Работа родительско-детской дизайн-студии "Семья талантов"


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Совершенно очевидно, что важную помощь семье в воспитании активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, на пороге дошкольного детства оказывает дошкольное учреждение.

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми, взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Основная цель системы дошкольного образования свободное развитие личности. Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Родители должны убедиться, что их участие в педагогическом процессе ДОУ важно не потому, что так хочет педагог, а потому что это важно для развития их ребенка. Необходима атмосфера добра, доверия, взаимопонимания между родителями и педагогами. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребёнка.

Пояснительная записка

"Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе, говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде". Роден

Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и согласованности в действиях педагогов и родителей. По интересам детей необходимо полное взаимопонимание с родителями, ведь именно в семье у ребенка зарождаются и складываются различные интересы и способности.

Одним из важных условий развития творчества является организация интересной, содержательной жизни ребёнка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

В ДОУ по желанию детей и родителей создана Дизайн – Студия “Семья талантов”. Заседания дизайн - студии проходят в форме мастер-класса. Дверь в искусство, которую открывает детский сад на подобных встречах - хороший способ гармонизации детско-взрослых и родительских отношений, обогащение общения.

Именно то, что рядом с ребенком работает его надежный друг и помощник – мама или папа и является преимуществом дизайн - студии “Семья талантов”, перед другими формами работы с семьей.

Цель дизайн-студии: Организация совместной деятельности детей и родителей для развития творческих способностей и укрепления связи дошкольного учреждения с семьей.

Задачи:

  • приобщать детей и родителей к искусству дизайна и художественной деятельности,
  • воспитывать желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
  • развивать творческие и дизайнерские способности, художественный вкус, создавая яркую работу учить видеть результат совместного труда;
  • формировать умения совместной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность);
  • формировать стремление к проявлению творческой самостоятельности;
  • создавать условия для социального и эмоционального развития ребенка и формирование у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям;
  • способствовать развитию интеллектуальных процессов через художественно-эстетическое воспитание;
  • на основе практического опыта работы знакомить с различными художественными техниками и материалами;
  • развивать изобразительное творчество детей, привлекая родителей к участию в детском дизайне.

Увлеченность и интерес к изобразительному искусству сами не рождаются. Они воспитываются педагогом. Недаром французский просветитель Д. Дидро писал: “Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерстве”.

Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты. Изобразительное искусство помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире.

Дизайнерская деятельность содержит различные виды художественного конструирования. Если посмотреть шире, то речь идет о стремлении достичь гармонии между природными явлениями и результатами человеческой деятельности.

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Это и разнообразные пластиковые бутылки, крышки, пробки, футляры от шоколадных яиц, контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусинки, проволока и многое другое, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей.

Работа организована так, чтобы не только научить детей навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной выполненной работы, поделки.

Родители посредством анкетирования (Приложение1) выбирают интересные для них темы работы. Руководствуясь интересами родителей, составляется план работы дизайн – студии на год (Приложение 2). Мастер – класс проводится с периодичностью 1 раз в месяц, всего 8 в год. Встреча длится от 40 до 60 минут. О теме очередного мастер-класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

На мастер - классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках создания дизайнерских предметов. Далее непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем. Динамическая пауза (физкультминутка или игра). Завершение работы, подведение итога и обязательно сюрприз для каждой семьи, это красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, и, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Прежде чем дети заберут работы, они выставляются в группе для всеобщего любования. Имеется так называемый “Дневник дизайнерских событий” (Приложение 3) где каждый может выразить свои чувства и отношение к проделанной работе, здесь же фиксируется дата поведения мастер-класса, фамилия имя ребенка и с кем из членов семьи он посетил мастер-класс.

Оборудования для занятий:

  • Просторные устойчивые столы с легко моющейся поверхностью.
  • Кисти разных размеров и жесткости.
  • Емкости для воды и клея.
  • Салфетки.
  • Палитры.
  • Компостеры.
  • Доски и ручки для тиснения бумаги.
  • Приспособление для гофрирования бумаги.
  • Пинцеты.
  • Линейка – трафареты.
  • Коврики из линолеума.
  • Деревянные зубочистки.
  • Ножницы простые, фигурные.
  • Наборы стек.
  • Леска.

Материалы для занятий:

  • Природный материал (сухие листья, цветы, соломка, перышки, камешки, ракушки и др.)
  • Бросовый материал (бусинки, пробки, проволока, фольга и пр.)
  • Изобразительные материалы: краски акриловые, витражные, для батика.
  • Средства для декупажа и кракелирования.
  • Бумага и картон различной фактуры, размера, цвета.
  • Скотч тонкий, широкий, двусторонний, на вспененной основе, цветной голографический.
  • Наклейки, бисер, стразы, пайетки, стеклянный марблс.
  • Нитки.

 Дизайн – студия – это неформальное объединение родителей детей педагога ИЗО, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Перед ребенком и родителями в процессе работы открывается мир фантазии. Дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами.

Деятельность основана на добровольных началах. Дети и родители при поддержке педагога занимаются единым делом, в котором взрослые и дети равные партнеры. Здесь особая атмосфера, в которой происходит истинное сближение родителей и детей, радость взаимного общения, сотворчества. Дизайн – студия всегда открыта для нового.

Положение о функционировании дизайн – студии “Семья талантов”

  1. Общие положения.
  1. Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида “Звездочка”, в дальнейшем ДОУ, организует родительско – детскую Дизайн – студию “Семья талантов”.
  2. Дизайн – студия “Семья талантов” создана с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в художественно - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
  3. Организация дизайн – студии “Семья талантов” является средством объединения детей и взрослых в контексте искусства.
  4. Дизайн – студия “Семья талантов” осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно – правовыми актами в сфере образования, уставом ДОУ, настоящим положением.
  5. Участниками дизайн – студии “Семья талантов” являются дети, родители (законные представители), педагоги, воспитатель с правом преподавания изобразительной деятельности.
  6. Основными принципами работы дизайн – студии “Семья талантов” являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики
  7. Работа Дизайн - студии подчинена идее “Не всякий ребенок, занимающийся в изостудии, выберет профессию художника или скульптора, дизайнера. Но каждый может стать творческой личностью, научиться эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить и выражать свои мысли и чувства в образной форме”.
  1. Основные направления деятельности Дизайн – студии “Семья талантов”.
  1. Популяризация деятельности дошкольного учреждения среди родительской общественности.
  2. Приобщение к искусству дизайна и художественной деятельности.
  1. Права и обязанности участников Дизайн – студии “Семья талантов”.
  1. Родители (законные представители), дети имеют право:
  • получать практическую помощь в организации занятий направленных на развитие художественно – изобразительного творчества дома;
  • высказывать собственное мнение и обмениваться опытом в вопросах воспитания и развития детей;
  • свободно посещать Дизайн - студию;
  • приносить свои инструменты и художественные материалы для мастер - класса;
  • оставлять себе или дарить ДОУ созданные совместно с детьми предметы дизайна.
  1. Доу имеет право:
  • вносить корректировки в план работы дизайн – студии в зависимости от интересов и запросов родителей;
  • организовывать выставки предметов дизайна, созданных участниками дизайн – студии;
  • транслировать положительные результаты и опыт работы.
  1. ДОУ обязано:
  • организовать работу Дизайн – студии в соответствии с планом, утвержденным заведующей ДОУ, с учетом интересов и потребностей родителей;
  • предоставлять квалифицированную практическую помощь родителям;
  • обеспечить наличие необходимых художественных материалов, инструментов и оборудования.
  1. Организация деятельности Дизайн – студии “Семья талантов”
  1. Работа Дизайн – студии осуществляется на базе Доу в помещении кабинета эстетического воспитания.
  2. Ответственным за организацию и функционирование дизайн-студии является воспитатель с правом преподавания изобразительной деятельности Сапелкина Л.А.
  3. Планирование работы осуществляется по результатам анкетирования родителей (законных представителей).
  4. Результаты работы дизайн – студии транслируются на ежегодном публичном отчете о работе ДОУ.
  5. Заседания дизайн – студии проходят в форме мастер-класса, с периодичностью 1 раз в месяц.

 Примерная тематика мастер-классов

Месяц тема, содержание
Сентябрь Волшебная флористика (создание картины из цветов и листьев)
Октябрь Детское творчество в интерьере (Приложение 4 - конспект), (изготовление рамки для детского рисунка Приложение 5 - памятка)
Ноябрь Скрепбук. Страна воспоминаний (Приложение 4 - конспект), (создание скреп – странички будущего альбома) (Приложение 6- буклет), (Приложение 7 - Положение о конкурсе)
Декабрь В ожидании праздника. Лампочки для елочки (изготовление елочной игрушки из лампочки)
Январь Движение по спирали (изготовление открытки в технике квилинг)
Февраль Мобиль “журавлики” (предметы интерьера детской своими руками)
Март Хлопок одной ладонью (создание декора на детской футболке)
май Пасхальный сувенир (украшение пасхального яйца в технике декупаж)

Литература*:

  1. Дизайн и дети: Методические рекомендации // Авт. сост. Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Е.А. Кудрявцева. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  3. Зверева О.Л., Коротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

* Полный список литературы приведен в Приложение 8.