Проектная деятельность "Где вода – там жизнь"


Цели: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить проводить несложные опыты с водой. Упражнять детей в чтении, умение анализировать.

Оборудование: Фотографии пустыни и леса; вода в стаканчиках, чайные ложки по количеству детей, соль, сахар, песок; таблички для чтения.

Предварительная работа:

Чтение заключительной части стихотворения “Вчера и сегодня” С.Я. Маршака.

Коромысло с ведром загремело на весь дом:
Никто по воду не ходит, коромысла не берет.
Стали жить на новой моде – завели водопровод.
Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума – по домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялись низко:
Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, – и вода бежит рекой…
Нынче в людях мало смысла, пропадает коромысло!

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели и задач занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать. А кто такие путешественники? На чем можно путешествовать? Какой вид транспорта мы с вами выберем, если мы сегодня говорим о воде. Какие, виды транспорты вы знаете? (Ответы детей: лодка, корабль, катер, водный велосипед.) Если мы будем путешествовать по воде, то, как будут называться наши остановки? – Ответы детей. Пристани. И каждая пристань будет иметь – свое название.

3. Первая пристань: “Вода источник жизни”.

  1. Зачем нам каждый день нужна вода?
  2. Зачем растения нужно поливать?
  3. Могут ли люди, животные, растения прожить без воды?

Дети: Всему живому, в том числе растениям животным нужна вода. Без воды все погибнет. Например: растение – завянет и погибнет. Человек может прожить без воды только несколько дней. Животным тоже нужна вода.

Воспитатель: Взгляните на этот плакат. этот плакат сделал Юра вместе с мамой. С левой стороны плаката мы видим, так выглядит пустыня, где нет воды, а с правой стороны – так выглядят берега рек или озер где есть вода.

Отправляемся дальше.

Вторая пристань: “Как вода к нам пришла?”

Воспитатель: Послушайте рассказ.

– Высоко в горах жили снег и лед. Они жили в горах так давно, что их называли вечными. Там на вершинах гор было всегда холодно, что ни зверь, ни птица не поднимались туда. Вечный холод и тишина. Но вот появился у них сынок – Снежок, такой же тихий и белый, как родители – Снег и Лед. Как и все маленькие дети, Снежок был очень любопытным и задавал много вопросов. А родители не могли ответить на эти вопросы, они всю жизнь прожили на самой вершине горы и не видели ничего, кроме синего неба и белого снега. И тогда Снежок решил узнать все сам. И отправился в путешествие. Сначала Снежок спустился с гор тихо, не спеша, но по пути он таял, менялся и превращался в ручей. Бежал он среди лесов, лугов.

На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.

– Ты кто? – спросил он.

– Я – ручеек, отвечает ручей. Давай – дружить и потечем дальше вместе.

Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катить свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами.

Поставил Человек насосы, чтобы качать из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих “попутчиков” воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я маленький Снежок превратился в воду и пришел к вам в каждый дом.

Такой большой путь проделал любопытный Снежок, чтобы стать драгоценной водой, которая так необходима всему живому на Земле.

Третья пристань: “Золотая капелька”.

Воспитатель: В наших кранах течет “золотая вода”. Почему мы ее называем – золотой? Потому что на нашей планете ее становиться все меньше и меньше. Вспомните, как мы с вами используем воду дома, в садике? Что нужно делать, чтобы избежать потери воды? Нужно плотно закрывать краны за собой, экономно расходовать воду. Давайте будем беречь воду, если вы увидели не закрытый кран – закройте, если заметили неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Берегите воду и дома и в саду.

Четвертая пристань: “Исследовательская”.

Воспитатель: Мы с вами уже проводили опыты с водой, сегодня мы продолжим исследовательскую деятельностью. Это очень увлекательно – быть исследователями.

Перед вами стоят стаканчики с водой, возьмите стаканчик в руку и понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? (Ответы детей.) Возьмите ложку наберите в нее соли и размешайте. Что произошло с солью? Куда исчезла соль? Попробуйте – какого вкуса стала вода. Возьмите ложку наберите в нее сахар и размешайте. Куда исчез наш сахар? Попробуйте – какого вкуса стала вода? Скажите , какого цвета у нас были соль и сахар? (Ответы детей – белого), а когда мы растворили соль и сахар – изменился ли цвет воды в наших стаканах? (Ответы детей – нет, только изменился вкус.) А теперь давайте проверим – раствориться ли в воде песок.

4. Физкультурная минутка.

Воспитатель: Продолжим наше исследование и проведем опыт. В каком состоянии бывает вода в природе? Давайте рассмотрим иллюстрации. Когда кипит чайник – мы видим воду в виде пара, когда мама готовит обет и кипит кастрюля – выделяемый пар это тоже вода. Зимой идет снег, когда он начинает таять – превращается в воду. Мы с вами на прогулке проведем опыт со снегом и посмотрим, что произойдет – если мы снег положим в воду? А что будет со льдом, который мы опустим в воду? После прогулки мы сделаем выводы (снег в воде растаял сразу, а лед на поверхности воды плавал).

Вывод: Снег рыхлый и быстро растворился в воде, лед легче воды и плавучий. Почему мы можем наблюдать весной на реках – “Ледоход”.

5. Обобщение. Подведение итогов занятия.