легковой и грузовой автомобили. Интересными представляются вязаные и сшитые их ткани куклы.

Игрушка “Домовенок Кузя” (для ознакомления детей с основными видами эмоций).

Представляет собой набор варежковых кукол с различной мимикой, выражающей разные эмоциональные состояния: радость, грусть, злость, страх, удивление. Варежковые куклы сшиты по принципу 5 варежек на взрослую руку. В верхней части куклы расположено “лицо” (диаметр 20 см). Лицо Кузи должно иметь разные эмоциональные выражения. Поэтому у каждой куклы разное “лицо”. Как вариант можно рассматривать одну варежковую куклу и несколько съемных “лиц” к ней. Нам в изготовлении Домовенка Кузи помогли родители.

Варежковые игрушки могут быть разнообразными и использоваться в разных видах деятельности.

Игрушка “Капелька”.

Диаметр – 20 см., высота – 60 см. Игрушка-капелька имеет лицо, выражение которого меняется за счет изменения формы бровей, рта. Волосы этой куклы сделаны из шелковых шнурков всевозможных цветов и оттенков длиной – 25 см, чтобы ребенок мог заплетать их в косички, вплетать в них ленточки, закалывать заколки, завязывать бантики.

Игрушка “Бабушка-рассказушка”.

Эта ростовая кукла шьется из поролона. Рост примерно 150 см., диаметр головы 30 см, длина туловища – 70 см. длина ног – 50–60 см., длина рук – 50–60 см.

Одежда: рубашка, юбка, фартук.

Обувь: тряпочные тапки (без задника). Лицо: глаза – пуговицы; рот, нос – поролон, Волосы – пряжа коричневого цвета. Каркас куклы – деревянная палка крестом.

Воспитатель вставляет свои ступни в тапочки, руками держит каркас – кукла движется, поворачивается, наклоняет голову. Кукла используется для ознакомления детей со сказками.

Приведем примеры некоторых игр, для которых потребовалось изготовление игрушек-самоделок.

“Разрезные картинки”.

Самые первые картинки должны быть разрезаны на две и на четыре части, причем ровно, без каких-либо изгибов. Методика работы: перед ребенком вы кладете собранную картинку. Потом можно сказать так, что налетел ветер-шалунишка и раскидал всю картинку. Давай соберем елочку заново. Или что-то в этом роде. Главное, сначала показать ребенку целую картинку, разобрать и потом помочь собрать правильно. Не спешите сразу все делать за ребенка, пусть он немного подумает, повертит кусочки в руках.

“Цветовой тренажер”.

В пустую небольшую прямоугольную коробку кладем нужное количество отрезанных верхушек от пластиковых бутылок. Вырезаем под горлышки отверстия в коробке, чтобы на поверхности возвышались только горлышки. Обклеиваем коробку, например, зеленой бумагой-самоклейкой, а место возле горлышек от бутылок лепестками цветов (красными, синими, желтыми) и крышки тоже соответствующих цветов. И меняем местами. Дети с удовольствием откручивают крышки – задействованы и сенсорика, и моторика.

“Кораблик”.

Понадобятся: 1) скорлупки от орехов; 2) пластилин; 3) несколько зубочисток; 4) обрезки тонкого однотонного шелка красивых пастельных тонов; 5) бисер и золотых блесток-звездочек. Для начала нам нужно приготовить составные части корабля: фисташковую скорлупку-лодочку, отломить заостренную часть зубочистки – это будет мачта. Чтобы кораблик не перевернулся, ее высота должна быть та же, что и у корпуса кораблика, или чуть больше. Не забудьте приготовить маленький лоскуток-парус, на который в серединке можно наклеить золотую звездочку. На дно скорлупки плотно вклеиваем подогретый в руках маленький кусочек воска или пластилина, так, чтобы он был ниже бортов. На мачту поднимаем парус, прокалывая лоскуток в двух местах, а вершину мачты венчаем бисеринкой, фиксируя ее клеем. Теперь мачту с парусом можно установить, закрепив ее в пластилине. Парусник готов! С таким корабликом можно играть, пуская его по “шелковой” реке или в надувном мини-бассейне. А весной пускать кораблик можно по ручейкам.

Литература.

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 335 с.
  2. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
  3. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973. 35 с.