Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации


Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “правильно”, “неправильно” лавиной обрушиваются на первоклассника. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам, выполнять требования учителей и родителей, добиваться хороших результатов в учебе и пр. К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. Часть первоклассников достаточно успешно справляется с этой задачей.

Однако период привыкания к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год. Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкивается с такой проблемой, например, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием, отказывается от посещений школы, конфликтует с учителями, сверстниками и пр. Взрослые пытаются решить эти проблемы своими средствами: заставляют ребенка, взывают к его совести, упрекают в отсутствии прилежания, повышают уровень требовательности. эти традиционные способы влияния, как правило, не дают значимого эффекта. Необходимо разобраться в причинах осложнений адаптации.

Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией и привели к разработке программы психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, получившей название “На пороге школьной жизни”.<Приложение1>

Цель программы: профилактика возможных трудностей ребенка при адаптации к школе.

Задачи программы:

Содержание программы.

Основной метод формирования группы как целого – интеракционный – создание специфических групповых форм и правил поведения, акцент на действие механизма обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения.

Занятия проводятся в двух параллельных группах – с родителями и детьми. Выбор тем для встреч с родителями определяется компонентами психологической готовности к школе.

Тематическое планирование

№ занятия Тема занятий с детьми Тема занятий с родителями
Занятие №1, 2 часа “Дошкольник и школьник” (Мотивационная готовность) “Знакомство”
Занятие №2, 2 часа “Какой я?” (Личностная готовность. Развитие самооценки) “Мотивационная готовность”
Занятие №3, 2 часа “Школьные правила” (Произвольность деятельности) “Формирование самооценки ребенка 6-7 лет. Язык принятия и язык непринятия”
Занятие №4, 2 часа Совместное занятие родителей и детей “Первый раз в первый класс”
Занятие №5, 2 часа “Я среди других” (коммуникативная готовность) “ Взаимодействие с детьми – условие профилактики школьных “трудностей. Произвольная сфера ребенка 6-7 лет”

В процессе работы с будущими первоклассниками осуществляется диагностика уровня развития комплексной психологической готовности. На родительских занятиях ведущие информируют их о психологической готовности детей к школе, знакомят с результатами обследования детей, дают конкретные рекомендации.

Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы невербального взаимодействия, элементы телесно-ориентированной терапии.

Программа ориентирована на активное усвоение детьми и родителями нового опыта и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.

Количество занятий – по 5 в каждой группе, одно занятие – совместное. Продолжительность занятий – 60-80 минут. Оптимальное количество участников – 16-20 человек (8-10 семейных пар). Периодичность встреч – пять дней в неделю. Возможны варианты в количестве ведущих: два ведущих, при условии ведения занятий с детьми и родителями одновременно; один ведущий, если занятия с детьми и родителями разведены во времени.

Структура занятия.

Занятие состоит из нескольких частей: “приветствие”, “разминка”, “основная” часть, “обратная связь”, “ритуал прощания”. Занятие с родителями тематически связано с предыдущим занятием с детьми. Целью “приветствия” и “разминки” является сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В “основной” части ведущий ведет группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются.

Ожидаемые результаты.

  1. Отработка новых способов и приемов поведения.
  2. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.
  3. Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.
  4. Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.