Развитие интонации у дошкольников через перевоплощение


“Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! Как же ты красива!”
(Е.Щукина)

Еще в древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь, не понимая смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может "рассказать" нам о многом. Хорошо ли   выспался, рад ли или расстроен чем-то. А эта замечательная возможность младенца угадывать голос матери среди других  голосов, понимать, сердита мама или же довольна своим чадом.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.

Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу: “Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать слово “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз”.

На протяжении многих лет работы с дошкольниками с различными нарушениями речи, мы сделали следующие выводы. Если раньше в речевые группы попадали дети с небольшим спектром речевых нарушений, как правило, дети с дислалией и несформированным фонематическим слухом, то сейчас приходят дети с очень сложными речевыми дефектами, такими как стертая дизартрия, заикание, сложная дислалия с дизартрическим компонентом, дети с различными нарушениями голоса (ринофония, дисфония, тахилалия). Как следствие этого, еще в большей мере страдает и просодическая сторона речи дошкольников.

Эти выявленные факты и побудили нас к поиску таких форм работы по развитию у детей интонационной выразительности, которые бы помогли ребенку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение и поэтому наш выбор пал на использование театрализованной деятельности.

Основной причиной выбора данной темы послужил региональный фактор. Состояние нервно-психологического напряжения – обычное дело на Севере. Жизнь здесь скудна на яркие впечатления. На сером фоне северного климата на чувства ребенка должны оказывать воздействие не фильмы ужасов, не криминальные сюжеты, а встречи с прекрасным: музыкой, словом, театром, способным заворожить малыша, дать ему возможность выразить свои чувства в танце, словах, поступках.

Эту форму работы мы используем с детьми на протяжении нескольких лет. Что нас привлекает в этой работе?! Во-первых, через перевоплощение в сказке, дети раскрепощаются не только в речи, но и в движениях, передавая голосом и жестами повадки и характер животных. Во-вторых, в песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании детям легче автоматизировать поставленные звуки, развить музыкальный слух. И в-третьих, мы добиваемся самой главной цели: развития интонационной выразительности и коммуникативных способностей.

Прежде, чем начинать работу над постановкой сказки необходимо провести большую предварительную работу по формированию у детей правильного речевого дыхании, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи. А самое главное помнить, что вся коррекционная работа должна осуществляться через перевоплощение в сказочного персонажа, животного или полюбившегося ребенку соседа напротив.

Взяв за основу схему по работе над формированием интонации в стихотворениях, предложенную А.В.Ястребовой и О.И. Лазаренко [5], был составлен следующий алгоритм:

Например, при работе над стихотворением А.Введенского “Песенка машиниста”, после чтения логопеда, вместе с детьми обсуждается, почему стихотворение прочитано именно так. Первую часть очень тихо и медленно, а вторую наоборот – громче и постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения. После детального обсуждения каждого четверостишья, стихотворение читается снова, только после этого детям предлагается повторить каждый отрывочек по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла, с помощью интонации.

В дальнейшем для работы над стихотворениями используются различные интонационные схемы:

Эта работа не проходит бесследно, помогает в дальнейшем, при обучении детей над освоением роли в театрализованной деятельности. Дети стали активнее, научились импровизировать, вносить свои предложения при передачи голосов персонажей (“Лягушка говорила дрожащим голосом, а не просто громко”, - говорила Ксюша; при передачи визга поросят самостоятельно меняли высоту голоса, передавая ее разным тембром, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого поросенка).

После того, как у детей сформированы базовые умения и навыки по использованию основных средств интонационной выразительности, мы переходим к самому интересному, на наш взгляд, этапу работы – подготовке и показу театрального представления, как итогу всей своей деятельности. Вместе с детьми были поставлены спектакли по сказкам: “Лесная аптека”, “Репка”, а также инсценировки стихотворений С. Маршака и А. Шибаева “Парад цифр”. Спектакли были показаны не только внутри сада, но и на празднике посвященному детям-инвалидам.

Спектакль был записан на видео, поэтому дети смогли оценить со стороны свою игру. Совместно были обсуждены все достоинства и недоработки.

Это помогло сделать следующие выводы:

  • Несмотря на некоторые недочеты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
  • Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней “оживали” и активизировались.
  • Дети поняли, что результат работы зависит только от них и поэтому, старались мобилизовать все свои возможности.
  • Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.
  • Заинтересованность в положительном результате так же объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
  • А главное - в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация звуков.

Можно сказать, что последовательная работа по формированию интонационной выразительности именно в театрализованной деятельности помогает изменить не только негативное отношение ребенка к своему речевому дефекту, но и сделать детей более уверенными, инициативными, а главное эмоциональными. Речь детей становится более выразительной не только в свободной деятельности, но и на занятиях, а это безусловно, поможет им в школе.

Вашему вниманию предоставляется занятие по формированию интонационной выразительности для детей логопедической группы массового детского сада.

Тема: “Волшебный чай”.

Цели:

  • учить детей использовать полученные интонационные умения в различных ситуациях (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи);
  • формировать умения и навыки активно пользоваться мимикой и жестами;
  • правильно пользоваться речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох;
  • уточнить артикуляцию и отработать четкое произнесение гласных звуков;
  • развивать зрительно-пространственную ориентацию, воображение;
  • воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту и смелость.

Словарная работа: справил, пылает, мята.

Материалы:

  • изображение замка;
  • дерево;
  • варежковый театр (змеи);
  • маски поросят, волков;
  • “мимический додекаэдр”;
  • самовар;
  • магнитофон.

Ход занятия

1 часть:

Логопед: Дети, с каких слов начинаются все русские народные сказки?

(Все сказки начинаются со слов: “Жили-были……”)

2 часть:

Логопед: Сегодня, я вас тоже хочу пригласить в сказку, но эта сказка необычная.

В одном сказочном королевстве жил-был король. И звали его – “О”. Он был очень важный и говорил так – “О-О-О” (руки округлить перед грудью – в форме буквы “О”). Дети, как говорил король? (ответы детей).

У него была жена, королева. Она была добрая, нежная и ласковая. И звали ее – “И”. Она всем улыбалась и говорила: “И-И-И” (растопыренные ладони приставить к краям губ). И даже, когда она была строгая, голос у нее все равно звучал нежно – “И-И-И”. Дети, как говорила королева? (ответы детей).

У них были дочка-принцесса и сынок-принц. Принцессу звали – “А”, а принца – “Э”. С утра до вечера они бегали в королевском саду и радуясь кричали:

принцесса – “А-А-А” (руки округлить над головой), дети, как кричала принцесса? (ответы детей) принц – “Э-Э-Э” (руки развести в стороны, ладони округлить), как кричал принц? (ответы детей). Однажды они попали под холодный, проливной дождь и простудились. Они стали кашлять и чихать и никто не мог их вылечить. Король издал указ и приказал своим секретарям свинкам его напечатать: “О-О-О!”

3 часть:

Логопед: Кто хочет быть секретарями – свинками? (3-е детей исполняют роли свинок, имитируя работу на печатной машинке).

Свинки:

Как на пишущей машинке
Три хорошенькие свинки:

Туки – туки – туки - тук! (тихо, медленно)
Туки – туки – туки - тук! (тихо, медленно)

И постукивают,
И похрюкивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (громко, быстро)
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (громко, быстро)

Логопед: В королевском лесу жили волки. Они выли – “Ы-Ы-Ы”. Услышали они как хрюкают свинки, и вышли на охоту.

Волки:

Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту.
Между прочим, говорят
Поросят они едят.
Ы – Ы – Ы……..

(Дети изображают повадки волков и рычат громким, низким голосом. Свинки визжат высоким голосом, разбегаясь в разные стороны.)

Логопед: У короля был верный слуга – филин, он все сообщал королю, что происходит у него в королевстве. Он говорил – “У-У-У” (вытянуть руки перед грудью в форме овала). Полетел филин с указом в поисках доктора, а вечером сообщил королю, что секрет лечения знает мудрый змей, который живет в дремучем лесу, под волшебным деревом.

Давайте дети сходим к мудрому змею и спросим его совета, как помочь выздороветь принцу с принцессой.

4 часть:

Логопед: Отправляемся в путь. Перед нами волшебное море, чтобы перебраться на другой берег нужно преодолеть “звуковые волны” (показывает схемы).

Мы будем произносить первый звук слова змей, глядя на эту схему.

Какой это звук? (“З”). Сначала мы произносим звук “З” глядя на “волны” громко, плавно проводя в воздухе указательным пальцем. Затем следя по схеме взглядом, потом по воображаемой “волне” с разной силой голоса произносим звук “З” - тихо, громко, тихо (дети выполняют задание).

5 часть:

Логопед: Вот мы и преодолели первое препятствие. Посмотрите, какое дерево.

Дерево: (звучит голос в аудиозаписи) Да, я волшебное дерево, когда на меня сильно дует ветер, я могу вращаться.

Логопед: Давайте дети мы подуем на него сильно, как ветер. Вспомните, как правильно нужно набирать воздух и выдыхать его (не поднимать плеч, не надувать щек, тянуть губы трубочкой).

(Дети дуют, дерево начинает вращаться. Слышится шипение змея.)

Змей: Зачем вы разбудили меня?

Дети: Помоги нам вылечить принца и принцессу.

Змей: Да, вы смелые дети, я вам помогу, не каждый ко мне может добраться. Но вы должны определить, какое из этих предложений будет правильным.

Лечебный чай поможет вам?

Лечебный чай поможет вам?

Лечебный чай поможет вам!

(ответы детей)

Змей: Вы не только смелые, но и умные. За это, я дарю вам старинный самовар с чаем из лечебных трав.

(Дети благодарят змея. Звучит музыка, выходят дети, читают стихотворение “Самовар” (“расскажи стихи руками”).

1 ребенок:

Мы сегодня вам расскажем,
Кто всех старше в доме нашем:

2-ой:

Наш сибирский самовар – он всех старше,
Но не стар!

3-ий:

Знаем мы от бабы Люси, что сто лет тому назад
Самовар – ее бабусе – справил муж ее, Игнат.

4-ый: Самовар-великан! И медали - по бокам!

5-ый: Хоть сто лет уже прошло, от него светлым-светло!

6-ой:

Протекает река сразу за лесочком.
Там мы трем ему бока золотым песочком.

7-ой: Золотеет самовар, от боков пылает жар!

8-ой: Утром, днем и вечерком угостит он всех чайком –

9-ый: Вкусным, ароматным, с запахом мятным!..

10-ый:

Вот на этом, вот на этом
Мы закончим свой рассказ.

Вместе: Приезжайте в гости летом – чаю хватит и для вас!

(танец “Самоваров”)

Логопед: Дети, король с королевой вам очень благодарны за то, что вы помогли вылечить их детей. В благодарность они дарят вам волшебный додекаэдр, который показывает их настроение (на гранях додекаэдра изображены различные мимические пиктограммы). Покажите, какой был король? Какой была королева?

Найдите “свое настроение” и покажите, каким оно стало у вас сейчас.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М.: Изд-во “Владос”, 2001.
  2. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. - М., 1980.
  3. Позднякова Л.А.Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольниками со стертой дизартрией.//Логопед в детском саду.- 2005.- № 5-6(8,9).
  4. Цвинтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – С-Пб.: Лань, 1996.
  5. Ястребова А.В, Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: Изд-во “Аркти”, 2001.