Развитие речи: "Воспитание у детей любви к родному краю, стране, в которой мы живем"


Воспитание у детей любви к родному краю, стране, в которой мы живем, приобщение дошкольников к русской национальной культуре, традициям русского народа - является одной из первостепенных задач в детском саду.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы.

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверия, описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества.

Ведущими компонентами народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, являются ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образцы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества служат эффективным средством формирования положительных черт характера ребенка.

Основным из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю жизнь - от рождения до смерти в труде, в быту и на празднике. В ПЕСНЯх воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Возможно разное использование песни: от ее разучивания до анализа содержания музыки и настроения. Детская ПЕСНЯ должна звучать в семье постоянно, особенно на традиционных детских семейных праздниках.

Центральным компонентом устного народного творчества является СКАЗКА. Она, так же, как и песня, носит конкретный исторический характер. Своим чудесным содержанием СКАЗКА всегда зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает бороться за справедливость, добро. В ней достаточно ярко выражаются нормы и принципы, эстетически идеалы. Победа добра над злом в сказке обязательна. В сатирических СКАЗКАх народ высмеивает безделие, жадность, чванство и другие человеческие недостатки и пороки. Во многих СКАЗКАх воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В СКАЗКАх много пословиц и поговорок, очень метки и поучительных: "СКАЗКА ложь, да в ней намек - добрым молодцам - урок", "Скоро СКАЗКА сказывается, да не скоро дело делается" и др. Все эти особенности делают сказку неизменным средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

По предложению воспитателя дети могут вставить в сказку известные им загадки, скороговорки или зазывалки. Сказка позволяет ребенку сформировать представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей в борьбе со злом.

Работая с детьми подготовительной группы, ежегодно провожу комплексное занятие "А.С. Пушкин - великий русский поэт". Предварительно проводится большая работа по знакомству и чтению сказок великого поэта, лепка поделок по сказкам, работа с аппликацией, прослушивание музыки к сказке. Это способствует воспитанию у детей любви и уважению к творчеству А.С. Пушкина, чье имя чтят не только в нашей стране, но и во всем мире.

Развивая и совершенствуя средства и факторы воспитания, народная педагогика использует в своем арсенале и так называемые малые формы фольклора: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ. Эти формы фольклора особенно важны для детей. Они способствуют формированию грамматически правильной речи, навыкам словоообразования и звукопроизношения. Разумеется, в воспитательной работе с детьми, необходимо использовать только те пословицы и поговорки, терминология, которых понятна ребенку.

В воспитательной работе с детьми я часто использую и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки, которые помогают вырабатывать правильную с точки зрения фонетики речь. Ежегодно в группе проводится с детьми русский народный праздник "Встреча Весны на Руси" и приготовление печенья "тетерки", целью которого является знакомство детей с русскими народными традициями, прославлением народных обычаев. Зазывалки и заклички в них представляют собой связь между явлениями природы. Простейшими связями между ее явлениями (весна - прилет птиц, осень - сбор урожая). Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерности. Одной из основных заповедей в системе воспитания является воспитания человека-патриота, носителя традиций и культуры своего народа, любви к Родине, как к малой, где родился, так и к стране в целом. Одним из таких занятий, которое я провожу с детьми - является занятие "Мой дом - Химики", на котором знакомлю с историей возникновения города, его историческими местами, героическим прошлым, будущим города. Все эти формы знакомства детей с народной педагогикой способствует развитию речи у ребенка, обогащению его словарного запаса, расширению его кругозора. Дети познают, что такое истинно народный язык.

Язык - это история народа.
Язык - это путь цивилизации и культуры.
Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.И. Куприн.

Используемая литература.

1. Г.И. Ватурина, Г.Ф. Кузина "Народная педагогика в воспитании дошкольников".

2. Н.В. Алешина "Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью".

3. М.Ю.Каршушина "Русские народные праздники".