Развитие психических процессов и профилактика дезадаптации при подготовке детей к школе


Данная программа включает в себя пояснительную записку, в которой описываются основные психические процессы, формирующиеся при подготовке к школе.

Выделяются показатели и причины психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.

В программе сочетаются разные направления, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, методический.

Работа предназначена психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также и родителям.

В сотрудничестве, под руководством,
с чьей – то помощью ребёнок всегда
может сделать больше и более
трудные задачи, чем самостоятельно.

Л.С. Выгодский

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, зрительно-моторной координации. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Именно совместная деятельность психолога и педагога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого–педагогическую коррекцию.

Психолого–педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Психолог, родитель, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.

Исходными теоретическими положениями работы являются общепризнанные закономерности развития ребёнка, исследованные Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов. Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационной сфере, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Важное значение имеет успешная школьная адаптация ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

При неблагоПриятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7–8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного Приспособления ребенка в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Авторы выделяют ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

1. Слабое речевое развитие детей.

2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей.

3. Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. Хорошо умеют считать к моменту поступления в школу, но испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать.

4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят.

5. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.

6. Не сформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель.

Статистически значимые факторы, которые влияют на увеличение психологической незрелости у детей старшего дошкольного возраста:

  • увеличивается количество детей амбидекстров;
  • увеличение детей с нарушением речи;
  • увеличивается количество детей рекомендованных городским ПМПК лечение у невролога;
  • недостатки воспитания (например, гипоопека, когда взрослые не обращают внимание на проблему ребёнка; гиперопека над ребёнком, ребёнок получает слишком много словесных указаний, большой объём информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, внимание такого ребёнка становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания, памяти).

Цель программы: развитие психических процессов и профилактика дезадаптации детей к школе.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес и познавательную активность;
  • развивать и корректировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, зрительно-моторная координация);
  • стимулировать и обогащать развитие познавательной деятельности;
  • формировать положительное отношение к школе;
  • помочь создать у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции "школьника".

Основные принципы психологической коррекции

(по Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой)

  1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
  2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
  3. Принцип единство коррекции и развития.
  4. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  5. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
  6. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих развитию способностей детей старшего дошкольного возраста.
  7. Принцип включение родителей или лиц их заменяющих в коррекционно-педагогический процесс.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

  • диагностический;
  • развивающий;
  • консультативный;
  • методический.

Диагностический блок.

Диагностируемые функции Методики
Восприятие (целого образа предмета, формы, величины, цвета) “Разрезные картинки”;

“Эталоны” Л.А. Венгера.

Внимание (концентрация, переключение, работоспособность, объём) “Корректурные пробы”;

“Проставь значки” (методика Пьера-Рузера модифицированная Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой).

Память (объём визуальной и аудиальной механических видов памяти) “10 предметов”;

“10 слов”.

Мышление (операции: абстрагирование, обобщение, классификация, умение устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, сформированность представлений об окружающем мире, основы словесно-логического мышления) “Схематизация” (по Р.И. Бардиной);

“Перцептивное моделирование”;

“Четвёртый лишний”;

“Последовательные картинки”;

“Исключение неподходящей картинки” (С.Д. Забрамная, О.В.Боровик).

Речь (умение простроить связный, развёрнутый рассказ с использованием простых распространённых предложений, словарный запас) “Последовательные картинки”
Зрительно-моторная координация

(исследование сформированности координации зрения и движения руки)

“Тест Бендер”
Мотивационная готовность Опросник “Отношение ребёнка к школе” А.Л. Венгер
Коммуникативная готовность Методика “Открытки” Е.О. Смирнова
  • Тест для родителей А.Е.Хасанова “Готовы ли Вы отдать ребёнка в школу”.

Развивающий блок.

Учебно-тематический план

Название темы Количество занятий
1 “Я всё смогу” 3
2 “День знаний” 1
3 “Хочу всё знать” 3
4 “Создание Лесной школы” 1
5 “Знаю, умею” 3
6 “Как утро начнёшь, так и день проведёшь” 1
7 “Сделай сам” 3
8 “Если рядом друг” 1
9 “Угадай, узнай, придумай” 3
10 “Конфликты” 1
11 “Я уже это знаю” 3
12 “Школьные правила” 1
13 “Хочу в школу” 3
14 “Мне скоро в школу” 1
  Общее количество занятий 28

Занятия рассчитаны на один год обучения, проводятся с октября по апрель месяц включительно, с детьми подготовительной группы. Сентябрь и май проводится диагностика. Предлагается 28 занятий в год (по одному в неделю) I, II, III, неделя месяца, занятия проводятся на развитие и коррекцию психических процессов, в IV неделю месяца занятие на профилактику школьной дезадаптации, с продолжительностью 25-30 минут, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данного возраста. Занятия расписаны в календарном плане. (Приложение 1)

Содержание изучаемого курса

“Я всё смогу”

  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий.
  • Помогает в развитие внимания и зрительной памяти.
  • Развивает умение анализировать и обобщать.
  • Обучает способности к переключению внимания.
  • Развивает целостность восприятия, концентрирование внимания.
  • Способствует развитию внимания, мелкой моторики, синхронизирует работу полушарий.

“День знаний”

  • Развивает у детей школьнозначимые функции. Доставляет детям радость.

“Хочу всё знать”

  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий.
  • Развивает внимание и зрительную память.
  • Развивает активное внимание, умение соотносить свои действия со звуком инструмента.
  • Способствует развитию ориентировки на листе.
  • Помогает развитию целостности восприятия.
  • Развивается внимание, мелкая моторика, синхронизируется работа полушарий.

“Создание Лесной школы”

  • Введение и знакомство со школой, школьными атрибутами.
  • Развитие интереса к школе.
  • Расширение социальных представлений детей о школе.
  • Развитие положительного образа школы.

“Знаю, умею”

  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий.
  • Развивает внимание и зрительную память.
  • Развивает мышление, умение называть противоположные по смыслу слова.
  • Развивает способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
  • Развивает целостность восприятия, концентрированности внимания.

“Как утро начнёшь, так и день проведёшь”

  • Создать обстановку доверия в группе, включить каждого ребёнка в групповое взаимодействие, вызвать положительное эмоциональное отношение к ценности собственной жизни и жизни других людей.

“Сделай сам”

  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
  • Развитие пространственных представлений, воспроизведения, графических навыков.
  • Помогает развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
  • Тренируется распределение внимания.
  • Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.
  • Развивать внимание, мелкую моторику, синхронизировать работу полушарий.

“Если рядом друг”

  • Уточнить представление детей о том, что значит “уметь дружить”.
  • Укрепить чувство единства в детском коллективе.

“Угадай, узнай, придумай”

  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
  • Развивает графические навыки, усидчивость.
  • Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
  • Развивает умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умению внимательно слушать говорящего.
  • Помогает развитию слухового внимания, формированию умения узнавать друг друга по голосу.
  • Упражнения, способствующие снятию напряжения с мышц туловища, рук и ног.

“Конфликты”

  • Создать ощущение единства.
  • Формировать взаимопонимание.
  • Содействовать формированию внимательного отношения друг к другу, снятию эмоционального напряжения.

“Я уже это знаю”

  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
  • Развивает сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые закономерности.
  • Помогает развивать способность к переключению внимания.
  • Развивает умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умению внимательно слушать говорящего.
  • Развивает внимание, мелкую моторику, синхронизирует работу полушарий.

“Школьные правила”

  • Снижение школьной тревожности.
  • Формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.
  • Повышение работоспособности, сплоченности группы.

“Хочу в школу”

  • Помогает детям, настроится на работу. Делает положительную установку на выполнение заданий
  • Активизирует воображение и формирование оптимистичного чувственного фона.
  • Развивает умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умению внимательно слушать говорящего.
  • Формирует у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.
  • Развивает внимания, мелкой моторики, синхронизирует работу полушарий.

“Мне скоро в школу”

  • Закрепление имеющихся знаний о школе.
  • Снятие страха перед школой.
  • Развитие положительной мотивации.

Консультативный блок.

Данный блок составляет 2 направления:

  1. Работа с родителями.
  2. Работа с воспитателями и педагогами-специалистами.

I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

- Групповые консультации определены учебным планом с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, для повышения психологической грамотности родителей. (Приложение 2)

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

- Открытые занятия для родителей проводятся ежемесячно.

II направление. Работа с воспитателями и педагогами-специалистами включает консультации, открытые занятия.

- Консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок). (Приложение 3, 4)

- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и воспитателями и педагогами-специалистами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Методический блок.

Оформление документации:

- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

- анализ и обработка диагностических данных;

- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

- разработка анкет для родителей, педагогов.

Оформление кабинета:

- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих технологий;

- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Структура данной работы заключается в комплексе занятий направленных на развитие и коррекцию взаимосвязанных между собой психических процессов.

Для развития и коррекции психических процессов и профилактики школьной дезадаптации ребёнка используются следующие методы и техники:

  • самовнушения “Я хочу”, “Я смогу”, “Я буду”;
  • интеллектуальные, подвижные, речедвигательные, развивающие игры;
  • психогимнастика;
  • ожидание успеха;
  • наблюдение за детьми;
  • “Минуты шалости”;
  • элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);
  • релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения);
  • элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста), использование схем.

Прогнозируемые результаты.

К 7 годам ребёнок:

Вступает в контакт с взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 и более частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели” и название предметов и явлений, обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета. Самостоятельно выполняет задания по образцу. Развита зрительно-моторная координация, т.е. может перенести рисунок на чистый лист. Проявляет интерес к новым заданиям.

Список литературы

  1. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 “Дошкольное воспитание” и № 2010 “Воспитание в дошкольных учреждениях” [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  2. Диагностика в детском саду: Методическое пособие [Текст] / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003. – 288 с. – (Серия “От детского сада к школе”).
  3. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учеб. Пособие [Текст] / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2006. – 224 с. – (Серия “Библиотека педагога-практика”).
  4. Клюева, Н.В., Филиппова, Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с., ил. – (Серия “Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем”).
  5. Леоненко, О.Б., Евтюхина, О.В., Горбунова, Е.В. Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения [Текст] / О.Б. Леоненко, О.В. Евтюхина, Е.В. Горбунова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - № 5. – С. 47-56.
  6. Ломакина, Е.В. Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Ломакина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - № 9. – С. 37-46.
  7. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психологического развития детей: Пособие по практической психологии [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с., ил.
  8. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.А. Михайлова. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с., ил.
  9. Немов, Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн. Р.С. Немов. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 3-е издание. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
  10. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. – 5-е издание, дополненное. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
  11. Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 104 с. – (Серия “Программа развития”).
  12. Резепина, Е.А. Готовность детей к обучению к школе [Текст] / Е.А. Резепина // Психолог в детском саду. – 2005. - № 2. – С. 40-52.
  13. Севостьянова, Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения [Текст] / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. – (Серия “Программа развития”).
  14. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст] / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
  15. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1994. – 144 с., ил.

Приложение 1–50