Пути и методы повышения профессиональной компетентности педагогов в детском саду


Ну, вот, Вы уже улыбаетесь и готовы к восприятию моей информации. А это значит, что один из многочисленных приёмов активизации педагогов, используемых нами в методической работе с педагогами – (разогревки – самооценки), опять успешно сработал.

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становятся для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.

Исследования отечественных и зарубежных психологов (К.Роджерс, Э.Эриксон, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В. А. Петровский и др.) свидетельствуют: дети дошкольного возраста воспринимают нормы взаимодействия со взрослыми практически без изменений, что становится основой их дальнейшего личностного развития. Причем различного рода взаимодействие педагога с детьми оказывает не однозначное влияние на развитие ребенка. В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Конкретизируя понимание сущности профессионализма педагогов О.М. Краснорядцева определяет профессионала– педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития мирового образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов детского сада является методическая работа в дошкольном учреждении, преимущество которой видится мне в следующем:

– нахождение педагога в квалифицированной среде опытных коллег;

возможность получать и немедленно применять на практике новые знания и умения;

– своевременно отслеживать и корректировать результаты работы.

Организуя методическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов учитывали и основные принципы, такие как:

– соответствие содержания работы основным тенденциям обновления содержания образования на современном этапе развития.

целостность процесса методической работы, взаимосвязь теоретической подготовки и возможности применения полученных знаний в практической деятельности.

– сочетание использования потенциала группового обучения с индивидуальным.

осознание и оценка в процессе обучения собственного опыта, организация деятельности педагогов с учетом конкретных, важных для них практических проблем.

– ориентация работы на формирование потребности в профессиональном совершенствовании

В нашем детском саду сложилась своя система работы с педагогическими кадрами по повышению профессиональной компетентности, которая способствует освоению педагогами новых технологий, формированию индивидуального и творческого стиля работы. Работа проводимая в ДОУ, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационную категорию, создает условия для высокой культуры сотрудничества.

Для активизации познавательной деятельности и повышения компетентности педагогов наряду с традиционными методами обучения внедрялись формы и методы активного обучения: практикумы, деловые игры, дидактические игры, тренинги, мастер-классы и многое другое. Определимся с понятиями.

МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ – совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие к самостоятельному, инициативному освоению материала в процессе познавательной деятельности (В.Н. Кругликов. 1998).

Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества. Ведь исследования свидетельствуют о том, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50% , при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности ( например. В деловой игре) до 90%.Остановимся более подробно на некоторых из них.

Деловая игра.

Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. (Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М., 1989).

Технологическая схема деловой игры.

Этап подготовки Разработка игры
  • разработка стратегии
  • план деловой игры
  • обобщение описание игры
  • содержание инструктажа
  • подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
  • Постановка проблемы, целей
  • Условия, инструктаж
  • Регламент, правила
  • Распределение ролей
  • Формирование групп
  • Консультирование
Этап проведения Групповая работа над заданием
  • Работа с источниками
  • Мозговой штурм
  • Работа с ведущими
Межгрупповая дискуссия
  • Выступление групп
  • Защита результатов
  • Правила дискуссии
  • Работа экспертов
Этап анализа и обобщения
  • Выход из игры
  • Анализ, рефлексия
  • Выводы, обобщения
  • Рекомендации

Тренинг

Тренинг (от английского train – воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Требования к проведению тренинга. Это, прежде всего:

  • оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;
  • соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по “тренинговому кругу”, что способствует активному взаимодействию его участников;
  • обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;
  • проведение на первом занятии тренинга упражнения “знакомство” и принятие “соглашения” – правил работы группы;
  • создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;
  • вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;
  • уважение чувств и мнений каждого участника;
  • поощрение участников тренинга;
  • подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;
  • обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;
  • обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;
  • обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.

Тренинг может состоять из одного или нескольких занятий, иметь различную продолжительность – от одного часа до нескольких дней. (Упражнения, приемы, задания и игры используемые на тренинге смотрите в приложении №1.)

Структура и этапы проведения тренинга.

  • Введение

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если педагог-тренер скажет о своих ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. “Ввести” участников в работу можно с помощью вступительного слова, мультимедийной презентации и т.п.

  • Знакомство

Знакомство представляет собой необходимую процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь ее участников в процесс обучения, развить навыки общения. Знакомство проводится даже в том случае, когда участники знают друг друга

  • Ожидания участников

На этом этапе следует выяснить ожидания участников от семинара-тренинга с помощью вопросов, на которые они отвечают по очереди “по кругу”. Например: “Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?”

Порядок проведения тренинга

После того, как все участники расскажут (напишут) о своих ожиданиях, преподаватель-тренер обязательно сообщает им порядок проведения тренинга. Это делается независимо от того, какова продолжительность данного семинара-тренинга, сколько занятий он в себя включает

Принятие правил работы группы (“соглашения”)

Пункты “соглашения” необходимо записать на листе бумаги или доске. После совместного обсуждения каждого пункта соглашение принимается большинством голосов и вывешивается на видном месте.

Обучение:

Непосредственно обучение включает в себя 2 этапа:

1. Иинформационный блок или предоставление теоретических знаний.

2. Выработка практических навыков.

  • Подведение итогов

Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания.

Мастер-класс.

Мастер-класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы.

Алгоритм проведения мастер-класса.

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

1.1. Краткая характеристика детей экспериментальной группы, обоснование результатов диагностики, прогноз развития .

1.2. Краткое обоснование основных идей эффективна в работе с экспериментальной группой.

1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.

1.4.Доказательство результативности деятельности воспитанников, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1.5. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

2-й шаг. Представление системы занятий.

2.1. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

3-й шаг. Имитационная игра. Педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.

3.1. Слушатели одновременно играют две роли:

Детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4-й шаг. Моделирование.

4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме технологии занятии мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателейи управляет ею).

4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.

5-й шаг. Рефлексия.

5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

Таким образом, учитель-мастер раскрывает “ученикам” авторскую систему учебно-воспитательной или экспериментальной работы.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, в результате использования активных форм методической работы позволило выйти на такие результаты:

  • стабильность оптимального уровня освоения детьми программы на протяжении более 5 лет;
  • призовые места в городском конкурсе “Воспитатель года”;
  • улучшение психологического микроклимата в коллективе;
  • рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работой;
  • рост педагогической компетентности воспитателей, уровня их квалификации (в 2009-2010 учебном году: 30% педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 40% – первую квалификационную категорию; 15% вторую и 15% –молодые специалисты, не имеющие категории).