Речевой тренинг «Путешествие по сказке "Золушка"»


Цели занятия:

1-ый блок: совершенствовать просодоническую сторону речи через тембровую окраску высказываний; развивать фонематическое восприятие; упражнять детей в умении дифференцировать звуки л, ль.

2-блок: учить согласовывать существительные с числительными; расширять словарь детей словами – антонимами; работать над обобщенным значением слов; упражнять в составлении предложений сложных конструкций;

3-ий блок: развивать внимание посредством сравнения; развивать умение работать в парах, группах; воспитывать чувство взаимопомощи.

Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро “Золушка”, беседа по содержанию, раскрашивание картинок к сказке, просмотр мультфильма.

Материал: книжная иллюстрация к сказке, синие и зеленые круги на каждого ребенка. Картинки – антонимы, карточки с напечатанными словами – антонимами; 2 вазы, картинки-цветы (фиалка, гладиолус, ландыш, тюльпан, лилия, василек). Наборы картинок – обобщений, 5 обручей разных цветов; простые карандаши, листы с нарисованными туфлями и коронами на каждого ребенка, картинки – сюрпризы с буквами (спасибо!); аудиозапись с песней “Добрый жук”.

Ход путешествия

I. Организационный момент в группе. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А путешествия? Я вас сегодня приглашаю совершить увлекательное путешествие по сказке. Вы согласны?

– А могли бы вы узнать сказку по иллюстрации? (Показывает).

– Как называется сказка? Кто ее написал? (Ответы детей).

– Кому из этой сказки вам хотелось бы помочь? (Ответы детей).

– Я с вами согласна. Сегодня мы будем помогать этой прелестной девочке. Мачеха как всегда дала ей много работы и без вашей помощи ей не обойтись.

II.

Кто скажет, какая Золушка в сказке? (Добрая, милая, нежная, красивая, ласковая, трудолюбивая, покладистая, вежливая, приветливая).

– А мачеха, какая? (Высокомерная, горделивая, вредная, крикливая, надменная).

– Вы помните, кто помогал Золушке в сказке? (Фея, птицы, звери).

III.

Ребята, кто попробует произнести фразуЗолушка, поди сюда!” так, как бы ее произнесла Фея (мачеха, принц, мышонок).

Ребята, за каждое правильно выполненное задание Золушка будет присылать вам сказочный привет. Вот первый за то, что у вас замечательно получилось произносить фразы от разных героев сказки.

IV.

Ребята, каждое утро Золушка делает зарядку. Давайте и мы тоже сделаем, но не обычную, а звуковую.

– Поставьте руки на пояс. Если услышите гласный звук, наклон выполняйте вправо, если согласный звук услышите – наклон влево. Давайте уточним, где правая сторона, где левая? А – р – м – и – к – г – о – э – ль – сь – у.

Вам снова от Золушки сказочный привет, потому что вы правильно делали зарядку. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

V.

Дала мачеха Золушке букет цветов. Велела поместить их в две вазы и отнести своим любимым дочерям. В синюю вазу надо поставить цветы, в названии которых слышится звук л, а в зеленую со звуком ль.

– Давайте поможем девочке разобрать цветы правильно. Возьмите все синий и зеленый круги, положите перед собой. Если услышите твердый звук л, то поднимите синий круг, если услышите мягкий звук ль, то покажите зеленый круг. Будьте внимательны! (Воспитатель показывает цветок, дети поднимают круг соответствующего цвета). Полюбуйтесь, какие красивые букеты у вас получились! И вновь от Золушки вам сказочный привет, значит все вместе, мы правильно составили два букета.

VI.

Также мачеха наказала падчерице пересчитать некоторые предметы в доме. Девочка справится с этим быстрее, если мы будем считать вместе с ней (хором).

(На доске карточки: 9 помидоров, 8 котят, 5 яблок, 7 цыплят.)

– Золушка шлет свой очередной сказочный привет за то, что вы дружно и правильно работали.

Физминутка “Девочки и мальчики”, (проводит ребенок).

Девочки и мальчики прыгают как мячики:
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, затем отдыхают!

VII.

Вы знаете, что сестры постоянно задевают Золушку, смеются над ней, спорят с ней. Если Золушка говорит: “Ах, сестрицы, какой сегодня ясный солнечный день!”, то сестры в ответ ей говорят все наоборот: “Нет, пасмурный!”

– Давайте с вами поиграем в игру “Наоборот”. Кто-то будет за Золушку говорить, а кто-то за сестер. Надо всем подойти, взять любую картинку со стола, подумать, найти себе пару, того ребенка, у которого картинка с противоположным значением. Затем встать перед доской, лицом к гостям. Каждая пара показывает свои картинки и называет слова или словосочетания.

– Алина, Вадим, Лика, Полина, Регина, Диана, возьмите карточки со словами, прочтите их внимательно и также найдите себе пару, того у кого напечатано слово с противоположным значением.

– Все внимательно слушают отвечающих.

– Молодцы, все правильно нашли себе пару, замечательно играли, и Золушка посылает вам привет из сказки!

(Пройти в спальную комнату).

VIII.

Мачеха приказала Золушке перебрать картинки с предметами, найти лишние. Без вашей помощи и здесь ей не обойтись.

– Помогать будем группами. Дети, сидящие за одним столом – одна группа. Всего у нас 5 групп сегодня. Каждая группа выберите по желанию любой обруч, возьмите картинки, обсуждайте, советуйтесь, решите, кто один будет отвечать. Лишнюю картинку оставьте в обруче, объясните свой выбор.

(В спальне дети общаются в группах, обобщают, отвечают по-очереди).

(Прошли в группу). От Золушки вновь сказочный привет за помощь.

IX.

Ребята, у Золушки есть друг – мышонок, а как его зовут вы узнаете, если прочитаете его имя на доске. (Пик). Он ей всегда помогает, но делает это, молча, или говорит, но очень мало. Давайте поможем Золушке научить мышонка красиво и правильно говорить.

– Мы как раз знаем игру “Молчун и говорун”, которая помогает лучше, красивее и понятнее говорить. И она, я думаю, им в этом поможет. Помогать будут как девочки, так и мальчики. Пик может только сказать:

1. “Цветы распустились”, “Бабочки летают”, “Золушка сидит”.
2. “Карета катится”, “Принц бежит”.

(Дети составляют сложные предложения).

– Ну, вот вы и помогли Золушке и ее другу, им очень понравилась эта игра, а вам за это приветик из сказки.

X.

Золушка очень обрадуется, если девочки помогут найти на своих карточках 2 одинаковых туфельки, а мальчики – 2 одинаковых короны.

– Возьмите правильно карандаш (показ), найдите пару туфельке и одинаковые короны и соедините их линией между собой.

– Если закончили, проверьте друг у друга. (Взаимопроверка).

– И здесь вы были внимательны и от Золушки сказочный привет!

– Давайте посмотрим, что же девочка хотела сказать вам своими посланиями из сказки? (Воспитатель переворачивает картинки, там написано “Спасибо!”)

– Кто может прочесть, что написала Золушка? Девочка благодарит вас за помощь.

Рефлексия.

– Ребята, вам понравилось наше путешествие по сказке?

– Какое задание было самым интересным на ваш взгляд?

– Какое задание, по вашему мнению, было самым трудным?

– Самым легким?

– Спасибо вам за участие в сказке, за то, что вы выручили добрую девочку, справились со всеми заданиями, были дружными. Мне было очень приятно путешествовать вместе с вами по этой замечательной сказке Шарля Перро.

Приглашаю всех вас на веселый танец “Жил на свете добрый жук!” (Дети танцуют под веселую музыку).

Фото