Развитие способности к изобразительной деятельности через знакомство детей с декоративной росписью


Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" – писал Д.С. Лихачев.

Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Дошкольники приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако не секрет, что представления детей о русской культуре отрывочны и поверхностны. В чем же дело?

Окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Эти пробелы мы восполняем посещением разнообразных выставок народно-прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Однако, это не всегда возможно, особенно в условиях отдаленности от культурных центров.

Поэтому, для полного приобщения детей к национальной культуре в нашем детском саду проводится углубленная работа по этому направлению. Это выставки народно-прикладных игрушек, экскурсии в "Сокровищницу народных умельцев", оборудованную и оформленную сотрудниками детского сада и родителями воспитанников. Здесь дети непосредственно соприкасаются с предметами быта русского народа и изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани). С большим интересом и удовольствием ребята сами лепят игрушки из глины, а потом их расписывают. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.

Но особенно большое значение придается продуктивной деятельности, в частности, занятиям по изобразительной деятельности.

Все мы знаем, что интерес к рисованию проявляется у детей рано. Уже с полутора лет дети наблюдая, как родители, старшие братья и сестры действуют с ручкой, карандашом, и сами тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В детском саду происходит приобщение ребенка к изобразительной деятельности. У детей вызывается интерес к действиям с бумагой, краской. Овладение карандашом и кистью удается не сразу. Вначале движения руки с кистью неумелы, но постепенно движения становятся увереннее. Вот тут-то и важен выбор темы для рисования. В этом может помочь народная игрушка. Рассматривая, например, дымковские игрушки можно увидеть, что рисунок прост, состоит из коротких линий, точек, кругов. К 4-м годам дети уже умеют рисовать замкнутую линию, пусть неровную, угловатую, но при этом ребенок создает уже свое изображение. Каждая такая форма может обозначать то одно, то другое благодаря тем неуловимым признакам или незначительным дополнениям (черточкам, штрихам), которые для ребенка оказываются важными, наталкивают на мысль о сходстве.

Разукрашивая юбку у дымковской барышни, ребенок сочетает прямые линии с кругами и точками, образуя несложный орнамент. Важно в этот период добиваться не точной копии рисования, а правильности прорисовки элементов дымковского колорита: кругов, точек, овалов, волнистых линий. Овладев техническими приемами работы, ребенок легче осваивает изобразительные задачи. Во второй младшей группе необходимо развивать разнообразность движений руки у детей, свободу руки. Так, например, предмет круглой формы можно рисовать слева направо и справа налево. А когда движения станут более точными – двумя встречными дугами.

Обогащает детское творчество лепка народных игрушек. Образцами могут служить дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки. Народная игрушка имеет все качества, необходимые для эстетического воздействия на ребенка: она проста, выразительна, радует своей раскраской. Например, возьмем лепку петушка по дымковской игрушке. Комок глины раскатаем в виде столбика так, чтобы с одной стороны он был тоньше, а с другой – толще. Выгнем столбик дугой и оттянем глину на тонком конце так, чтобы получилась шея и голова с высоким гребнем. Конец столбика, что потолще, расплющим пальцами. Это будет хвост. Сделаем подставку с широким основанием, прочно укрепим на ней петуха. Хвост можно украсить налепами из кусочков глины (шариками, воланами). Когда фигурка высохнет, можно ее расписывать. Сначала белят фигурку, - белой гуашью разведенной молоком. И вот наступает самый ответственный момент – роспись петушка. Перед раскрашиванием предлагаем ребенку еще раз рассмотреть узор дымковской игрушки. Обращаем внимание на обилие ярких цветов. Особенно часто повторяется сочетание оранжевого, красного, зеленого, синего и кое-где для контрастности, черного цвета. Вот здесь-то и важна самостоятельность детей. Ребенок должен сам придумать узор, подобрать цвета красок, во всем этом ему помогут народные игрушки, ранее рассмотренные им.

В более старшем возрасте знакомим детей с городецкой росписью по дереву, хохломской, жостовской.

Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел; декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры. Развивается эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, наблюдательность, воспитывается любовь и уважение к труду народных мастеров. На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным и устным народным творчеством образное восприятие пословиц и сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. Ведущими задачами при этом являются: обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве; подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; формирование умения отличать своеобразие национального декоративного искусства, его общие черты, эстетическая ценность произведений народного искусства.

Особенно это отражено в своеобразных дымковских, городецких, хохломских росписях.

Вся эта работа проводится в группе в течение учебного года. Эффективность этой работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Мы рекомендуем им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.

В группе созданы такие условия, что полученные знания о предмете декоративно-прикладного искусства, дети используют в самостоятельной деятельности. Это дает возможность решать задачи выделения цветового и композиционного решения народных узоров, их характеристики, мотивов: "Какой фон у хохломских росписей? Как он сочетается с другими цветами узора? Какое сочетание в дымковских мотивах? Какими узорами расписана деревянная посуда?"

Знакомство детей с народно прикладным искусством начинали с дымковской игрушки. На первом этапе знакомства, сообщали краткие сведения об истории народного промысла. Дети с интересом рассматривали репродукции, открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев. На следующем этапе дети зарисовывали контур народной игрушки, используя орнаменты с кругов, точек. Был составлен перспективный план работы по развитию способности к изобразительной деятельности через знакомство детей с народной декоративной росписью.

Так, например, в сентябре детей средней группы знакомили с народным промыслом "Дымково". Развивали интерес к художественным промыслам. Активизировали словарь детей новыми словами. Воспитывали интерес к предметам рукотворного мира. При рассматривании дымковских игрушек выделяли узор на платье барыни, выделяли основной цвет при рисовании, и, наконец, рисовали один из элементов узора – простой круг. Затем задание усложнялось – дети уже рисовали круг с точками посередине, и точками вокруг круга. В октябре брали для знакомства другую игрушку – козлика. Учили расписывать силуэт используя точки, круги, и внося новые элементы – прямые линии, дуги. Показали, как можно рисовать узор тычками (палочка с ватным шариком на конце). Дети с удовольствием расписывали силуэты игрушек, радуясь результатам своего труда. В ноябре и декабре продолжали знакомство с народными промыслами. При знакомстве с дымковской глиняной игрушкой учили выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. В группе были созданы необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.

Предлагаю план работы по знакомству детей с дымковской игрушкой в средней группе. Цель этих занятий – подарить детям радость творчества, познакомить их с историей дымковского народного художественного промысла, показать приемы работы кистью, тычком, пальцами. При этом воспитатель раскрывает способности ребенка, помогает преодолеть ему трудности. Часто работа проводится индивидуально, особенно на первых порах, когда требуется подробно объяснить и показать каждое движение кисти.

Сентябрь – Тема: Дымковская игрушка. Занятие: "Беседа о русских народных промыслах".

Познакомить детей с народным промыслом (Дымково). Развивать интерес к художественным промыслам. Активизировать речь детей новыми словами. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

2 неделя: Рассматривание игрушек, выделение узора на платье барыни, выделение основного цвета при рисовании, рисование элемента узора – простой круг.

3 неделя: Рисование круга с точками посередине на дымковском платье.

4 неделя: Роспись платья дымковской барыни узором из кругов и точек вокруг него.

Октябрь – Занятие: " Козлик"

Учить детей расписывать узорами игрушку – силуэт по народным мотивам (Дымково), используя точки, круги.

Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение радоваться результатам своего труда.

2 неделя: Научить рисовать прямые линии тычками

3 неделя: Закреплять умение рисовать круги двумя дугами.

4 неделя: Роспись силуэта козлика узором из дуг, точек, кругов.

Ноябрь – Занятие: "Экскурсия в старшую группу"

Продолжать знакомство детей с народными промыслами. Вызывать у детей эмоциональный отклик, радостное чувство от общения с прекрасным. Воспитывать чувство сопереживания и радости от успехов других детей. Активизировать речь детей: Дымковские игрушки, водоноска, индюк, петушок.

2 неделя: Рисование узоров на платье для барыни.

3 неделя: Роспись силуэта платья с добавлением нового элемента – волнистой линии.

4 неделя: Роспись силуэта платья с выделением частей одежды

( кофта, передник).

Декабрь – Занятие: "Знакомство с дымковскими игрушками"

Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании. Развивать эстетический вкус.

2 неделя: Закреплять умение рисовать узор состоящий из кругов, точек.

3 неделя: Рисование точек тупым концом кисти.

4 неделя: Выбор цветовой гаммы для росписи игрушки.

Январь – Занятие: "Дымковский узор на кукольном платье".

Познакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями ее росписи. Учить рисовать узор, состоящий их колечек, точек, кругов. Знакомить детей с колоритом дымковского узора и способом рисования тычками. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, творческую активность.

2 неделя: Экскурсия в "Русскую избу" и рассматривание игрушек.

3 неделя: Самостоятельное рисование понравившейся игрушки.

4 неделя: Закрепить умение рисовать тычками круги и волнистые линии.

Февраль – Занятие: "Дымковские игрушки".

Продолжать знакомство с народными промыслами, знакомить детей с дымковскими игрушками. Развивать самостоятельность, аккуратность в рисовании.

2 неделя: Развивать эстетическое восприятие, желание рисовать разноцветными красками, развивать чувство цвета.

3 неделя: Самостоятельно украшать силуэты игрушек

(барыня, козлик, петух).

4 неделя: Располагать элементы дымковской росписи по всему силуэту (колечки, точки, мазки, пересекающие линии).

Март – Занятие: "Дымковский конь"

Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами.

2 неделя: Закреплять умение использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки. Выполнять работу в указанной последовательности.

3 неделя: Использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом).

Апрель – Занятие: "Путешествие в страну ИЗО"

Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства. Доставить детям радость и удовольствие. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.

2 неделя: Самостоятельный выбор игрушки для рисования (закрепление составления узора по всему листу)

3 неделя: "В подарок Кузе" – роспись игрушек ( козлик, петух, барыня, индюк).

4 неделя: Подарим малышам народные игрушки.

Май – Занятие: "Завиток"

Познакомить детей с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвета, фон, материал). Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Активизировать словарь: центральная линия, завиток. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы.

Разделив работу на последовательные этапы, и добиваясь выполнения этой работы, к концу года можно увидеть хорошие результаты при рисовании дымковских элементов. У детей начинает формироваться художественный вкус, тренируется рука и глаз, развивается мышление и рассуждение, умение высказывать свое мнение. В группе создается общая атмосфера увлеченности и заинтересованности, стремление самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. После каждого задания организовывается выставка "народных умельцев" – которыми являются дети группы, на ней происходит активное обсуждение выполненных работ. Если ребенок затрудняется дать оценку работы товарища, то ему задаются вспомогательные вопросы типа: " Что нравится в работе? Что сделано удачно?". Это стимулирует мышление дошкольников, они учатся анализировать и высказывать свои суждения.

Все это становится предпосылками воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценностей и необходимости для русских людей. Естественно, что интерес и любовь к искусству народов родной страны становится частью чувства любви к Родине. Таким образом, занятия по знакомству с дымковскими промыслами способствуют эстетическому воспитанию ребенка, что включает:

  1. Формирование и развитие восприятия, эмоций и чувств, памяти, воображения, мышления, воли и других познавательных процессов и эмоционально-волевых характеристик личности;
  2. Воспитание культуры зрительного восприятия прекрасного в искусстве, окружающей жизни, природе; понимание правильной его оценки и выражение своего отношения к нему;
  3. Понимание специфики народного и декоративно-прикладного искусства других народов;
  4. Воспитание уважения к русскому национальному искусству и искусству других народов;
  5. Зарождение и развитие эстетических вкусов, взглядов, формирование эстетического идеала.
  6. Повышение эмоционально-эстетической и общей культуры личности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма, лучшему пониманию произведений о подвигах русского народа.

Так, например: русские богатыри идут на разные подвиги, чтобы "послужить родной земле", защищать Русь от Идолища от Змея Горынича, и т.д. Идут "беречь землю русскую от недругов-ворогов".

Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его, используем разные методы ознакомления с этими произведениями (рассказывание с иллюстрациями и без них, инсценировка, кукольные театры). А после прочтения произведения начинается волшебство "маленьких художников", где дети с помощью кисти и красок выражают свои чувства к прочитанному. Появление интереса к различным образцам народного творчества рассматривается как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, формированию патриотических чувств у детей.

Патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому только педагог-патриот сможет пробудить у ребенка чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.