Развитие полоролевых познавательных интересов мальчиков в экспериментально-конструктивной деятельности


Детские работы, одухотворённые творчеством ребёнка,
всегда являются игрушками, в которые ребёнок играет.
Л.К. Шлегер

Дошкольный период жизни - важнейший в гендерной социализации человека. В дошкольные годы ребёнок приобретает представления о содержании ролевого поведения, а к старшему дошкольному возрасту обретает поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации.

В исследованиях по дошкольной педагогике доказана целесообразность дифференцированного подхода к организации деятельности детей 5-7 лет в зависимости от их пола. Однако в дошкольных образовательных учреждениях создана среда ориентированная более на девочек, чем мальчиков.

Исследования научной школы Л.А. Парамоновой отмечают особый интерес мальчиков к конструированию, изобретательству, экспериментированию. Как помочь ребенку раскрыть себя, удержать и развивать огромный потенциал фантазии, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности? Наблюдая детей, мною отмечено, что мальчики действительно любят собирать и играть с “бросовым материалом”, стремятся придумывать и видоизменять предметы, экспериментировать, создавать новые конструкции.

Возможности использования “бросового материала” (картонных коробок , деревянных катушек, пуговицы, пробок и т.д.) в детском конструировании велики , т.к. данный материал вариативен, динамичен, открывает широкий простор для детско-преобразовательской деятельности. Материал настолько разнообразен, что работая с ним, дети развивают нестандартное мышление, сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер и мелкую моторику рук. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными. Детей нацеливают не на постепенное овладение способами изготовления однотипных построек поделок, а на изготовление множества различных конструкций и моделей с помощью основного усвоенного ими способами действия.

Понимая актуальность проблемы мною разработаны циклы занятий с тематикой интересной мальчикам (создание разнообразных видов транспорта: космической, военной техники, изготовление замков и т.д.).

Например, цикл занятийДелай и играй” ориентировании на работу с мальчиками по техническому конструированию и моделированию из бросового материала, созданию игрушек, моделей, интересных для игр мальчиков, широкое использование экспериментирования, деятельности с инструментами.

Цель занятий: удовлетворить естественное мальчишеское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях; желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, через экспериментирования и изобретательство.

Этапы работы:

1) Знакомство с многообразием “бросового материала”. Экспериментирование с новым материалом, Знакомство с его качествами и свойствами. Игровые упражнения на развитие воображения, позволяющие “определить” материал, увидеть в нём новый предмет.

2) Знакомство с инструментами (шило, кусочки, лобзик, циркуль), безопасного обращения с ними.

3) Знакомство схематическим материалом: альбомами, технологическими картами, развитие умения “читать” простейшие чертежи и схемы, составление самостоятельно рисунка-чертежа.

4) Реализация творческих проектов и поделок.

Важными составляющими элементами занятий являются:

1. Подбор тем (корректируются, варьируются, в зависимости от способностей детей , их интересов и желаний, выбора темы и т.д.)

2. Подготовительная работа к занятию:

- проведение тематических бесед, рассматривание иллюстраций в книгах, журналах, детских энциклопедиях, чтение художественного материала;

- подбор стандартного, а также нетрадиционного материала (многообразие и необычность подбора материала способствует возникновению новых идей, связанных с комбинациями разных материалов).

3. Организация занятий в разной форме (игры-путешествия, игра-эксперимент, игра-опыт и т.д.)

4. Использование различных техник и способов работы.

5. Создание поделок, моделей, мобилов, конструкций интересных для игр мальчиков.

Данный опыт работы поможет педагогам и родителям увлечь мальчиков техническим конструированием; привлечь их к экспериментальной, поисково-познавательной, конструктивной деятельности, участию в совместных, увлекательных занятиях и играх.

Литература

  1. Т. И. Бабаева, З.А. Михайлова. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб: “Детство”- Пресс, 2000 г.
  2. М.В. Крулехт. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб: “Детство”-Пресс, 2004 г.
  3. Питер Фермин. Сделай сам (Работающие механические модели из подручного материала) – Москва: “Русская книга”, 1995 г.
  4. А. Бахметьев, Т. Кизяков. Очумелые ручки. - Москва: “РОСМЭН”, 1997 г.
  5. Рей Гибсон и Дженни Тайлер. Весёлые игры. - Москва: “РОСМЭН”, 1994 г.
  6. М.В. Крулехт, А.А. Крулехт. Самоделкино. Образовательная программа и педагогическая технология содержательной досуговой деятельности мальчиков старшего возраста.- СПб: “Детство”- Пресс, 2004 г.

Цикл “Делай и играй”

Цель: развивать у детей элементарные представления о техническом прогрессе, через экспериментирование и техническое конструирование, как специфический вид детской деятельности, соответствующий возрастным и поло-ролевым интересам мальчиков старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа:

  • обратить внимание детей на разнообразие форм транспорта : воздушного, наземного, водного, на его историческую эволюцию;
  • учить рассматривать иллюстрации и соотносить формы предметов со временем создания, с функцией, с развитием скоростей;
  • сопоставить формы, созданные инженерами и художниками, с природными формами, предназначенными для решения сходных задач движения в пространстве (самолёт - стрекоза, птица; подводная лодка – рыба; автомобиль – жук и т.д.).
Водный транспорт
Вид занятий

Программные задачи

Занятие-эксперимент 1. Учить устанавливать связи и зависимости на основе детского экспериментирования при подборе материала для будущей конструкции.

2. Развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и простейшие эксперименты с

“бросовым материалом” для познания его качеств (прозрачность, гладкость, толщина, лёгкость, степень прочности) и свойств (не рвётся, не тонет в воде, не теряет форму, режется ножницами, протыкается шилом).

3. Формировать знания об инструментах (шило, ножницы, линейка, лобзик), правилах безопасного обращения с ним.

Занятие “Плот” 1. Знакомить детей с простейшими средствами передвижения по воде (плот, лодка, пирога).

2. Учить использовать свойства и качества материала (пластиковые полые трубочки от фломастеров, сока, деревянные трубочки, пенопласт, соломка) при создании при создании конструкции плота.

3. Формировать обобщённый способ конструирования: скрепление деталей с помощью скотча.

Занятие “Речная флотилия” 1. Продолжать знакомить детей с усовершенствованием водного транспорта.

2. Поощрять детское экспериментирование – поиск бросового материала для создания модели (парусник, катамаран, катера).

3. Формировать умения и навыки в техническом конструировании:

пользоваться схемой – чертежом;

разрезать, делать надрезы, проколы;

соединять детали с помощью проволоки, скотча.

4. Инициировать поиск способов и материалов для оформления модели.

Занятие “Морская флотилия” 1. Знакомить детей с современными моделями кораблей (подводная лодка, ледокол, пассажирский лайнер).

2. Формировать умение создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению.

3. Развивать умение находить схожий материал в ходе детского экспериментирования:

*подводная лодка – пластиковая бутылка;

*ледокол – пластиковая 5-литровая бутылка;

*пассажирский лайнер – молочные пакеты.

Занятие “Корабль – будущего” (по замыслу) 1. Вызвать интерес к конструированию фантастических кораблей (корабль на воздушной подушке, корабль-самолёт)

2. Формировать умение видеть в “бросовом” материале новую конструкцию посредством мысленного отсечения мелкого и добавления новых деталей.

3. Развивать специальные трудовые умения и навыки.

Результат *Сюжетно-ролевая игра “Порт”.

*Режиссёрская игра “Большое морское путешествие”.

* Игра-состязание “На быстроходное судно”.

* Игра-эксперимент “На самое непотопляемое”.

* Игры-конкурсы “На самое оригинальное водное средство передвижения”.

Наземный транспорт
Занятие “Карета” 1. Познакомить детей с историей развития наземного транспорта (от карет до современных машин).

2. Показать и рассказать на основе движущейся модели машин, принцип механизма, с деталями (ось, колесо, подшипник).

3. Вызвать желание сделать простейший движущийся механизм (карету).

4. Учить использовать подручные материалы (катушки, резиновый пассик), запоминать ход “операции”.

5. Развивать творческую фантазию детей.

Занятие “Гоночный автомобиль” 1. Вызваьть желание изготовить движущуюся модель гоночного автомобиля.

2. Учить изготавливать колёса свободного хода.

3. Формировать навыки у детей пользоваться инструментами : шилом, молотком.

4. Закрепить умение пользоваться планом-чертежом при работе.

Занятие “Современные машины” 1. Подвести детей к созданию собственных моделей разнообразных современных машин (пожарная, милицейская, грузовая).

2. Учить выстраивать план-замысел, доводить начатое дело до конца, пользоваться рисунком, чертежом, пооперационными картами.

3. Закреплять навыки вырезывания, скрепления деталей, пользования инструментами.

Результат
  • Презентация результатов конструктивной деятельности дошкольников коллективу детского сада и родителям.

“Автосалон новых моделей автомобилей”

  • Игра-состязание “Авторалли”.
  • Игры-конкурсы “Чей автомобиль будет выглядеть оригинальным””.
  • Игра-эксперимент “Чей автомобиль проедет дальше”
  • Сюжетно-ролевая игра “Автосалон”, “Гараж”.
Космический транспорт
Занятие “Спутник и луноход” 1. Познакомить с доступными детям дошкольного возраста знаниями об астрономии, истории покорения космоса человеком.

2. Развивать познавательную активность детей через включение в занимательные опыты, и помочь понять , как влияет на скорость обтекаемость предмета в ходе, эксперимента.

3. Развивать способность к “опредмечиванию” бросового материала, умело видеть в нём новый предмет:

*спутник – пластиковые футляры от “киндер-сюрприза”, погремушка;

*луноход – банки из под кофе, пластиковые ёмкости обтекаемой формы.

4. Формировать умение использовать в своей работе опорную схему, умение безопасного обращения с инструментами.

Занятие “От кареты до ракеты” 1. Продолжать знакомить детей с усовершенствованием космической техники (ракеты-носители).

2. Учить понимать условные обозначения на технологических картах, изображающих алгоритм конструирования.

3. Формировать умение использовать при планировании своей работы фотографии, иллюстрации из книг, журналов, детских энциклопедий.

4. Развивать специальные трудовые навыки в работе с бросовым материалом:

* делать надрезы, проколы;

* соединять детали с помощью проволоки, скотча, пластилина, клея.

Пользоваться инструментами:

*иголкой;

*шилом;

*ножницами;

*лобзиком.

Занятие “Космические корабли и станции” 1. Продолжать учить детей создавать современные космические аппараты конструктивным способом, находить и выделять детали (лопасти, крылья, отражатели, солнечные батареи, антенны).

2. Развивать творческие способности при комбинировании разных техник и материалов :

* пуговицы-иллюминаторы;

* фольга – для оформления корпуса

3. Закреплять умение применять обобщённые способы конструирования, выстраивать алгоритм трудового процесса.

Занятие “Космический городок” (коллективная работа) 1. Познакомить детей с усовершенствованием космической техники на примере МКС – международной космической станции , выделять части: жилой блок, лабораторный, ремонтный блок, грузовой отсек.

2. Учить конструировать из бросового материала разные модули космической станции и объединять их в единую конструкцию, соблюдая пропорции и формы, прочность соединения деталей.

3. Развивать творческую активность детей через оригинальность замысла (увеличение качества деталей, усложнение конструкции).

4. Воспитывать интерес к сотворчеству.

Занятие “Космическое путешествие” 1. Обогащать замыслы детей через расширение, дополнение сюжета - создание планет Солнечной системы.

2. Учить конструировать подвижный “мобиль”, используя новый способ создания объёмных форм из нитей.

3. Совершенствовать технику изготовления : обкрутить базовую форму (воздушный шарик) кистью, пропущенной через пузырёк с клеем, накладывать виток за витком, получая кокон из нитей.

4. Развивать творческое воображение детей через конкретизацию образа: размер, цвет, расположение планет.

Занятие “Покорители космоса” 1. Вызвать у детей интерес к конструированию из бросового материала космонавтов для космических кораблей.

2. Формировать умения находить схожий материал при моделировании образа:

*скафандр-пластик, прозрачные крышки, колпачки;

*комбинезон – железные бигуди, спичечные коробки;

*баллоны для кислорода-пробки, катушки;

*наушники - бусинки, пуговицы.

3. Закреплять навык подвижного скрепления деталей с помощью проволоки.

4. Инициировать поиск вариантов для передачи движения космонавта (парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне).

Занятие “Космические пришельцы” 1. Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию из разнообразного материала пришельцев и средств их передвижения.

2. Инициировать самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (конструирование из бумаги, бросового, природного материала).

3. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию.

“На далёкой планете” (по замыслу) 1. Инициировать самостоятельный выбор детьми фантазийных образов животных, сюжетов, композиций.

2. Вызвать у детей интерес к экспериментированию , умело видеть в знакомом бросовом материале новую конструкцию по средствам добавления новых деталей (жирафозебр, птицеслон, лягушелёт).

3. Развивать умение планировать замысел в схематическом рисунке, в речевой форме.

4. Совершенствовать специфические навыки и умения в работе с бросовым материалом.

Результат 1. Презентация результатов конструктивной деятельности дошкольников коллективу детского сада и родителям.

2. Сюжетно-ролевая игра “Космодром”, “Космонавты на космических станциях”, “Конструкторское бюро”

3. Режиссёрские игры:

“Космические путешествия”.

“Путешествие на Планету Роботов”.

“Путешествие на Планету невидимых зверей”.

Игра-драматизация “На далёкой планете”.

Приложение