Развитие мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые патологии


Дошкольное детство – это важный период для формирования и совершенствования тонких движений пальцев рук у детей. Развитие мелкой моторики – это неотъемлемая составляющая развития ребенка. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Развитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова писала, что “есть основание рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга”.

Развивая мелкую моторику с помощью рук, ребенок развивает движение речевого аппарата, формируется правильное произношение, успешнее происходит обучение письму и чтению.

Я работаю в детском саду компенсирующего вида. Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие речевые патологии. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков:

– скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;

недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук.

Нарушения моторики у детей отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладением письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Поэтому одними из основных направлений коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду является развитие мелкой моторики у дошкольников. Для эффективной коррекционной работы я разработала критерии оценки развития мелкой моторики у детей 3-7 лет, которые применяю в своей работе.

Критерии оценки развития мелкой моторики рук у детей 3-5 лет

1. Тонкие движения пальцев рук:

1 балл – ребенок испытывает трудности при выполнении заданий, при переключении с одного движения на другое; у ребенка плохая координация, неловкость движений; затрудняется в сочетании речи с движениями.

2 балла – частично справляется, допускает незначительные ошибки, хорошо использует помощь.

3 балла – четко выполняет все задания; координирует речь с движениями.

2. Действия с предметами:

1 балл – затрудняется при выкладывании узора; при выполнении синхронных движений правой и левой руки; наблюдается моторная неловкость.

2 балла – выкладывает узор по образцу; допускает незначительные ошибки; выполняет задания, принимает помощь.

3 балла – выкладывает узоры, придумывает свои; нанизывает предметы на шнур; расстегивает и застегивает пуговицы; четко выполняет все задания.

  1. Графические навыки:

1 балл – правильно держит карандаш только при контроле взрослого; линии неровные; испытывает затруднения в обводке трафарета, в рисовании и в раскрашивании.

2 балла – карандаш старается держать правильно; линии достаточно ровные; работает с трафаретом; рисует и раскрашивает не очень аккуратно, выходит за контур.

3 балла – карандаш держит правильно; линии четкие, уверенные; правильно работает с трафаретом; рисует и раскрашивает аккуратно, не выходит за контур.

Критерии оценки развития мелкой моторики рук у детей 5-7 лет

1. Тонкие движения пальцев рук:

1 балл – ребенок испытывает трудности при выполнении заданий, при переключении с одного движения на другое. У ребенка плохая координация, неловкость движений; затрудняется в сочетании речи с движениями.

2 балла – частично справляется, допускает незначительные ошибки, хорошо использует помощь.

3 балла – четко выполняет все задания; координирует речь с движениями.

2. Действия с предметами:

1 балл – затрудняется при выкладывании узора, в работе с ножницами и бумагой; при выполнении синхронных движений правой и левой руки; наблюдается моторная неловкость.

2 балла – выкладывает узор по образцу; допускает незначительные ошибки; испытывает небольшие затруднения в работе с ножницами и бумагой; выполняет задания, принимает помощь.

3 балла – выкладывает узоры, придумывает свои; нанизывает предметы на шнур; завязывает шнурок на бантик; умеет работать с ножницами и бумагой; четко выполняет все задания.

3. Графические навыки:

1 балл – правильно держит карандаш только при контроле взрослого; не владеет навыками штриховки; не может обвести фигуру (узор) по контуру (по пунктиру) и нарисовать узор по клеточкам; раскрашивает картинку неаккуратно, много раз выходит за контур.

2 балла – карандаш старается держать правильно; заштриховывает фигуры по образцу, но линии не ровные, выходит за контур; обводит фигуру (узор) точно по контуру (по пунктиру), несколько раз отрывает карандаш от бумаги; раскрашивает разными цветными карандашами, но не очень аккуратно, несколько раз выходит за контур; рисует узор по клеточкам, допускает несколько ошибок.

3 балла – карандаш держит правильно; заштриховывает фигуры в соответствии с образцом ровными параллельными линиями, не выходит за контур; обводит фигуру (узор) точно по контуру (по пунктиру), не отрывает карандаш от бумаги; раскрашивает аккуратно, не выходит за контур рисунка, использует карандаши разных цветов; рисует узоры по клеточкам в точном соответствии с образцом.

Для целенаправленной работы по совершенствованию координации движений рук я разработала перспективный план по развитию мелкой моторики у детей 3-7 лет с учетом лексических тем. Я предлагаю примерное планирование коррекционной работы по лексической теме “Овощи”.

ТАБЛИЦА (Приложение)

Систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук, приводит не только к улучшению в развитии мелкой моторики, но и помогает нашим детям быстрее освоить правильную речь.