Родитель — соучастник образовательного процесса


Введение.

С 1991 года в Карагандинском Дворце детей и юношестве работает Семейный Учебно-Образовательный Комплекс (СУОК). В нем занимаются дети, начиная с двухлетнего возраста. СУОК охватывает дошкольное звено и предлагает программы для нескольких возрастных объединений:

- школа мамы и ребенка “Карапуз”, (2-3 года) -

- центр раннего развития “Капелюшечка”, (3-4 года) -

- центр эстетического воспитания “Тамши”, в переводе с казахского “Капелька”, (4-6 лет) –

- центр всестороннего развитияЗнайка”, (5-6 лет) –

- центр развития творчестваСтупени”, (5-6 лет).

Долголетие и успешность работы СУОК заключается в том, что педагогами найден оптимальный вариант взаимодействия ребенка и взрослого. На начальном этапе адаптационного периода, а он, как известно у всех разный, родители занимаются вместе с детьми. Ежегодно СУОК посещают около 300 детей. Помимо занятий ежемесячно проводятся яркие праздники, концерты, шоу- программы. Родители находятся в курсе всех событий и являются самыми активными участниками образовательного процесса. Для того, чтобы процесс был непрерывным, и не заканчивался за стенами Дворца, с родителями ведется постоянная, кропотливая работа на протяжении всего времени обучения ребенка в СУОК, а затем и во Дворце.

Мы люди разных профессии, но главная из них - родитель! Как и в любой другой профессии, в ней необходимы определенные знания, умения и навыки, а главное, желание быть хорошим родителем. На сегодняшний день хороший родитель – это компетентный родитель!

Социальные и психологические изменения, происшедшие в обществе за последние годы, коснулись самых разных сторон жизни, в том числе и системы образования. Изменилось само отношение к школе, как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Появилось много “сложных” детей, детей физически и психически нездоровых. Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.

Проблема заключалась в том, чтобы каждый из педагогов СУОК определил для себя следующее: работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?

Педагоги с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают с дошкольниками и их родителями. Дошкольник – это будущий “абитуриент” школы, гимназии или лицея. От его готовности к обучению, зависит дальнейшая успешность в образовательном учреждении, да и в жизни в целом. Готовность ребенка к школе определяется, в данном случае, не столько умением писать, читать и считать, сколько созреванием всех его психических процессов, но, зачастую, об этом не всегда знают родители.

Спросите любого “дошколенка”, он пришел в школу учиться, и учиться “хорошо”! Он любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – школа. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких тебе людей, ведь наступает разочарование в себе, школе, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не складывается судьба.… Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

Настало время создания целостной Государственной программы по организации работы с родителями. Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех образовательных учреждений, ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности этой работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.

Каждое человеческое существо - прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством!

В СУОК найден совершенно уникальный способ организации совместной деятельности детей и взрослых. Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребёнке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребёнка и собственные тоже.

СУОК – это творческое, образовательное, развивающее пространство для самовыражения детей дошкольного возраста, построенного на безусловном принятии ценности каждого ребенка, на основе диалога ребенка и взрослого, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями, в целом на диалоге культур и диалоге поколений.

Качественным отличием от всего ранее существовавшего опыта является то, что родителям предложили сесть за одну парту со своим ребенком и, ненавязчиво стали объяснять преимущества совместной деятельности:

во-первых, развитие ребенка происходит в комфортных условиях: доверительная обстановка, присутствие близких и очень значимых людей;

во-вторых, глубокое участие родителей в жизни малышей возможно только в партнерской деятельности, основанной на добровольном участии детей и взрослых в предлагаемой работе. Результатом такой деятельности является продукт: песня, танец, рисунок, концерт, развлекательное шоу и многое другое;

в-третьих, формируется совершенно новый тип отношений: родители и дети, вовлеченные в партнерскую деятельность, раскрываются друг для друга, с совершенно новых сторон, идет взаимообогащение и интенсивное накопление личностных качеств, необходимых для выхода в социум;

в-четвертых, родители начинают серьезно интересоваться процессами, происходящими с их детьми, задают много вопросов, а это и есть мотив, ведущий к сотрудничеству с педагогами и психологами.

Таким образом, вопрос о родительской компетенции возник не на пустом месте. Это был социальный заказ.

Начиная с 1991 года, сами родители и их роль в СУОК значительно изменились. С закрытием предприятий и детских садов СУОК оказался одним из немногих объединений с грамотными специалистами, которым можно было доверить ребёнка любого возраста и найти применение собственным силам. В то время, когда родители сами оказались без работы, потеряли жизненные ориентиры, они нашли, не без нашей помощи, смысл жизни! Он состоял в глубоком участии в жизни собственного ребенка! Если раньше родители были только наблюдателями, приглашались на итоговые мероприятия, то теперь они стали соучастниками образовательного процесса. День за днем они вместе с детьми пели, танцевали, рисовали и радовались каждому, пусть самому маленькому, но успеху малышей. Это произошло, когда в СУОК привели совсем маленьких детей, 2-3-хлетнего возраста. Изменилась структура объединения, а это повлекло за собой изменения в программах. Сложность их составления заключалась в том, чтобы четко определить долю участия каждого в продуктивной деятельности, так как зачастую родители старались выполнить всю работу за детей, вызывая тем самым их недовольство. Была составлена целевая программа по “ликвидации родительской безграмотности” “Семья”, которая стала частью Концептуальной программы СУОК “Развитие”.

Высокий рейтинг СУОК объясняется тем, что на протяжении всех лет работа строилась исходя из запросов времени, то есть социального заказа. С его изменением менялось содержание образовательных программ, менялись формы и методы работы с детьми и их родителями.

1991г.–1995г.- высок запрос на предметы эстетического цикла: изобразительную деятельность, хоровое пение, ритмику (в музыкальные и художественные школы брали далеко не всех детей, а только особо одаренных). В работе с родителями присутствуют традиционные формы: собрания, беседы, открытые уроки, концерты.

1996г.-2000г. – в связи с распавшейся системой ДУ, а значит и подготовкой детей к школе, прибавился запрос на предметы интеллектуального цикла: математику, чтение, интеллектуальные игры, познание окружающего мира. Родителям были предложены: диагностика, консультации, наблюдения.

2000г.-2004г. – возник запрос на психолого-педагогическое обеспечение всего образовательного процесса: педагогические гостиные, тренинги, коррекцию, анкеты, тестирование, потому что только компетентный родитель мог вовремя обнаружить и постараться решить проблемы ребенка и свои собственные.

Каждый педагог мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только он, компетентный, чуткий, образованный сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком. Именно поэтому, в СУОК придается такое большое значение работе с родителями. Мы понимаем, что закладываем основу дальнейших взаимоотношений не только в семье, школе, но и в обществе, которые должны базироваться на уважении к личности.

Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.

Счастливый ребёнок растёт только в счастливой семье. Позитивная оценка семьи дорогого стоит. Очень хочется надеяться, что работа СУОК помогает, отчасти, обрести это счастье.

“Большие государства делают большую политику, а маленькие – ПРАВИЛЬНУЮ”!