Решение коррекционных задач постредством организации игровой деятельности


Коррекционная деятельность учителя-логопеда включает в себя многие аспекты.

Сам процесс состоит не только в устранении речевых недостатков, но и в формировании умений использовать речь как средство получения новых знаний, установления межличностных отношений, социального становления личности ребенка.

Очень трудно достичь результатов, решая только чисто коррекционные задачи, нужно постараться дать знания детям, которые будут отражением действительности и востребованными в повседневной жизни. Это требование легло в основу разработки тематики и содержания предложенных занятий.

Для любого педагога-дошкольника неоспорима мысль, что ребенок развивается в игре, рассматривает ее как мощный воспитательный фактор в процессе социально-личностного развития. Где ребенок проживает роль, взятую на себя? Где ребенок реализует себя в той сфере жизни, которая ему пока не доступна? Где ребенок может попробовать разные модели общения? Конечно же, в игре. Предлагая детям игры в различных вариантах, мы решаем широкий спектр задач. А дети в свою очередь, сами того не замечая, получают возможность проявить себя в познании, творчестве и самовыражении.

КОНСПЕКТ комплексного занятия в логопедической подготовительной к школе группе «МЫ ПОМНИМ И ЧТИМ

Цели:

Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. Прослушивание и заучивание песен о Великой Отечественной войне. Знакомство с подвигами земляков – Героев Советского Союза. Знакомство с памятными местами города Казани, посвященными защитникам Отечества.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед. Мы с вами много беседовали, читали рассказы и стихи, на музыкальных занятиях пели песни, слушали музыку, рисовали и узнали, как прекрасна наша земля – наша Родина. Что мы называем Родиной? Как вы понимаете слово – Родина?

Ответы детей (место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши папы и мамы, лес, речка …)

Логопед. Правильно. Послушайте стихотворение о Родине.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый,
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем!

Логопед. Но не всегда было так радостно и спокойно жить. Огромным испытанием для нашей Родины стала Великая Отечественная война. Все дальше в глубь истории уходят события связанные с войной. Но память о тех, кто героически сражался за родину, живет в сердцах людей. Давайте представим, как это было.

Инсценировка детьми фрагмента стихотворения С. Михалкова «Мы тоже воины».

Связист (сидит на стуле, на голове наушники, в руке телефон)

Алло, Юпитер? Я – Алмаз,
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло, алло!

Медсестра (перевязывает раненого, сидящего на стуле)

Что вы ревете как медведь?
Пустяк, осталось потерпеть,
А рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.

Моряк (смотрит в бинокль)

На горизонте самолет
По курсу полный ход вперед.
Готовься к бою экипаж!
Отставить истребитель наш.

Летчик (рассматривает карту)

Пехота здесь, а танки тут
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ
Противник не уйдет от нас.

Логопед. В редкие минуты отдыха солдаты собирались вместе, писали письма домой, пели песни и просто шутили. И мы с вами отдохнем и поиграем.

Игра «Расшифруй слово»

Описание: на наборном полотне выставлены картинки: вата, орден, игла, ножницы. Дети должны определить первый звук в словах, найти соответствующую букву на подносе и выложить слово (ВОИН). Аналогично «расшифровывается» слово СОЛДАТ.

Логопед. Что означает это слово – воин?

Ответы детей (защитник, солдат, офицер, победитель, мужчина, освободитель…)

Игра «Подбери слова»

Описание: дети должны подобрать слова – признаки (качественные прилагательные), за каждый ответ ребенок получает «солнышко».

Воин, защитник (какой?) – смелый, храбрый, сильный, ловкий, умелый, бесстрашный, отважный, добрый, внимательный, умный и т.д.

Логопед. На всех фронтах воевали наши земляки. Многие из них были награждены орденами и медалями. Самым храбрым было присвоено звание – Герой Советского Союза. Около 170 наших земляков были удостоены этого звания. Кого из Героев Советского Союза вы знаете? Расскажите о них.

Ребенок 1. Михаил Девятаев. В неравном воздушном бою он был сбит и попал в плен. Но и здесь он не прекратил борьбу. Работая, с другими военнопленными на вражеском аэродроме, они захватил немецкий самолет и со своими товарищами перелетел линию фронта.

Ребенок 2. Магуба Сыртланова. Она была отважной летчицей, за время войны совершила более 700 вылетов. Фашисты очень боялись наших летчиц и поэтому они называли их «ночные ведьмы».

Ребенок 3. Газинур Гафиатуллин. Во время наступления он бросился на пулемет, закрыл его своим телом, чтобы другие бойцы остались живы и продолжили наступление.

Логопед выставляет фотографии Героев Советского Союза – уроженцев Татарстана.

Логопед.Обо всех героях написаны книг и сняты фильмы. Память о подвиге воинов живет не только в памятниках, негасимом огне Вечной памяти, но и в наших сердцах. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. В честь защитников Родины дают праздничный салют, и сейчас мы с вами вместе попробуем сделать его на бумаге.

Коллективная аппликация «Салют в честь Защитников Родины»

Использование в работе различных приемов выполнения аппликации.

Логопед. Вот какой у нас с вами получился красивый, необычный салют в честь защитников нашей Родины.

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели.
Чтоб солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!

Список используемой литературы:

  1. Герои Советского Союза – наши земляки. Казань, 1982.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание». № 4,5,8 – 2005.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание». № 4 - 2003.
  4. Журнал «Музыкальная палитра». № 6 – 2005.
  5. Праздники и развлечения в детском саду. М., 2004.
  6. Султанбеков Б.Ф., Литвин А.Л. Рассказы о родном крае. Казань, 1972.

КОНСПЕКТ занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Приключения муравья»

Цели:

  • Совершенствование навыков составления простых распространенных предложений с предлогами.
  • Закрепление навыков звукового анализ а и синтеза.
  • Закрепление навыков осознанного чтения слов.
  • Совершенствование навыков ведения диалога.
  • Закрепление навыка ориентировки в пространстве.
  • Воспитание чувство взаимопомощи и товарищества.

Оборудование: Шапочки с изображением насекомых, схема, игрушечные насекомые на магнитах, изображения божьих коровок по количеству детей, кубик со схематичным изображением предлогов, замки и ключи, сделанные из цветной бумаги, фломастеры, магнитная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ 

Логопед. (Показывая игрушечного муравья на магните.) Жил – был муравей, он был маленький, и очень любопытный. Однажды он ушел погулять и забрел очень далеко от своего муравейника. Когда настала пора возвращаться, он понял, что заблудился. Дети, мне кажется, мы должны помочь муравью найти дорогу к муравейнику. А поможет нам и муравью вот такая схема.

(Выставляется схема с изображением тропинки, болота, леса, двух берез, муравейника.)

Логопед. Побежал муравей по тропинке и встретил стрекозу. (На схему выставляется стрекоза на магните.)

Диалог муравья и стрекозы.

Муравей. Здравствуй, стрекоза. Я заблудился и не могу найти дорогу к муравейнику, помоги мне, пожалуйста.

Стрекоза. Я покажу дорогу к муравейнику, если вы расскажите стихи о насекомых.

Логопед. Дети много знают стихов о насекомых, послушай их стрекоза.

Дети рассказывают стихи о насекомых.

Стрекоза. Спасибо большое. Беги муравей по тропинке до болота.

Логопед. Побежал муравей по тропинке, добежал до болота и встретил божью коровку. (На схему выставляется божья коровка на магните.)

Диалог муравья и божьей коровки.

Муравей. Здравствуй божья коровка. Помоги мне найти дорогу к моему домику.

Божья коровка. Я помогу тебе, если вы найдете слова, которые спрятались среди букв у меня на точках на спинке.

Игра «Найди слова среди букв»

Описание игры: На нарисованных спинках божьих коровках на черных точках написаны буквы. Нужно найти и обвести букву, которая встречается только один раз, и прочитать слово. Примерные слова: лес, роса, цветы, небо, лето.

Божья коровка. Молодцы. Муравей, тебе нужно обойти болото слева и бежать по тропинке до леса.

Логопед. Обогнул муравей болото и побежал к лесу. На опушке леса он встретил жука. (На схему выставляется жук на магните.)

Диалог муравья и жука.

Муравей. Здравствуй жук. Помоги мне найти дорогу к моему муравейнику.

Жук. Я покажу дорогу к муравейнику, если вы поможете отодвинуть камень от моей норки, и составите предложения с маленькими словами.

Игра «Волшебный кубик»

Описание игры: На кубике схематично изображены предлоги – за, под, над, из-под, из-за, на. Ребенок в шапочке муравья подбрасывает кубик, дети составляют предложения с тем предлогом, схематичное изображение которого окажется сверху.

Логопед. Я предлагаю вам рассказать стихотворение о жуке.

Физминутка.

На лужайке, на ромашке,
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.

Жук. Спасибо вам большое. Беги муравей по тропинке до озера.

Логопед. Добежал муравей до озера и встретил паука. (На схему выставляется паук на магните)

Диалог муравья и паука.

Муравей. Здравствуй паук. Помоги мне найти дорогу к моему муравейнику.

Паук. Я покажу дорогу к муравейнику, если вы освободите моих паучат. Найдите ключики к замочкам.

Игра «Подбери ключи к замочкам»

Описание игры: Три замка и ключи по количеству детей. На ключах цветными квадратиками выполнены звуковые схемы. На ключах напечатаны слова: зима, лето, липа, небо, лиса, поле, маки, жуки, заря, луга, сова, роза, роса, дубы, лапы. Дети должны прочитать слово и найти соответствующую своему слову схему на замочке, повесить свой ключ на нужный замок.

Паук. Спасибо, вы спасли моих паучат, а ты муравей беги по тропинке к двум березам, а там недалеко и твой муравейник.

Логопед. Добежал муравей до берез и встретил бабочку. На схему выставляется бабочка на магните.)

Диалог муравья и бабочки.

Муравей. Здравствуй паук. Помоги мне найти дорогу к моему муравейнику.

Бабочка. Я помогу тебе муравей, если вы поиграете со мной в игру «Подбери слова».

Игра «Подбери слова»

Игра на подбор ассоциаций к слову «бабочка»

(«бабочка-цветок»: Бабочка села на цветок; «бабочка-пчела»: Бабочка и пчела – это насекомые; «бабочка – дети»: Дети любуются бабочкой. И т.д.)

Бабочка. Спасибо вам, а твой муравейник совсем близко, беги по тропинке, и не куда не сворачивай.

Логопед. Муравей побежал по тропинке и совсем скоро добежал до своего муравейника. Спасибо вам ребята за то, что помогли муравью, не бросили его в беде.