Авторская разработка "Воспитание музыкой: формирование музыкально-эмоциональной культуры дошкольников в условиях территориально-региональной отдаленности"


Наш маленький город Удачный расположен в 18 км от Полярного Круга, в далекой Якутии. И, естественно, факт территориальной отдаленности Нашего города от основных культурных центров России нельзя не учитывать в обучении и воспитании дошкольников, тем более в воспитании их музыкальноэмоциональной культуры.

Я работаю музыкальным руководителем с 1986 года, и все это время процесс музыкального воспитания дошкольников старалась максимально наполнить лучшими образцами музыкальной классики, опираясь на авторские методики В.Усачевой, Л.Школяр, О.Радыновой.

И все же в наше непростое, отягощенное бурным ростом промышленных и компьютерных технологий, время у меня появилось чувство неудовлетворенности. Мне стало казаться, что мы недодаем ребенку в самом главном.

Агрессивная теле– и радио-среда, неоправданно длительное нахождение в виртуальном пространстве компьютера привели к тому, что дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками.

Меня очень беспокоит, что современные дети постепенно теряют остроту эмоциональных ощущений, становятся менее отзывчивыми к чувствам других. Ведь годы дошкольного детства, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, – самые продуктивные и результативные, а непосредственно предшкольный период – решающий в его жизни. И очень важно именно в этот период создать благоприятный эмоциональный настрой для успешного формирования личности ребенка, определения его жизненной и гражданской позиции, общекультурных и общечеловеческих ценностей.

Современные методические разработки по музыкальному воспитанию позволили скорректировать мою работу в сторону эмоциональной составляющей, т.е. максимально активизировать эмоциональную сферу ребенка. В таком контексте мою работу можно обозначить как новизна в работе по музыкальному восприятию дошкольников.

Тем более, что все инновационные педагогические технологии последних лет (в их числе “Концепция непрерывного образования “Школа – 2100 (“Детский сад – 2100”)” эмоциональное благополучие ребенка позиционируют сразу за его физическим здоровьем.

Своеобразным “инструментом” для формирования музыкально – эмоциональной культуры ребенка я выбрала программу “Синтез” творческого Центра “Гармония” (К.Тарасова, Т.Рубан, О.Кабачек, Т.Петрова, М.Шумова), которую вариативно использую в своей работе.

Почему именно “Синтез”?
На самом деле причин могу назвать несколько, остановлюсь на главной: синтез искусств, погружая ребенка как бы в трехмерное пространство (музыки, живописи, литературы) как раз и позволяет максимально активизировать эмоции ребенка.
К слову сказать, в 2009 году я защитила свою I квалификационную категорию по теме “Формирование музыкально – эмоциональной культуры дошкольников посредством синтеза искусств”, поэтому суть предмета я изучила теоретически и опробовала практически.

В ходе работы я пришла к выводу: общение ребенка – дошкольника с искусством с акцентом на эмоциональную сферу неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего ребенка.

Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются гностические и аналитические способности.

Наблюдая за детьми на наших музыкальных встречах, я замечаю, как искренне и разносторонне они отзываются на музыку, впечатление от которой усиливается живописным и литературным компонентами. Но для маленького ребенка характерно находиться в “плену эмоций”, его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.

Главная цель моей работы по формированию музыкально – эмоциональной культуры дошкольника – посредством синтеза искусств сформировать у него позитивное мировосприятие и эмоциональное мироощущение, так как, слушая и оценивая музыку и произведения других видов искусства, дети получают уникальную возможность как бы “тренировать” свое поведение, создавать “модель” отношений.
Думаю, не стоит объяснять, насколько усложнялась реализация этой цели в условиях практически полного культурно – информационного вакуума!

И, тем не менее, проработав соответствующий методический материал и максимально используя все возможности общения детей с искусством, я пришла к выводу, что цель моей педагогической работы может стать реальностью.

Задачи:

  1. Дать представление о разных способах отражения действительности в искусстве в целом и в музыке в частности.
  2. Посредством музыкального восприятия на основе синтеза искусств формировать позитивное отношение к миру.
  3. Максимально оптимизировать поиск путей общения и пропаганды классического искусства, учитывая ограниченные возможности в связи с территориальной отдаленностью города.

В ряду задач моей работы пункт 3 занимает особое место. Я прекрасно понимала, что успешное выполнение этой задачи выходит за рамки моих профессиональных возможностей. Даже обычная организация художественной галереи требовала содействия не только моего непосредственного руководства, но и одобрения и согласия специалистов городской администрации. Но, к счастью, мои предложения были услышаны и поддержаны на самом высоком административном городском уровне, и появилась возможность осуществить свою педагогическую цель не только в своем ДОУ, но и в масштабах города.

Но прежде чем решать организационные и практические моменты, естественно, требовалась кропотливая работа по подготовке маленького слушателя к восприятию многомерного классического искусства. Было ясно, что посещение концерта, спектакля, художественной выставки должно найти эмоциональный отклик в душе ребенка, стать настоящим Праздником!

Итак, определив цели и задачи и учитывая непростые особенности предстоящей работы, я наметила основные направления и пути их реализации:

Основные направления работы

Пути реализации

Определяюшие факторы, организационные формы

Накопление музыкального опыта дошкольника Разработка “Системы репертуара по видам искусств”.

Максимальное “погружение” в искусство.

Высокохудожественность, доступность.

Занятия по искусству, музыкальные встречи, видеопутешествия; создание аудио– и видеоархива для домашнего прослушивания.

Развитие музыкального восприятия посредством синтеза искусств Продуктивная музыкальная деятельность ребенка.

Формирование представлений об общности искусств.

Эмоциональное выражение в пении, танцевально-творческом движении, игре в оркестре.

Сравнение средств выразительности в искусстве (“музыкальное” рисование, “поэтическая” музыка).

Формирование музыкально -эмоциональной культуры Творческое самовыражение.

Формирование оценочного восприятия с фиксацией эмоциональных ощущений.

Интонационная, мимическая, пантомимическая вариативность.

Игры, упражнения, музыкально-психологические тренинги; творческие ассоциации художественных образов с окружающей действительностью.

Не умаляя значения первых двух направлений, все же по опыту скажу, что третье (формирование собственно музыкально – эмоциональной сферы) по значимости самое важное и является итогом работы двух предыдущих, так как выводит весь процесс на более высокие эмоциональный уровень. Этот момент, следуя философским законам, можно назвать “переходом количества в качество”.

Ведь музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас. Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, активизируя его жизненный ритм. Можно сказать, что музыка обращается к ребенку обобщенным, предельно концентрированным эмоционально – чувственным опытом предыдущих поколений. Она помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций и, усиливая их, способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка и оформляются в конкретные действия и поступки.

Но для маленького ребенка характерно находиться в “плену эмоций”, потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.

На самом деле маленькие дети очень чувственны, их чувства, еще не сформировавшись, тем не менее, легко откликаются на тот эмоциональный настрой, который несет в себе музыкальный образ. Дети сочувствуют и переживают вместе с музыкой, но не умеют точно передать свои ощущения, не могут по эмоциональной реакции сверстников и взрослых определить их отношение к происходящему.

Детям важны беседы о чувствах. Им необходимо знать, какие существуют чувства, как ими можно поделиться, что с их помощью можно выразить. На занятиях с помощью жестов, мимики и различных поз мы учимся выражать определенные эмоции, настроения: обиду, хитрость, спокойствие, слабость, радость, гордость, испуг, удовольствие и т.д.

При изучении любого музыкального произведения мы описываем ее характер, выражаем эмоции, вызванные услышанной музыкой, таким образом, определяя свое отношение к ней.

Создание мысленных картин во время прослушивания музыки – пример упражнений, способствующих самораскрытию ребенка, росту его как личности.

Такой своеобразный тренинг позволяет детям не только точно выразить свое эмоциональное состояние, но и адекватно реагировать на состояние окружающих его людей. Таким образом, ребенок становится адаптированным к различным социальным ситуациям, начинает определять и контролировать свои поведенческие реакции.

И в очень большой степени дальнейшая успешная жизнь маленького человека зависит от степени сформированности произвольности психических процессов, умения распознать и дифференцировать эмоции, способности контролировать и оценивать собственные действия и состояния. Чем прочнее сформированы эти способности, тем успешнее в будущем будет ребенок.

Общность музыки и других видов искусства в своей работе я соотношу очень осторожно в наиболее доступных для детского понимания формах. Анализируя произведения музыки и живописи, я обращаю внимание детей на особенности мелодии, ритма, тембра, композиции. Дети 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные видовые связи: они способны передать в рисунке узор музыки, ее мелодическое развитие. Мы с удовольствием сочиняем “цветную музыку”, в процессе которой формируются музыкальные цветоощущения.

Для фиксации внешних проявлений различных эмоциональных состояний я использую комплекс упражнений “Музыкальное настроение”. Он включает мимические (выразительные движения мышц лица), пантомимические (выразительные движения всего тела), вокально – образные (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса) упражнения.

Перейти к более сложным ситуативным эмоциям мне помогает комплекс игровых упражнений “Пчелки”. По опыту скажу, что эти упражнения очень эффективны как эмоциональный тренинг, так как формируют оценочное восприятие к собственным эмоциям и эмоциональным проявлениям партнера по игре.

img3.jpg (12606 bytes)

Играем в любимых “Пчелок”

img4.jpg (10552 bytes)

Сочиняем “Цветную музыку”

Разумеется, такая работа невозможна без помощи специалиста по живописи и литературе, так как в этой части процесса реализуется наиболее сложный уровень синтеза, выделяющий не только интонационные, композиционные закономерности, но и внутренние связи между произведениями. К счастью, у меня есть единомышленники, творческий союз с которыми делает осуществление наших целей реальностью.

Результаты превзошли все самые смелые ожидания: благодаря многогранному познанию классического искусства наши дети стали эстетически воспитаны, эмоционально развиты и, что особенно важно, позитивно настроены к общению с окружающим их миром.
Это подтверждают в частых беседах и родители наших воспитанников. По их мнению, характер их детей стал более мягким, поведение – взвешенным и осознанным, а чувства – открытыми и искренними.

Параллельно с работой по формированию музыкально – эмоциональной культуры дошкольников велась и большая подготовительная творческая работа по оптимизации возможностей общения детей с искусством за пределами нашего ДОУ.

Для конкретизации работы нами были намечены и частично осуществлены следующие мероприятия:

  1. Создание в нашем ДОУ художественной галереи.
  2. Творческие встречи с местными художниками, поэтами, экскурсии на их творческие выставки – все это, безусловно, способствует повышению эмоционального и культурного уровня ребенка.
  3. Организованное посещение концертов мастеров искусства.
  4. Консультации, рекомендательные беседы для родителей с целью организации культурного досуга в их отпускной период (обязательное посещение музеев, картинных галерей, концертов).
  5. Разработка и реализация Творческого Проекта “Путешествие в прекрасное” (музыкально – художественный абонемент).

Творческий Проект “Путешествие в Прекрасное” я считаю самой доступной для ребенка – дошкольника формой общения с искусством. По большому счету, это самая большая моя творческая удача! Безусловно, реализация Проекта не могла состояться без помощи моих коллег, администрации, без поддержки и понимания наших проблем городской властью.
Творческой группой было разработано Положение о Творческом Проекте “Путешествие в Прекрасное”, согласованное с руководством нашего ДОУ и утвержденное инспектором районного управления образования. Положением определены цели, задачи Проекта, этапы разработки и подготовки Проекта, прописаны организационные моменты.

Сокращенный вариант Положения предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги. Его можно взять за основу, дополнить и преобразовать в соответствии с вашими конкретными условиями и возможностями. Буду рада, если вас заинтересует такая форма пропаганды классического искусства.

Творческий Проект
“ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ”
(музыкально – художественный абонемент)

Творческий Проект “Путешествие в прекрасное” (далее – Проект) создан с целью приобщения детей дошкольного возраста к шедеврам мировой классики на основе синтеза искусств.
Ввиду территориальной отдаленности нашего города от основных культурных центров страны, практически полного информационного вакуума в области пропаганды классического искусства, Проект частично решает создавшуюся проблему.
Пути решения проблемы:
– популяризация классического искусства среди детей дошкольного возраста г.Удачный средствами аудио– и видеотехнологий;
– организация и проведение периодических концертно – художественных встреч для детей дошкольных учреждений г.Удачный.
Основные участники Проекта :
– дети старшего дошкольного возраста детских дошкольных учреждений г.Удачный.
К участию в Проекте приглашены:
– учащиеся и педагоги детской музыкальной школы (ДМШ) г.Удачный (отделения музыки и живописи);
– участники хореографической студии “Надежда” Творческого Центра г.Удачный;
– родители детей, заинтересованные проблематикой Проекта.

Музыкальным встречам в рамках Проекта “Путешествие в Прекрасное” предшествует большая подготовительная работа: с педагогами детской музыкальной школы и руководителями хореографической студии определяется музыкально – художественный репертуар, который учитываем в ходе слушания музыки на музыкальных занятиях, разрабатывается сценарий, декорации, костюмы; технические службы ответственны за музыкальное, световое, компьютерное обеспечение. И самое главное: каждому дошкольнику мы дарим CD-R с записью шедевров классического искусства.
Вначале это были просто записи популярной классической музыки, мы их назвали “Волшебный перезвон”. А последняя наша музыкальная встреча называлась “Времена года”, и на диск мы записали видеоизображения самых лучших пейзажей мировой живописи, озвученные самыми лучшими музыкальными произведениями.
К марту 2011 года мы готовим очередную, третью по счету, версию Проекту с рабочим названием “Сказочная музыка, или Зримая классика”, где предложим нашим маленьким слушателям не только услышать, но и увидеть музыку. В подарочный диск войдут записи анимационных фильмов на музыку П.Чайковского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, М.Мусоргского и других.
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что наш Проект достиг поставленных целей и оправдал наши ожидания. Подтверждение этому – признание и известность среди жителей города, высокая заинтересованность всех его участников и огромное количество желающих стать обладателем заветного подарочного диска.
Но главные ценители “Путешествий в Прекрасное” – конечно же, дети. Их искренность, высокая эмоциональная отзывчивость на, казалось бы, непростое классическое искусство придают уверенность и дают нам право на продолжение такого замечательного общения.

Приложение