Развитие детского сотрудничества. Обогащаем эмоции и речь


Начинать работу следует со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых является пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека, возобновление в памяти представления об основных эмоциональных состояниях и обогащение их.

Достаточно большое значение для развития детского сотрудничества в совместной деятельности имеет своевременная внешняя регламентация действий участников. Наиболее эффективным на всех этапах работы является не столько вмешательство нас взрослых, сколько правильное построение обсуждения результатов совместной деятельности. В ходе этих обсуждений на конкретных примерах необходимо показывать детям, к каким хорошим результатам приводит умение работать вместе. Это поможет дошкольникам ощутить преимущества совместной работы, создаст позитивный эмоциональный фон для самостоятельного освоения моделей. С целью реализации всех позитивных идей и предложений детей наша задача, дорогие коллеги, состоит в профессиональной, деликатной и своевременной поддержке их взаимодействия, поощрения самостоятельных стремлений сверстников в деловых общениях и контактах между собой.

Пиктограммы

Для этой игры необходимо использовать набор карт-пиктограмм. Пиктограммы – это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Можно использовать два набора карточек: один целый, другой – разрезанный.

Детям даётся набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) человека и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанный, шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь “людям”: найти и собрать их фотографии.

После определения настроений каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение человека, который на ней изображён. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнёром. После этого две картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Практический совет: проблемные ситуации взаимодействия можно предлагать детям от лица любимых ими игровых персонажей. Предлагаем это делать от лица трёх “Говорящих куколок”, которые хотят научиться всё делать вместе. Они постепенно открывают дошкольникам “секреты” обогащения взаимоотношений.

“Говорящие куколки”: Дети, вы знаете, что у человека бывает разное настроение: радости и грусти, печали и веселья, беспокойства и уверенности, интереса и равнодушия. Человек не всегда рассказывает о своём настроении. Мы вас научим, как можно узнавать о настроении, всего лишь внимательно посмотрев на лицо мамы или бабушки, вашего друга или соседа, или воспитателя. Зная маленькие “секреты” эмоций, вы сможете стать ближе друг к другу, вовремя проявлять понимание и сочувствие к окружающим.

Вместе с “Говорящими куколками” дети будут открывать для себя мир взаимоотношений, эмоциональных состояний, учиться “прочитывать” эмоции в мимике, жестах, интонациях и соответственно реагировать.

“Мимическая гимнастика”

Ребёнку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне всё равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щёки (лень, хочется дремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).

Практический совет: напомним список фундаментальных эмоций человека и их оттенков, которые желательно обыгрывать с детьми: интерес-внимательность, радость-удовольствие, удивление, горе-отчаянье-страдание-сострадание, гнев-злость-зависть, обида-досада, презрение-брезгливость-отвращение, страх-испуг, стыд-вина, тревога-беспокойство, сочувствие-жалость-нежность, грусть-печаль.

При использовании игр и упражнений необходимо стимулировать детей распознавать эмоции, развивать умение адекватно выражать эмоциональные состояния человека. Используя в упражнениях разные эмоциональные темы, можно открыть детям, какое эмоциональное единство таится в каждом человеке, как разнообразны эмоции и бесчисленны их оттенки, а также пробуждать и раскрепощать эмоции в самих детях.

“Азбука настроений”

Для этого упражнения понадобятся картинки или игрушки известных литературных героев, персонажей мультфильмов, фотопортреты самих детей в разном эмоциональном состоянии. Дети составляют рассказы о том, как изображен на фото или иллюстрации. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует, переживает этот человек, и каковы возможные причины этих переживаний.

Детей просим по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д., можно также попросить детей рассказать случай из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.

Пантомимические этюды

Этюды на выражение различных эмоций способствуют осознанию способов их адекватного проявления. Ребёнок учится выражать свои эмоции. Освоив это, развив в себе такую способность, он одновременно осваивает и адекватные способы привлечения внимании к себе.

В этюде предлагается ситуация эмоционально пересказываемая детям. Например, “Встреча друзей”, “Два весёлых клоуна”, “Золушка на балу(после бала)”, “Солёный чай”, “Драчуны”.

“Волшебные очки”

Дети садятся по кругу и передают друг другу воображаемые волшебные очки, надевая которые, можно увидеть и интересно назвать по имени, вспомнить и придумать ещё больше позитивных особенностей сверстника.

“Ты самый, самый…”

Дети, сидя или стоя в кругу, передавая друг другу какую-либо игрушку или предмет, завершают фразу “Ты самый, самый…” (улыбчивый, добрый, приветливый, весёлый, интересный, красивый, умный, находчивый, смелый, честный и т.д.).

Позволим детям придумывать желаемые определения не только тем, с кем они стоят рядом. а в первую очередь, тем сверстникам, которые им наиболее симпатичны.

В играх “Волшебные очки” и “Ты самый, самый…” необходимо акцентировать внимание детей на особенностях обращения их друг к другу с целью придумывания разнообразных интересных имён для сверстника, умения ярко охарактеризовать черты его внешности, подчеркнуть особенности поведения в разных видах деятельности, отметить достоинства и преимущества каждого, тем самым обогатить представления о сверстнике как деловом партнёре.

Практический совет: если ваши дети не знакомы с играми такого содержания, у них может возникать скованность в выражении эмоционального отношения к сверстнику. Поэтому лучше чтобы сначала они вслед за вами проговаривали общения, дополняя их различными впечатлениями. Вы сразу заметите, что дети быстро воспринимают положительный эмоциональный тон, с удовольствием начинают придумывать ласковые имена друг другу, а также чаще использовать их в свободном общении.

В этих играх дети освоят или обогатят умения обозначать своё эмоциональное состояние, различать его у других детей, принимать позицию сверстника и адекватно реагировать на его эмоциональное состояние, достигая взаимопонимания. Предложенные игры можно использовать перед началом занятия, какого-либо режимного момента (после прогулки перед обедом, после дневного сна, перед или во время утренней или бодрящей гимнастики), а также просто в свободной деятельности детей. Общение со сверстниками в атмосфере игры снимает у детей напряжённость, скованность, стеснительность, позволяет свободно выражать свои эмоции, активно обращаться друг к другу.

В качестве диагностического задания можно предложить детям на заранее подготовленных кругах – лицах человека изобразить настроение, эмоциональное состояние своих близких (папы, когда он смотрит футбол, сестры, когда она рано просыпается, чтобы идти в школу, бабушки, когда у неё болит голова, мамы, когда она разговаривает по телефону и т.д.).

На основе рисунков побеседуйте с детьми:

  • какое настроение ты изобразил?
  • какие линии на лице позволяют судить об изменении эмоционального состояния?
  • расскажи о причинах такого настроения.

Процесс сотрудничества требует не только адекватного понимания эмоционального состояния человека, но и координации действий партнёров. С этой целью рекомендуем использовать такие совместные подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнёра, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику.

“Проведи слепого”

Детей разделяют на пары (по желанию, по росту, по алфавиту имён, по цвету волос, глаз). В паре дети, договорившись между собой, выбирают, кто будет играть роль слепого; ему завязывают глаза. Цель игры в том, чтобы с помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от одного конца комнаты до другого так, чтобы они ни разу не споткнулся и не коснулся руками или телом ни одного препятствия (это могут быть игрушки, спортивные атрибуты). Для этого словесные команды партнёра должны быть очень точными и продуманными. За каждое касание пара получает штрафное очко.

Побеждает та пара, которое проведёт своего игрока более точно, быстро и получит меньше штрафных очков.

“Сиамские близнецы”

Детей разбивают на пары. В первом раунде желательно, чтобы работали дети, которые могут стать хорошим примером для остальных.

Участникам пары необходимо сесть за стол против друг друга, вместе на листе бумаги нарисовать картину, при этом их руки привязаны лентой или шарфом друг к другу. Когда дети начнут рисовать, необходимо помнить правило, - рисовать можно только привязанной рукой. В процессе работы можно разговаривать между собой, обсуждать, что будут рисовать, в какой очередности, какой цвет будут выбирать и т.д.

Можно предложить детям другие варианты этой игры, которые позволят её оживить ещё больше. Одному из партнёров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. Другой партнёр с открытыми глазами управляет движениями “слепого” игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

После проведения игры, задаём детям вопросы:

  • удалось ли вам сотрудничать между собой (дружно, слаженно выполнять задание вместе)?
  • обсуждали ли вы, что будете рисовать? Что говорили друг другу? Всё ли было понятно? А что нужно было сказать?
  • как вы распределяли между собой, кто будет рисовать?
  • понравился ли вам совместный рисунок?
  • что в этом задании было труднее всего?
  • что понравилось больше всего при выполнении задания?
  • нравится ли тебе (вам) выполнять задание вместе, сотрудничать?
  • как вы думаете, что в первую очередь нужно для того, чтобы хорошо вместе выполнить задание?

“Дуэт”

Это прекрасная групповая игра, в ходе которой дети научаться синхронизировать свои движения с движениями других детей.

Для проведения игры необходимо приготовить пустые коробки из-под обуви или небольшие кусочки коврового покрытия, чтобы легко можно было поставить две стопы ребёнка.

Двое детей должны встать плечом к плечу, одним из них ставит правую ногу в пустую коробку, другой – левую, берутся за руки или за плечи. Таким образом, необходимо вместе пройти несколько метров до установленного ориентира. Когда дети это сделают, можно устроить соревнование между двумя (несколькими) парами, кто быстрее.

Можно усложнить задание: три человека становятся в шеренгу, плечом к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. Двое других детей ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой.

Практический совет: обязательно подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как им поступить, с какой ноги удобнее начинать движение, как словами или счётом координировать общие движения. При желании можно меняться местами, чтобы их команда могла лучше справиться с заданием.

После проведения игры задайте вопросы, обсудите её результаты:

  • понравилась ли вам эта игра? Чем?
  • что было труднее (интереснее) всего в этой игре?
  • как у вас получалось всё выполнять вместе, не ссориться?
  • что вы говорили друг другу?

“Гусеница”

Для проведения игры необходимо подготовить воздушные шарики – по одному на каждого участника.

Детям необходимо построиться в цепочку, соблюдая следующие условия:

  • руки каждого лежат на плечах впереди стоящего;
  • воздушный шар зажат между животом одного и спиной другого;
  • дотрагиваться до воздушного шара (поправлять, придерживать) запрещается;
  • первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, необходимо пройти по определённому маршруту. В ходе движения по маршруту участников ожидают различные препятствия: натянутые верёвки, перевёрнутые стулья, повороты в самых неожиданных местах… Основная задача: пройти через всё это и вернуться на исходные позиции, не выпустив ни одного шарика.

Эта игра учит доверию. Успех продвижения в команде зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

После прохождения маршрута обсудите с детьми сложности, задайте следующие вопросы:

  • в чём сложность движения по маршруту?
  • как вы определяли в команде лидера или их было несколько? Где они располагались в начале, в середине или в конце цепочки?
  • какими указаниями, насколько успешно регулировали движение “живой гусеницы”?

Таким образом, общая эмоционально-положительная установка на принятие детьми инициативных действий партнёров, приобретённые ими умения сохранять устойчивое эмоциональное состояние в ходе совместной работы, создадут основу для последующего освоения совместной деятельности, коммуникативных умений и представлений о правилах взаимодействия, необходимых для осуществления сотрудничества.