Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников


Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство - благодатное время для взращивания древа добра и красоты.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат - первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками - это универсальное образовательное средство, способное уравновесить интеллектуальную деятельность маленького человека. Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: лепка, конструирование, бисероплетение, изонить, вязание, вышивание, квиллинг, папье-маше, оригами, карвинг, кусудама, скрапбукинг, граттаж, декупаж, фельдцевание, торцевание, пескография и т.д.У детей развиваются художественно-творческие способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:

Одной из важнейших задач работы - это создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, способствующей его самореализации. В "центре искусства" подобраны дидактические и развивающие игры, папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей по темам "Гжель", "Дымка", "Керамика", "Каменная крошка" и т.д, предметы для самостоятельной деятельности детей: доступный традиционный (пластин, краски, карандаши и т.д.) и нетрадиционный изобразительный материал для творчества, наличие его разных видов (перья, проволока, фантики и т.д.). Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности куклы - королева Кисточка, Карандаш, Незнайка, девочка Умелочка.

Неоценимую помощь в воспитании активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности в период модернизаций, оказывает работа с семьёй. С этой целью используются следующие формы работы:

фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка), интегрированные тематические занятия, развлечения, фольклорные праздники, посиделки; проектная деятельность;

совместные занятия детей и родителей с различными мало используемыми материалами (пуговицы, фольга, проволока, гофрокартон и т.д.), моделирование на каркасе, комбинированными способами декорирования готовых поделок детей; экспериментирование с различными художественными материалами;

  • семейные конкурсы, выставки детских работ;
  • семинары - практикумы для родителей и педагогов ДОУ, мастер - классы;
  • тематические консультации для родителей и педагогов ДОУ;
  • выставки подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • просмотры видеофильмов, слайд-шоу, СD-дисков;
  • сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах, создание рукописных книг по декоративно-прикладному искусству, детскому дизайну.

Результатом работы явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес дизайн - искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги, макеты, аранжировки из разных материалов, атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников, рационально благоустраивать интерьер. Приобщение детей к социополезной и творческой деятельности способствует развитию у детей ощущения жизненной значимости своих усилий.

Л.С. Выгодский сказал: " Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое". Опираясь на высказывания Л.С Выгодского, детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения дошкольника.