Проект системы работы с дошкольниками со зрительной патологией. Тема: "Комплексное воздействие арттерапии на психоэмоциональное состояние дошкольников со зрительной патологией"


Россия конца ХХ – начала ХХI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, прервалась связь младших и старших поколений. Обращение к фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Исходя из основных положений Концепции дошкольного  воспитания (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, идея выдающихся русских философов о значении личностной культуры для развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) в детских общеобразовательных учреждениях неоднократно была предпринята попытка возродить эстетическое воспитание детей посредством введение элементов народной педагогики. В настоящее время народная педагогика приобрела новые качества, в ней сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Эффективность применения народной педагогики состоит в создании системы работы на основе ее главных идей: празднично-игровой культуры, труда и общения.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен», – писал Н.М. Карамзин. Поэтому соприкосновение с Народным искусством и традициями, участие в Народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой Народ: поддерживают интерес к его истории и культуре.

Эстетические чувства надо прививать с раннего детства и основной задачей можно считать пробуждение чувства прекрасного у своих воспитанников. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – писал академик Д.С. Лихачев. Именно поэтому родная культура должна стать  неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Фольклор как исторически – конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображая новое социальное изменение. Поэтому он всегда самобытен и современен.

На современном этапе главная задача эстетического воспитания дошкольников с особенностями в психофизическом развитии – использовать малые и большие формы фольклора и соединить их с коррекционной работой. Необходимо повернуться лицом к народному творчеству, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Актуальными сегодня остаются вопросы профилактики, ранней диагностики и своевременной помощи детям с ослабленным зрением.

Современная офтальмология причиной косоглазия считает либо неправильную иннервацию окологлазных мышц, либо аномалию в самих мышцах (излишняя длина и укороченность других).  Существуют и другие теории происхождения косоглазия. Причина, согласно мнению Бейтса, заключается в некомплексном учете вызывающих косоглазие факторов, в игнорировании первопричины кошения глаз – психического напряжения. Обращаясь к трудам отечественных и зарубежных исследователей в области офтальмологии можно убедиться в важности комплексного подхода к коррекционной работе, включающей лечение зрения и сопутствующих заболеваний. Прежде всего, необходимо снять психическое напряжение всеми доступными нами средствами.

В этой связи приобретает приоритетным направление воспитания подрастающего поколения всесторонне развитой, духовно богатой личности посредством совершенствования системы общественного воспитания детей с ослабленным зрением и поиска эффективных приемов их обучения. Умелое сочетание воспитательных мероприятий и лечебно-восстановительных создает благоприятные условия для развития полноценной зрительной системы воспитанников специализированного ДОУ и способствует более адекватной подготовке детей к обучению в школе.

Состояние здоровья слабовидящих детей, их психическое и физическое развитие требуют новых методов коррекционно-педагогической и лечебно-воспитательной работы, в которой традиционная педагогика должна вплотную подойти к границам педагогики лечебной.

Очевидно, что лечение искусством появилось тогда же, когда и само искусство. Во все времена и у всех народов в качестве средства исцеления  различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и ритуалы, мистерии и многое другое. Если проследить развитие всевозможных вариантов народного целительства, то все они, без исключения, содержат элементы терапии искусством. Для многих людей народное творчество (рукоделие и ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.

Арттерапия предполагает благоприятное воздействие на развитие ребенка, имеющего зрительную патологию, отклонения в психическом и физическом здоровье средствами искусства.

Этимология этого слова, происходящего от английского «art» – искусство – уходит своими корнями в зону нравственно-эстетического, чувственного восприятия на примерах лучших народных традиций в музыке, живописи, танцах. Специфика коррекционной работы со слабовидящими детьми позволяет мне определиться с приоритетными направлениями в области артпедагогики или педагогики искусства:

  1. Коррекция отклонения в эмоциональной сфере
  2. Коррекция развития психических процессов (воображения, представлений, мышления).
  3. Арттерапия, хромотерапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия
  4. Развитие ориентирования в пространстве
  5. Развитие мелкой моторики
  6. Укрепление мышц глаза
  7. Обогащение сенсорного опыта (личного чувственного опыта)
  8. Элементы логопедии

Именно коррекционно-развивающие задачи помогают детям включиться в многогранный мир народного быта.

В коррекционной работе с детьми особое значение уделяю тем видам деятельности, которые вызывая положительное отношение у детей, способствует развитию психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Использование на занятиях элементов психогимнастики, коррекционная направленность занятий – все это направлено на развитие потенциальных возможностей детей.

Особо хочется остановиться на эмоциональных нарушениях. Именно эмоции обуславливают яркость и полноту наших восприятий, стимулируют деятельность воображения, придают речи выразительность и живость.

Дети, страдающие косоглазием и амблиопией  часто эмоционально неуравновешенны, избегают участия в коллективных играх и занятиях, стремятся к уединению. Становятся замкнутыми. Многие дети отличаются крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, быстро утомляются, агрессивны, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата.

Систему своей работы по развитию и воспитанию слабовидящих детей на материале народного искусства я выстраивала на протяжении 10 лет, исходя из актуальности данной проблемы на современном этапе развития общества и запросов родителей. Работа по данной теме шла через изучение теоретического материала, осмысление, пополнение опыта и его апробирования. Как помочь детям с ослабленным зрением занять в обществе достойное социальное место, как безболезненно вывести их во взрослую жизнь – главная задача, которую я поставила перед собой.

Программное содержание занятий по изодеятельности в специализированном детском саду включает в себя занятия по лепке, но на эти занятия отводится мало времени. Следовательно, возникла необходимость в разработке специальных коррекционных занятий по лепке для кружковой работы, в ходе которых решаются вопросы коррекции психофизических недостатков в развитии творческой личности ребенка с патологией зрения. Все вышеперечисленное позволило считать проблему актуальной и обусловило выбор темы для данной работы. Целью работы является  разработка и применение методов коррекции с использованием Арт-терапии в условиях специализированного детского сада.

Разработанная мною система занятий по применению приемов артпедагогики позволяет установить оптимальное взаимодействие сенсорно-моторного и психического развития детей с ослабленным зрением. В 1996 г. на базе специализированного ДОУ № 64 совместно с кафедрой начального обучения дошкольного образования ИППК была создана экспериментальная площадка по определению возможностей оздоровительного и развивающего воздействия элементов арт-терапии на психоэмоциональное состояние дошкольников со зрительной патологией.  Специфика коррекционной работы со слабовидящими детьми позволила мне определить приоритетные  направления:

– психическое развитие;
– цветотерапия;
– повышение остроты зрения;
– развитие мелкой моторики руки;
– социально-бытовая адаптация как развивающие источники включения детей в многогранный мир народного быта.

Народное искусство многофункционально, в нем заложены большие возможности, реализовать которые я пытаюсь через изготовление дымковских глиняных игрушек. Но, чтобы научить детей приемам народных мастеров, педагог должен сам постигнуть их.

После окончания курсов по изготовлению дымковской игрушки в г. Кирове в 1992 г. я стала планировать свою работу, основываясь на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественного, речевого).

Опытно-эксперементальная работа по эстетическому воспитанию слабовидящих детей по развитию их творческих способностей средствами народных традиций осуществляется мною в разных видах деятельности. Но главным направлением остается знакомство детей с произведениями   декоративно-прикладного искусства. Обозначу задачи, решаемые мною в ходе эксперимента:

– коррекция отклонений в психоэмоциональной сфере;
– развитие пространственно-временных представлений;
– укрепление мышц глаза;
– обогащение сенсорного опыта;
– развитие мелкой моторики рук;
– применение цветотерапии, т.е. лечение цветом запоминание и употребление цветовой гаммы, умение передавать форму предмета, видеть в рисунке пространство, перспективу;
– знакомство детей с народной росписью, показать ее красоту;
– воспитывать желание научиться создавать свои композиции и воспроизводить созданные народными мастерами узоры и радоваться своим результатам.

Для каждой возрастной группы я определила общие задачи, на основе которых планировала тематику занятий. Эти занятия тесно взаимосвязаны с другими задачами развития детского творчества и со всей воспитательно-образовательной работы со слабовидящими детьми. В специализированном ДОУ моя коррекционная работа направлена на осуществление лечебно-воспитательной функции по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к школе. Косоглазие, помимо косметического дефекта, весьма тягостно в психологическом плане. Оно сопровождается серьезными расстройствами зрительной функции, травмирует психику ребенка, снижает работоспособность. Поэтому восстановление зрения носит длительный утомительный характер, – так как в процессе многих процедур ребенок вынужден находиться в дискомфортных условиях. Особое неблагополучие наблюдается у детей с косоглазием и амблиопией в психоневрологическом статусе. Исследования показывают, что повышенная психологическая ранимость ребенка и нервно-психические расстройства разной симптоматики наблюдаются у 65 % детей. Значительную группу составляют дети с гипердинамическим синдромом. Их отличает повышенная возбудимость, трудная включаемость в процесс обучения, малая работоспособность и быстрая утомляемость.

У слабовидящих детей, как отмечает ведущий специалист Л.И. Плаксина, в процессе лечебно-восстановительной работы возникают психологические проблемы. Например, при применении окклюзии (заклеивание видящего глаза) ребенок теряет активность, появляется негативизм, раздражительность и агрессия. Засвет на глазное дно приводит к накоплению раздражающих стимулов в центральной нервной системе, что выражается в возбудимости, подавленности и пассивности. Для того, чтобы помочь таким детям, многие ищут нетрадиционные методы педагогической помощи малышам.

Начиная работать с детьми младшей группы, я ознакомилась с анализом их развития, заключением врача офтальмолога, провела психолого-педагогическое обследование по индивидуальным картам, диагностику умственной и эмоциально-волевой сферы развития, а также исследование развития зрительных функций. В результате обследования выявились дети, имеющием следующие нарушения зрения: 2 – интропия, 4 – гиперметропия, 6 – амблиопия, 3 – экзотропия, 2 – астигматизм (из них двое инвалиды детства по зрению), и двое с диагнозом ДЦП. По уровню и характеру развития контингент детей неоднороден. Это объясняется разнообразием форм патологии зрительного анализатора у наших воспитанников и несхожестью условий, в которых они воспитывались до прихода в специализированный детский сад.

Недостаточность зрения у детей, страдающих амблиопией и косоглазием, не позволяет им правильно наблюдать и опознавать окружающую действительность. Не удивительно, что представления таких детей обеднены, неполны, отрывочны по характеру. Между тем, изобразительная деятельность предполагает развитое целенаправленное зрительное наблюдение и восприятие.

Рисование и лепка заключают в себе большие возможности. Они являются средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе лепки и рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение). Рисунок, являющийся продуктом изобразительной деятельности ребенка в коррекционной работе, с одной стороны позволяет выявить основные характерные проблемы, с которыми сталкивается ребенок в процессе изобразительной деятельности, а с другой – найти пути их решения. Именно в силу этой особенности изо-деятельности придается столь большое значение в программе специализированного детского сада.

В коррекционной работе с детьми особое значение уделяю тем видам деятельности, которые вызывая положительное отношение у детей, способствует развитию психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Особое внимание я уделила взаимодействию с семьями воспитанников.

Свою опытно-экспериментальную работу по эстетическому воспитанию детей и развитию их творческих способностей средствами народного искусства осуществляет в нескольких направлениях.

Я предлагаю следующие направления и этапы коррекционно-воспитательной работы по применению элементов Арт-педагогики в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими зрительные нарушения и вторичные отклонения в психофизическом развитии.

Во-первых, большое значение уделяю созданию предметно-развивающей среды и социального развития. Чтобы дети ценили красоту, их с детства должны окружать уют и красота. Кабинет учителя-дефектолога я стараюсь оформить предметами и изделиями мастеров народно-прикладного искусства: настенные панно и украшения выполнены хохломской и городской росписью, уголок для самостоятельной художественной деятельности изготовила совместно с родителями. Выбрала светлое удобное место, где дети могут рисовать и лепить. В уголке изодеятельности выставляю изделия народных мастеров хохломы, городца, гжельской керамики и дымковской игрушки. Созерцание многообразия красок природы, произведений народно-прикладного искусства доставляет ребенку эстетическое наслаждение. В.И. Аветисов: «Лучи света, попадая на сетчатку , производят ощущения цвета, значит, вне нас, независимо  от нашего сознания, существует движение материи, действуя на сетчатку производит в человеке ощущение того или иного цвета». Развитие цветового зрения идет параллельно остроте зрения. Но обнаружить его наличие удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые, зеленые цвета появляется у ребенка к 6 месяцам жизни. Нормальное формирование цветового зрения зависит от условий освещенности. Кроме того, становление цветового зрения обусловлено развитием условно-рефлекторных связей. Следовательно, для правильного развития цветового зрения необходимо создать детям условия хорошей освещенности и с раннего возраста привлекать их внимание к ярким игрушкам, располагая эти игрушки на значительном расстоянии от глаз (50 см и более) и меняя их цвета. При выборе игрушек следует учитывать, что центральная ямка сетчатки более всего чувствительна к желто-зеленой части спектра и менее чувствительна к синей.

Учебно-наглядное пособие подбираю таким образом, чтобы они отвечали лечебно-офтальмологическим требованиям.  Для облегчения зрительной работы и предупреждения быстрого утомления глаз рисунок, наглядное пособие, подбираю с достаточно контрастным фоном бумаги, доской, на которых они изображены или находятся. Оптимальный вариант: черные знаки – белый фон (синие знаки – желтый фон). В работе использую желтые, красные, оранжевые и зеленые части спектра. Правильно подобранные наглядные пособия помогают успешно решать задачи коррекции зрения.

Проводимая мною работа находит отклик, понимание и поддержку родителей. Я стараюсь чаще их вовлекать в повседневную жизнь группы. Провожу дни открытых дверей, анкетирование, беседы, выставки детских работ. Подобрала серию консультаций по интересующей тематике.

Знакомя детей с произведениями народно-декоративного искусства, я обращаю их внимание на колорит, типичный для дымковской игрушки. Яркость и чистота красок дымковских игрушек оказалась ближе детскому восприятию. Мне посчастливилось наблюдать за реакцией детей, впервые увидевших красоту и яркость глиняных игрушек, желанием их потрогать, рассмотреть поближе.

Ребенок, тоньше других разбирается в цветовой гамме. Он именно чувствует свой цвет, тот, который соответствует его характеру. То есть игрушки для него начинаются с цвета.  Это первый этап. Любой человек воспринимает сначала цвет. Таким образом, через глаз, через глазной нерв идет цветолечение. Идет как бы само собою, и, что интересно, ребенок внимательно рассматривает игрушку, не выпуская ее из рук, как бы пропуская ее через свое сознание. Может он чувствует энергетику глину, из которой сделана игрушка. Мало того, ребенок понимает, что игрушка сделана руками и биополе тех, кто трудился над ней передается напрямую детям. Глиняные игрушки – лучшие друзья для детей. Дети ощущают их энергетически, ведь глина имеет особые свойства. Биоволна глины около 8-ми метров, она адсорбирует всякие вредные вещества. Поэтому глину и ее пластические свойства я применяю в своей работе со слабовидящими детьми, как грязелечение. Глина – особенный материал. Пока мнешь ее, лепишь, согреваешь – улучшается настроение, она отбирает отрицательную энергию, успокаивает, что очень важно для наших детей. Особенно в период плеоптического лечения, когда ребенок испытывает трудности контакта с окружающими, подавленность настроения, частые слезы.

Лепка – увлекательное занятие, приносящая пользу психике ребенка. Ведь даже самым маленьким детям необходимо выражать свои эмоции, давать выход накопившемуся напряжению. Лепка из глины прекрасно подходит для этой цели. Ведь создавая игрушки из глины, ребенок получает удовольствие от процесса лепки, радость от взаимодействия с податливым материалом, а также ощущает полет фантазии и вдохновения. Все это полезно для детской психики.

Параллельно с изучением пластической формы «дымки» я проводу знакомство и с орнаментом, уже с младшего дошкольного возраста. В этой работе ставлю перед собой задачу познакомить детей с народной росписью, показать ее красоту, вызвать у детей чувство радости, желание не только рассматривать созданные народными мастерами узоры, но и научиться воспроизводить их, а также создавать свои композиции на материале народного искусства. Для этого в работе с младшими ребятишками я использую народные игрушки, предлагаю дидактические игры, с использованием трафаретов-игрушек: «составь узор», «дорисуй», оформляю папку-раскладку с образцами элементов росписи с учетом зрительной нагрузки. При амблиопии высокой и очень высокой степени, предлагаю ребятам пользоваться образцами, выполненными преимущественно оранжевыми, красными и зелеными красками. Есть в кабинете и детские книги о народных промыслах, с красочными иллюстрациями авторов: Т. Маврина, Д. Рогова, Е. Осетрова. Такие, как: «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки», «Краса ненаглядная». Дети, рассматривая игрушку, обращают внимание на красивую роспись, выражение лица игрушки. Затем даю каждому ребенку игрушку в руки, учу приемам обследования. Мои наблюдения показали, что дети с косоглазием и амблиопией отстают от своих нормально видящих сверстников во владении зрительно-двигательными действиями. Так, возникла необходимость введения пропедевтических упражнений для развития мелкой моторики руки. Тогда дети обследуют форму не только на зрение, но и без участия – тактильно-двигательным способом. При обучении осязательному обследованию беру обе руки ребенка в свои и показываю, как обхватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз.

Самостоятельные действия ребенка постоянно контролирую и корригирую, используя словесные установки, например: «Ощупай предмет», «Возьми в обе руки игрушки», и т.д. Обследование  дымковских игрушек в младшей группе начинаю с шаров – громытух (шары изготовлены из папье-маше, полые внутри, заполненные горошинами и расписаны дымковским узором – точки, круги). Дети играют с ними, слушают, обследуют форму, цвет, здесь же провожу коррекционную игру «Кати шар», выполняя задачу по развитию прослеживающей функции глаза. Чтобы донести до детей, как нарисовать предмет круглой формы (шар, мяч, яблоко) я учу детей раскатывать комочек глины между ладонями и под контролем зрения. Далее, закрыв глаза, продолжаю эту работу без участия зрения, вырабатывая память руки. Постепенно закрепляю у детей знания о материале, из которого сделаны игрушки, учу определять на ощупь предмет – «твердый – мягкий», «легкий – тяжелый». Внося новое понятие – роспись на игрушке,  учу определять цвет, развиваю у детей оптическое внимание, цветоразличение, глазодвигательные функции. Провожу игровые упражнения с дымковской Барыней «Веселая пляска», где дети глазами следят за игрушкой, тем самым развивая активную фиксацию взора. В ходе предварительной работы я разработала и изготовила дидактические игры и пособия: «Сундучок для Барыни», «Найди сходство и различие», «Подбери хвосты к птицам», «Найти другую половинку дымковской, филимоновской игрушки». Обводка через кальку «Дорисуй недостающую деталь к игрушке», «Найди пару», «Игрушки-пристягушки».

Ребята с удовольствием пристегивают украшения к силуэтной Барыне, Петуху (сделанные из фанеры и обшиты тканью, узоры элементов пристегиваются), плетут  косы, помогаю Марине С., Насте Г., так как у девочек высокая степень амблиопии, и дети требуют постоянного внимания.

Играем с Барыней «Кто быстрее пристегнет горошины?», «Угадай, что изменилось в наряде», «Сундучок для франтихи» (дети подбирают по цвету шляпки, фартуки, пелерины).

Рассматривая дымковские игрушки, ребенок соотносит их с теми реальными образами (уточки, козлика, коня), которые были в его опыте, учится видеть сходство с реальными предметами и выделять главное, производя мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез. Но этими изделиями они не только любуются. Они воспроизводят их как дымковские мастера, расписывают элементы игрушек, вырезанные из бумаги, конструируют объемные дымковские игрушки из бумаги, украшая их аппликацией. Позже расписывают объемные игрушки, которые сами лепят из глины.

Постепенно задача знакомства с дымковской игрушкой расширяются. Вначале работа ведется индивидуально. Присущие дошкольнику формы обучения лучше реализуются в коллективе, где взаимоотношения детей со взрослыми строятся на личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, их ориентация на общечеловеческие ценности. Я стремилась так организовать работу с детьми, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свое мнение, обмениваться впечатлениями. Более 10 лет веду кружковую и студийную работу по приобщению детей к русской народной игрушке.

Во время изобразительной деятельности наша работа построена на близком контакте с детьми и направлена не только на развитие зрения и мелкой моторики, но и на снятие негативных переживаний детей, обусловленных влиянием лечебного процесса. Большое внимание я уделяю организационной стороне занятий по изобразительной деятельности – более сложной чем в массовых детских садах. Каждый раз приходится взвешивать, какую натуру дать, и как ее лучше поставить. Реже даю общую, чаще – на каждого ребенка. Рассаживаю детей, сообразуясь с их зрением: за первые столы – страдающих амблиопией и расходящимся косоглазием, за последние – дети с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.

В окклюзионный период зрительное восприятие у ребенка затруднено, поэтому показ с таблицами действий (например, при работе с таблицами-тренажерами) осуществляется на близком расстоянии. При дальнозоркой рефракции рекомендуются зрительные упражнения с применением материала более мелкого размера. При близорукости пособия даю более крупного размера. Не допускается зрительная перегрузка. Занятия строю таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Занятия начинаю обязательно с проведения зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью. Все упражнения предварительно оговариваю с врачом-офтальмологом, и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (диагноз зрительного заболевания, послеоперационный период, этап лечения зрения, и т.п.), подбираю комплексы упражнений. В коррекционные занятия включаю упражнения и самомассаж.
1. Левая рука поглаживает правую руку от кончиков пальцев до запястья и наоборот.
2. Кисти рук лежат на краю стола, ладонями проводим, таким образом, чтоб вся ладонь массировалась об ребро стола и т.д.
Для снятия зрительного и мышечного напряжения во время занятий и в перерывах обязательно использую танцевально-ритмичные движения под музыку. Провожу различные коррекционные игры с игрушками – предметами: «Карусель», «Проследи за бабочкой, пчелкой, птичкой», «Паучок». Большое внимание уделяю упражнениям на снятие зрительного напряжения с применением методик У. Бейтса, М. Корбетт. Особенно нравятся детям упражнения для пальчиков, которые провожу с использованием потешек, поговорок, стихов о дымковской игрушке.

Занятия по рисованию и лепке взаимосвязаны. Наши дети обычно сначала лепят предмет, а затем рисуют его. Это также значительно улучшает результаты работы. Рассматривание, сравнение, обследование двух игрушек плоской и объемной развивает у детей остаточное зрение, мелкую моторику рук, учит анализировать, обобщать, развивает чувствительность каждого рецептора. Таким образом, остаточное зрение и осязание развиваются, дополняя друг друга.

Работая со слабовидящими детьми, использую приемы психотерапевтического воздействия. Для занятий с элементами арттерапии характерна особая эмоциональная атмосфера. Изделия народно-прикладного искусства, музыка вызывают у ребят определенные настроения и переживания. Занятие включает в себя различные виды деятельности детей: лепка, конструирование, пальцевая живопись, коррекционно-дидактические игры по хромотерапии, слушание музыки.  Использование на занятиях музыкально-ритмических игр, элементов психогимнастики, творческих заданий делает занятие ярким, насыщенным, интересным, эмоциональным, способствует самостоятельности детей, развивает фантазию, решает поставленные коррекционные задачи.

Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ними, я стараюсь ничем не ограничивать самостоятельность детей, помогаю поддерживать интерес к творчеству. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, приобретают практические навыки, умения и знания для решения художественного образа. Например, чем полнее и детальнее проводит ребенок сравнения, находя сходства и различия между дымковской и филимоновской игрушками, тем больше его узор насыщен характерными деталями этих росписей.
В процессе работы выявила, что одним из эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, а точнее народной музыки и декоративно-прикладного искусства, взаимосвязь художественного слова и изобразительной деятельности. В ходе эксперимента эта задача успешно решается в наших интегрированных занятиях, где обязательно звучат грамзаписи русской народной музыки, посредством которой я стараюсь создать в группе веселую, радостную атмосферу, эмоциональный контакт с детьми. Для решения этой задачи взрослый должен стать артистом: чтобы игрушки «оживали», пели, говорили и танцевали. Также использую звуковые, музыкальные, механические игрушки. Рисование и лепка оказывают положительное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы. Под воздействием занятий с элементами АРТ-терапии происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более собранными, внимательными и аккуратными. Все это обеспечивает психологическую разгрузку, релаксацию детей. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Совместно с музыкальным руководителем провели доминантное занятие «Муха-Цокотуха», в ходе которого была проведена итоговая диагностика с целью: выявить результативность работы по развитию эмоциональной сферы и эстетических чувств детей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что  количество детей с высоким уровнем развития эмоциональности увеличилось, зрительное и слуховое восприятие стало более активным.

Перейду к примерам:

– У Ксении М. диагноз: расходящееся косоглазие и детский невроз. У девочки часто проявляются эмоциональные переживания, сопровождающиеся плачем, замыканием на негативных переживаниях, но в процессе творческих занятий по изготовлению и росписи дымковских игрушек девочка успокаивается, доводит работу до конца. Работы ее всегда интересны, ярки, красочны.

– Костя З., диагноз: экзотропия, остаточные явления энцефалопатии. Его работы отличаются от работ нормально видящих детей, но желания и фантазия, волевые усилия помогают ему справиться с заданием хорошо.

– Женя Б, диагноз: амблиопия, мальчик с гипердинамичным синдромом, но во время лепки дымковских игрушек его просто не узнать. Он прекрасно лепит, расписывает, вносит много новых элементов в замысел своей работы

Результативность в овладении точностью изображения приносит детям большую радость, снимает комплекс неуверенности в своих способностях. Еще раз хочется подчеркнуть положительное влияние АРТ-терапии на эмоциональное состояние слабовидящих детей.

У дымковской игрушки большие возможности. Дети, приобретая навыки наблюдения и обследования игрушек, находят самостоятельно новые решения для создания образа игрушки. Ребята выжигают на фанере силуэты: барынь, птиц, конюшков, затем их сами расписывают. Этими картинами мы украшаем холл, групповую комнату. А какие оригинальные гирлянды с использованием дымковских игрушек изготавливаем мы с ребятами к новогоднему празднику!

Стало традицией в каждой возрастной группе к международному женскому дню 8 марта делать мамам подарки обязательно из глины. В младшей группе делают брошь из вишенок. В средней – кулоны и серьги. В подготовительной группе дети самостоятельно лепят и расписывают игрушку в виде барыни, птиц или животных. Такая работа просто захватывает ребят, помогает развить творчество малоактивных и застенчивых детей. Они вкладывают все свое умение и радуются результатам своего труда. Ведь изделия, выполнение детскими руками неповторимы и прекрасны. В них закладывается мощная положительная энергетика, которая благотворно влияет на здоровье.

У нас с ребятами существует добрая традиция дарить выполненную собственноручно глиняную игрушку на память детскому саду. Эти игрушки я храню, берегу, а когда дети приходят в детский сад уже повзрослевшими, рассматривают свои игрушки с теплой улыбкой и говорят: «Как мы любили лепить эти игрушки…». Ради таких минут, мне кажется, стоит заниматься этим нелегким и хлопотным делом.

Ребята проявляют свою фантазию при лепке сказочных героев. В этом году в детском саду проводилась Пушкинская неделя, где была организована выставка детских рисунков по сказкам поэта, и мы в группе, по инициативе детей вылепили героев сказки о царе Салтане, используя технику изготовления дымковских игрушек. Объединили все детские работы в общую композицию: Женя лепил сказочные терема, Алеша слепил дядьку Черномора, Тоня – дворец для белочки, а Илона с Ксенией – царевну-лебедь.

Сказку эту мы представляли родителям. Дети, читая ее отрывки, показывали свои работы, звучала русская народная музыка и родители с упоением и восторгом окунулись в прекрасный и сказочный мир детства, унеся из детского сада зернышко тепла, света и любви.

Отработанные диагностические задания дают возможность определить уровень развития детей. В комплексе с коррекционно-восстановительными мероприятиями были достигнуты определенные успехи.

В заключение, выделю главные моменты:

  1. Обучение срою на основе потенциальных возможностей ребенка и его сохранных способностей
  2. Чем раньше используются занятия с целью коррекции, тем быстрее преодолеваются психические и эмоциональные расстройства детей.

Проведенное в данной работе исследование подтверждает, что систематическое привлечение арттерапии в педагогический процесс дошкольных учреждений может быть важнейшим источником и резервом эффективного эстетического воспитания дошкольников с ослабленным зрением.

Приложение 1