Развитие социальной компетентности ребенка через интеграцию семьи и ДОУ в условиях проектной деятельности


Под социальной компетентностью понимается формирование у ребенка положительного самоощущения, развитие положительного отношения к окружающим людям, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие коммуникативной компетентности и социальных навыков (выписка из Проекта государственного стандарта образования, 2001 год).

Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?

Семья - первичное пространство социализации ребенка дошкольного возраста.

Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку

Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает весь мир.

А.В. Мудрик определяет механизм социализации в семье как традиционное или стихийное "усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения".

Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной среде. Депривация - неудовлетворение потребности ребенка в общении - может иметь место и при интенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в качестве общения.

Воспитание в семье как процесс социализации детей в состоянии осуществить относительно небольшой процент родителей (по данным статистики, от 20 до 60 %). Тем не менее, семья остается Тем институтом, который имеет решающее значение для социализации ребенка.

По мнению А.Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях (ухудшение состояния здоровья детей, социально-психологическая тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем, трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов, недостаток взаимопонимания) к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам "семья", "улица", "детский сад" (Евдокимова Е.С.).

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

Евдокимова Е.С. рассматривает взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников как взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

Наш детский сад видит в проектной деятельности основу интеграции семьи и ДОУ в деле развития социальной компетентности ребенка.

Организуя проектную деятельность, необходимо обратить внимание на особый механизм взаимодействия родителей и педагогов.

С. М .Оберемок выделяет такой механизм взаимодействия.

Правило первое - информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов. Им следует предлагать информацию о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта. Для этого в группе должно быть выделено специальное место, где будет размещаться все, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Информация должна быть понятной для родителей, привлекательной и должна регулярно обновляться.

Правило второе - добровольность и возможность выбора. Предложения педагога должны соответствовать интересам и возможностям родителей. Для этого им заранее предлагаются варианты участия в проекте, можно даже обучить тех, кто выразит желание.

Правило третье - чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности. Педагогам необходимо поддерживать и поощрять участие всех членов семьи в проектной деятельности, благодарить каждого участника проекта за его персональный вклад. В группе можно выделить специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Основным ориентиром при организации проектной деятельности для нас являются важнейшие психологические потребности детей (Л.Семенова), в числе которых:

- потребность в любви, нужности другому;

- потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;

- потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;

- потребность в новых впечатлениях, притоке информации;

- потребность детей в самостоятельности.

Для эффективности работы мы адаптировали алгоритм реализации проектов, предложенный А.Густомясовой, к условиям нашего ДОУ.

1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.

2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи. Идеи проекта воплощаются в театральных сценках, фотосессиях, коллекциях, панно, справочниках, рекламах, песнях, книгах.

3 этап - презентация семейных проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.

В настоящий момент в детском саду разработан социально-ориентированный проект, основными акциями которого являются "Мой домашний питомец", "Все работы хороши", "Моя семья", "Что есть в печи - на стол мечи", "Цветик-семицветик", "Моя Родина - Сарапул". Ниже приведен образец технологической карты, в соответствии с которой выстраивается воспитательно-образовательная работа внутри каждой акции.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

Технологическая карта мини-проекта "Все работы хороши:"

Задачи

Познавательные:

1. Накопление детьми знаний о работе своих родителей (цель-предмет труда - инструменты, оборудование - трудовые действия - результат)

Развивающие:

2. Совершенствование пространственного восприятия в процессе нахождения места работы родителей на карте города.

3. Совершенствование связной монологической речи в процессе составления книжек-самоделок по профессиям родителей.

Воспитательные:

4. Развитие навыков публичного выступления перед детьми других групп.

5.Создание чувства успешности у детей с проблемами в социальном и речевом развитии.

6. Создание ситуаций для переживания чувства гордости за своих близких.

1 этап. Подготовительный

Задачи этапа Предметная развивающая среда Деятельность детей Роль воспитателя Роль семьи Ожидаемый результат
1. Мотивация детей и их родителей на предстоящую деятельность

2. Налаживание взаимодействия с социумом для проведения экскурсий по ознакомлению с работой родителей

1. Фотографии с экскурсий

2. Альбомы с семейными фотографиями, отражающими профессиональную деятельность родителей

3. Стенд для демонстрации итогов работы

1. Экскурсии на пожарную каланчу, в парикмахерскую и в школу

2. Составление книжек-самоделок "Как мы были пожарными", "Как мы были парикмахерами", "Как мы были учениками"

3. Дидактические игры "Кому что нужно для работы"

4. Рассматривание семей-ных альбомов

1. Организация экскурсий

2. Работа с детьми по составлению коллективных рассказов о профессиях пожарного, парикмахера, учителя

3. Сообщение родителям цели и задач предстоящей работы

4. Участие в выборе семьей профессии кого-либо из ее членов для изготовления книжки-самоделки

1. Фотографирование детей на экскурсиях

2. Подготовка семейных фотографий

Интерес к предстоящей деятельности.

Выбор направления совместной работы

2 этап. Исполнительский

Задачи этапа Предметная развивающая среда Деятельность детей Роль воспитателя Роль семьи Ожидаемый результат
1. Накопление детьми знаний о работе своих родителей (цель-предмет труда - инструменты, оборудование - трудовые действия - результат)

2. Совершенствование пространственного восприятия

3. Повышение авторитета родителей в глазах ребенка

4. Формирование привычки содержательного досуга в семье

1. Карта города, республики, страны

2. Фотоматериалы о профессиях

3. Модели трудовой деятельности родителей

(В соответствии с возможностью и желанием родителей)

1. Экскурсии на работу родителей

2. Встречи с интересными людьми

(рассказы родителей о своей профессии в группе детского сада)

3. Дни взаимодействия "родители-дети" (организация родителями практической деятельности с детьми по изготовлению образцов продукции своей работы из изо. материалов)

1. Консультирование родителей по содержанию рассказов для детей о своей деятельности

2. Проведение дидактических игр с детьми на закрепление полученных знаний

3. Организация деятельности с детьми по определению на карте места работы родителей, мест использования продукции их производства

1. Выступление перед детьми группы (рассказ о своей работе)

2. Изготовление с ребенком книжки-самоделки

Дети знают название профессии своих родителей, понимают ее значимость, могут назвать основные трудовые действия, оборудование и результат, отражают полученные знания в играх.

Подготовлены книжки-самоделки "Все работы хороши:"

3 этап. Презентация

Задачи работы Предметная развивающая среда Деятельность детей Роль воспитателя Роль семьи Ожидаемый результат
1. Совершенствование связной монологической речи с опорой на модель

2. Развитие навыков публичного выступления

3. Создание ситуаций для переживания чувства гордости за своих близких

1. Книжки-самоделки о профессиях

2. Стенд для презентации итогов работы

Марафон-презентация книжек перед детьми своей группы, параллельных возрастных групп (детей с низкой самооценкой), младших по возрасту групп 1. Налаживание взаимодействия с другими группами

2. Награждение всех участников проектной деятельности

Подготовка выступлений детей Дети связно, последовательно, выразительно рассказывают о работе своих родителей, гордятся ими.

Каждый  участник проекта испытывает чувство праздника и успеха

Литература.

1. Г.Кравцов. Личность формируется в семье. - Ж. Дошкольное воспитание, № 2 - 1991.

2. А.Густомясова. Воспитание социальной компетентности. - Ж. Дошкольное воспитание, № 5 - 2008 год.

3. Л.Семенова. Основные потребности дошкольника. - Ж. Дошкольное воспитание, № 9 - 2008 г.

4. Евдокимова Е.С. Управление взаимодействием детского сада и семьи: Ж. Управление дошкольным образовательным учреждением, № 5 - 2008 г.