Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых


Согласно новым ФГТ (приказ № 665) особое внимание в дошкольной педагогике уделено образовательным областям, где выделены общие задачи в каждой области на весь возрастной период. Приоритетное место отдано игровой деятельности.

Вовлечение в педагогический процесс детского сада дидактических игр позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену деятельностей, предупредить утомляемость.

Дидактические игры имеют структуру: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры.

Собственный опыт работы в рамках реализации комплексной программы, самоанализ позволяет говорить о том, что у детей существуют трудности в восприятии трудового процесса, выделение взаимосвязей между компонентами труда. Причина в том, что трудовой процесс текуч. Используемый в работе метод показа и наблюдения за трудом взрослых эффективен, но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения.

Поэтому в связи с появлением новой образовательной области "Труд" и вышеуказанной проблемы возникла необходимость в разработке системы дидактических игр по формированию первичных представлений о Труде взрослых.

Для этого сначала был изучен информационный материал по данной теме, подобраны игры (систематизированы по группам - игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами, знакомиться с ними. Это такие игры как, " Предмет - материал из которого он сделан", "Профессия - результат".

Наиболее сложны словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Назови профессии" и др.

В игре "Кто больше назовет предметов", детей учили классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская). Дети отвечали на вопрос ведущего. Усложнялась игра за счет увеличения сфер производства.

Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его изображение. Это такие игры как "Атрибут - профессия", ""Чья задумка?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости).

В настоящее время в связи с построением педагогического процесса с учетом ФГТ, дидактические игры органично находят свое место в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Формы организации детей во время дидактических игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые.

Особое внимание в настоящее время уделяется дидактической игре как самостоятельной игровой деятельности. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Поэтому своевременно педагог заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т.е. является равноправным участником игры.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр. Такие игры, как "Умные машины", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, шоферов, работников супермаркета и т.д.

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении не менее важной задачи области "Труд": воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.