Развитие у детей познавательных интересов благодаря познавательно-исследовательской деятельности


В последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. При этом часто у педагогов возникают вопросы: как создать предметную среду для исследования, где ребенок получает возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому я стремлюсь организовывать образовательный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Примерный план образовательного проекта “Вода-Вода”

(подготовительная к школе группа)

Задачи:

Под-проект Содержание деятельности детей Вид деятельности Презентация
Вода на земле Беседы с детьми о воде: океаническая, морская, речная, родниковая, болотная. Совместная

 

Создание альбома -иллюстраций
Игры – эстафеты с водой:

“Перепрыгни через ручей”

День, ночь, огонь, вода”

Совместная  
Дидактические игра

Да – нет

Самостоятельная  
Создание книги различные свойства воды Подгрупповая Презентация книги
Водный мир Образовательная деятельность на тему: “Вода в жизни человека” Групповая  
Разгадывание тематических кроссвордов, загадок , головоломок Совместная Вечер загадок
Конструирование (Лего)

“Батискаф - подводная станция”

Самостоятельная Выставка детских работ
Рисование на тему: “У воды” Совместная Рисунки детей
Свойства воды Образовательная деятельность на тему: “Вода – растворитель.

Очищение воды с помощью фильтра”

Групповая Зарисовка опыта
Игра-путешествие “Отважные мореплаватели” Совместная Рассказы детей
Физкультурно-тематическое развлечение: “Мореплаватели” Специально-организованная Фотовыставка
Книжный уголок (рассматривание иллюстраций различных водоёмов и чтение) Самостоятельная деятельность Чтение сказки народов Сибири “Живая вода”
ЭкспериментРека из-под горы” Совместная Зарисовка опыта
Мы и природа Образовательная деятельность на тему: “Круговорот воды в природе” Групповая Плакат “Берегите воду
Дидактические игры:

“Капитан укладывает чемодан”

“Круги на воде

Подгрупповая  
Аппликация: “Золотые рыбки” (техника обрывания бумаги) Самостоятельная Выставка работ
Копилка идей и добрых дел. Экологическая акция “Береги воду” Совместная Изготовление листовок, плакатов
Домашнее задание:

составить вместе с родителями фотоколлаж “Летний отдых у водоёма”.

Совместная Выставка работ

Организация образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему “Вода – растворитель. Очищение воды с помощью фильтра”

Задачи:

- Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность; вода-растворитель);

- Развивать навыки проведения опытов, социальные навыки, прививать бережное отношение к воде;

Предварительная работа:

- рассматривание фотоиллюстраций различных водоёмов;

- беседа на тему “Какая бывает вода?” (вода в морях и океанах – солёная, т.е. морская, океаническая; вода в реках, озёрах, родниках, болотах – пресная, т.е. речная, озёрная, родниковая, болотная; вода бывает питьевая, она должна быть обязательно чистой).

Вывод: вода – одно из самых удивительных веществ на земле.

Проведение опыта:

- Сегодня мы с вами более подробно ознакомимся со свойствами воды, Есть ещё одно свойство воды – она растворяет различные вещества, Давайте все вместе попробуем это узнать.

Но для этого необходимо вспомнить меры безопасности:

- нельзя пробовать вещества на вкус;

- нюхать осторожно.

Вместе с детьми определяем, что находится на столе: мука, соль, сахар, настой мяты.

- А теперь попробуем эти вещества растворить.

Вещества растворяются, и дети приходят к выводам: соль и сахар быстро растворяются, вода – прозрачная; мука растворяется, вода мутная, но потом оседает на дно; настой мяты растворился, вода меняет цвет.

Физкультминутка “Быстро встаньте, улыбнитесь”:

Быстро встаньте, улыбнитесь,
выше, выше потянитесь.
ну-ка плечи распрямите,
поднимите, опустите.
влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.

- Теперь мы с вами попробуем воду нашу очистить. Чем это можно сделать? (с помощью марли, специального фильтра).

- Это можно сделать с помощью простого фильтра, который можно сделать из фильтрованной бумаги.

Дети вместе с воспитателем делают фильтры из бумаги, вырезанной кругом. После окончания фильтрации делаем выводы:

- плохо отфильтровались те вещества, которые растворились в воде, на фильтре ничего не осталось;

- хорошо отфильтровался раствор с мукой, большая часть муки осталась на фильтре;

Мы узнали самый простой способ очищения воды. Сейчас мы зарисуем наши опыты.

Дома вместе с родителями сделаете домашнее задание: подобрать фотографию и составить рассказ о летнем отдыхе у водоема.