Ребенок дошкольного возраста и его безопасность


Мы как то привыкли при обсуждении вопросов детской безопасности ссылаться в основном на безопасность детей на дороге. И действительно обеспечение безопасности на дорогах, по результатам статистики, желает быть лучше: ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно - транспортных происшествий с участием детей и подростков. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Таким образом, понятие безопасность значительно расширилось и выделено в Федеральных государственных требованиях в отдельную образовательную область "Безопасность". Обязательность включения области Безопасность по ФГТ обусловлена:

- с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.);

- с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).

Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей:

- формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности

- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

на решение образовательных задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Современная общеобразовательная программа дошкольного образования предполагает начинать образовательную деятельность уже с детьми раннего возраста.

К сожалению, реализуемая в ДОУ общеобразовательная программа "Детство" не предусматривает отдельного раздела "Безопасность". Поэтому, чтобы выстроить систему работы с детьми по данной образовательной области нам предстояло на основе целей и задач, оформленных в ФГТ разработать содержание образования.

В 3-4 года у детей предполагается формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности за счет:

Формирования представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе и некоторых правилах безопасного поведения

Формирование представлений о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.

В 4-5лет у детей необходимо:

Формировать представление об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе:

Формирование представлений:

- о некоторых видах опасных ситуаций;

- о способах безопасного поведения в них.

Приобщать к способам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях

Формировать представление о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций и их источниках

Формировать представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и приобщать к ним

Соблюдение правил безопасного пользования оборудованием (инструментами) в разных видах самостоятельной деятельности

Выполнение правил безопасного для окружающего мира природы поведения

В 5-6 лет задачи и содержание работы усложняются.

Формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных) и причинах их возникновения

Формирование способов безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях Формирование представлений о видах опасных для окружающего мира природы ситуаций и способах безопасного для природы поведения

Формирование способов безопасного поведения в разных видах самостоятельной детской деятельности

Формирование способов безопасного для природы поведения в разных видах детской деятельности

В подготовительной к школе группе детям предстоит:

Освоение некоторых способов безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях Формирование основ безопасности окружающего мира природы как предпосылки экологического сознания

Уточнение и расширение представлений о способах безопасного поведения в опасных ситуациях в быту, на улице, в природе

Уточнение и расширение представлений о видах опасных для природы ситуаций, их источниках, способах безопасного для природы поведения

Закрепление представлений и способов безопасного поведения в разных видах самостоятельной детской деятельности

Закрепление способов безопасного для природы поведения

Таким образом, все содержание работы направлено на:

1.Формирование первичных представлений об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.);

  • на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора
  • в природе (незнакомые животные, водоемы)

2.Формирование основ безопасности окружающего мира природы:

  • формировать первичные представления о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить при напоминании взрослого их выполнять (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор)
  • стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к природе

Проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только силами педагогов детского сада. Важно обеспечить взаимодействие с семьями воспитанников и соответствующими службами поселка.

Для качественной реализации содержания образовательной области "Безопасность" нами создается учебно-методический комплекс.