Развиваем творчество и фантазию с помощью тканевой пластики


Художественное конструирование или тканевая пластика дает возможность ребенку открыть для себя волшебный мир творчества, увидеть в деталях тканевого конструктора облака, радугу, животных и т.п., насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием композиций, различных форм и величин.

Тканевая пластика не требует от ребенка высокого владения изобразительными средствами, но успешно их развивает, дает возможность символически выразить свое отношение к реальности.

Большое значение этот вид деятельности имеет в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса детей.

Тканевая пластика успешно развивает восприятие, мышление, способствует развитию познавательных и творческих способностей ребенка.

Этот вид деятельности дошкольников носит моделирующий характер и проходит сложный путь развития : от манипулирования с элементами конструктора и возникновения ассоциативных образов к созданию предметных преднамеренных изображений.

Овладение дошкольниками приемами конструирования изображения дает возможность организовать с детьми работу по созданию сюжетно – тематических композиций. При этом ребенок активно использует свой опыт, Применяя его для отображения конкретной темы.

Основные задачи обучения детей составлению сюжетных композиций заключаются в следующем:

  • создавать общий колорит, красочное звучание всей композиции.

Одной из сложных для дошкольника задач является задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении, исходя из замысла работы.

Очень часто дети, еще не зная композиционных приемов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приемы – композиции в виде фриз, когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение . дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.

<рисунок 1>

Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля.

<рисунок 2>

Можно использовать прием расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда ее верхний край является границей, горизонтом и отделяет , например поверхность земли, реки от плоскости неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удаленных от нижнего края на разное расстояние.

Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения. То есть ребенок приближается к возможности использовать в композиции перспективное расположение фигур на плоскости (предметы, которые вблизи кажутся большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или совсем вдали).

 

<рисунок 3>

Следует обратить внимание детей на то, как изменяются свойства предметов при удалении, сближении, перемещении их выше или ниже; так формируется чувство центра, симметрии, что лежит в основе различных композиционных приемов.

Для выразительности композиции большое значение имеет разнообразное цветовое оформление конструируемого изображения. С помощью цвета можно усилить характерный признак предмета, выразить свое отношение к нему, выделить среди других образов. Поэтому в процессе занятий тканевой пластикой дети должны научиться использовать выразительную силу цвета, широко применять различные оттенки.

 При помощи цвета ребенок может передать определенное настроение, состояние. Эмоциональное, эстетическое восприятие мира открывает детям красоту природы, ее цветовое многообразие, постоянное изменение. У детей необходимо накапливать такие впечатления, давая им специальные задания: понаблюдать за цветом неба, и окружающих предметов в сумерках, в яркий солнечный и пасмурный день, вечером обратить внимание на разноцветные светящиеся окна домов и т. д. эти впечатления затем могут найти богатое творческое отображение в детской деятельности, в том числе и в тканевой пластике.

Конструируя из тканевого конструктора, дети учатся создавать выразительные образы, передавать смысловые отношения сюжетной композиции. Важно научить их “делить” сказку или рассказ на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия.

Следует обратить внимание детей на композиционное решение, на средства, помогающие раскрыть характеры героев. С помощью правильно подобранных по цвету элементов конструктора и фона дети могут передать конкретное эмоциональное состояние и настроение героев сказки, например, черный цвет символизирует зло, белый – добро.

В процессе конструирования сюжетных композиций наиболее успешно происходит овладение детьми изобразительными (точка, линия, тон, цвет) и композиционными средствами (ритм, симметрия, асимметрия, контраст и т. д.).

Конструируя изображение, ребенок приобретает умение изменять и преобразовывать усвоенные графические образы в зависимости от содержания изображения. Важно научить его изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передавать его позу (лежит, сидит, стоит), состояние души и настроение (веселый, грустный, испуганный, спокойный и т. д. ), что достигается цветом и прорисовкой деталей (одежда, длинный нос, борода и т. д. ).

<рисунок 4>

Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами (сказки, мифы и т. д. ).

Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т. д.).

<рисунок 5>

 Важно поощрять стремление ребенка передать характер персонажа, его выразительность, искать новые решения для изображения знакомых персонажей с целью передачи эмоциональных отношений между действующими лицами в конкретной сюжетной композиции.

Заключительным этапом работы является анализ полученного произведения. Важно показать детям как положительные стороны, так и ошибки в изображении. Не следует диктовать детям, как изображать персонаж в том или ином случае. Укажите на ошибку, обратите внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении. Не следует разъяснять, как исправить ошибку. Пусть ребенок поэкспериментирует с изображением, самостоятельно найдет способ изменения изображения фигуры человека, животного. В случае затруднения предложите ему самому принять нужную позу и объясните словами движение. Ребенок должен научиться самостоятельному анализу, научиться думать.

Приложение