Проект работы в мини-музее: "Картины старины"


Актуальность.

Уже в самом раннем детстве дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем чувственных накоплений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Мини-музей «Картины старины» способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности, познакомить с традициями и культурой русского народа.

Сроки реализации: 2011-2013 учебный год.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Задачи:

Предполагаемый результат:

Формы и методы работы:

  • экскурсии;
  • дидактические игры;
  • викторины;
  • художественная мастерская;
  • презентации;
  • беседы;
  • праздники, развлечения, досуги.

План реализации:

Сроки

Мероприятие, форма проведения

Цель

Старший дошкольный возраст 5-6 лет

Сентябрь Экскурсия «Ах, эта русская изба» Познакомить детей с понятиями «музей», «коллекция», экспонатами группового мини-музея; рассказать о создании музеев и их значении.
Познавательный досуг «Русская народная игрушка» Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.
Октябрь Игра-путешествие «Как жили на Руси» Познакомить детей с бытом и занятиями людей на Руси.
Досуг «Русский народ и его истоки» Знакомить с образом жизни людей, живших в другом времени.
Ноябрь Беседа «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг» Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.
Художественная мастерская «Роспись ложки» Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.
Декабрь Беседа «Светит, да не греет» Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.
Беседа «Встреча Нового года на Руси» Познакомить детей с историей возникновения праздника, обрядовой поэзией.
Январь Викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем» Знакомство детей с устным народным творчеством.
Настольный театр с использованием экспонатов мини-музея по мотивам русских народных сказок Способствовать развитию диалогической и монологической речи; развивать проявление актерского таланта.
Февраль Беседа «Что прячется в старинном сундуке» Познакомить детей с национальной русской одеждой.
Дидактическая игра «Покажи, что назову» Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.
Март Презентация «Картины старины» Познакомить детей с убранством жилища россиян, эстетикой быта; традиционными русскими празднествами; развивать словарь.
Беседа о блинах. Празднование Масленицы. Развивать интерес к русским традициям.
Апрель Беседа «Сверху пар, снизу пар – шипит русский самовар» Познакомить детей с русским самоваром (в сравнении с чайником); познакомить с церемонией чаепития на Руси; расширять лексический запас детей.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Развивать умение различать предметы быта прошлого и настоящего.
Май Театрализованное фольклорное представление «Милости просим в нашу светлицу» Продолжать знакомить детей с народными обычаями, традициями, праздниками; прививать любовь к родному дому; воспитывать интерес к русской народной песне и её жанровому разнообразию.

Старший дошкольный возраст 6-7 лет

Сентябрь Беседа «Русские чудеса» Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры; активизировать знания о русских народных ремеслах (дымковская, богородская игрушки).
Фольклорный праздник «Игры русского народа». Приобщать детей к русским народным играм.
Октябрь Художественная мастерская «Русские избы в творчестве детей» Учить изображать чудо-избы с резными деталями-украшениями фасада, закреплять умение работать ножницами.
Беседа «Русская печь и изразец» Познакомить детей с особенностями русской печи.
Ноябрь Досуг «Щи да каша – пища наша» Познакомить детей с русской кухней.
Беседа о традиции ткачества на Руси. Познакомить детей с понятиями ткацкий станок, рушник, вышивка.
Декабрь Игра-путешествие «Одежда наших предков» Продолжать знакомить детей с женским и мужским народном костюмом, особенностями его изготовления и применения; расширять лексический запас детей словами и выражениями.
Художественная мастерская «Узоры-обереги» Рассказать о значении узоров-оберегов; развивать творчество в изготовлении элементов русского костюма.
Январь Праздник «Русского валенка» Приобщать детей к истокам народного творчества
Февраль Беседа «Образ русского богатыря» Дать понятие, что былинный богатырь – символ несгибаемого духа, славный защитник русской земли.
Просмотр мультфильмов «Три богатыря», «Князь Владимир», «Добрыня Никитич» и др.
Март Беседа «Как мы лечились в старину» Познакомить детей с тем, как лечились люди в старину; формировать заботливое отношение к своему здоровью через приобретение знаний о лекарственных травах.
Беседа «Баня моет, баня парит и здоровье нам поправит» Познакомить с особенностями русской бани.
Апрель Беседа «О русском храме» Познакомить детей с православием, русским храмом.
Празднование Пасхи. Забавы для детей, крашение яиц. Развивать интерес к русским традициям.
Май Экскурсия в школьный музей Рассматривание экспозиции «Предметы крестьянского быта».
Викторина для детей и их родителей «Картины старины» Обобщать представления детей о старинных семейных обычаях; разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Игра-путешествие «Как жили люди на Руси»

Программное содержание:

  • вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе;
  • знакомить с жизнью людей, живших в другом времени;
  • развивать общие познавательные способности детей.

Ход:

Дети входят в группу и становятся в круг. Воспитатель спрашивает, кто, чем занимался дома вечером (смотрели телевизор, играли в компьютер, разговаривали по телефону с бабушкой и т.д.)

Воспитатель: Трудно представить, что из нашей жизни вдруг исчезнут телевидение, компьютеры, телефон. А ведь все эти изобретения сделаны совсем недавно. Когда наши старенькие бабушки были маленькими девочками, никаких телевизоров и в помине не было. Вот так сильно изменилась жизнь за последние сто лет. А давайте представим себе, как жили наши предки тысячу лет назад.

Звучит русская народная музыка, дети встают парами, делают воротики, проходят в них и рассаживаются на стульчики перед экраном.

Воспитатель: Итак, это было время наших пра-пра-прадедушек и бабушек. Тогда было все иначе, все по-другому. Сейчас мы с вами побываем в старинном городе (Слайд 2). Посмотрите внимательно и скажите, чем старинный город отличается от современного? Раньше, когда произносили слово «город», все без исключения представляли себе крепость, потому что словом «город» в то время обозначали такое поселение, которое имело ограду, «крепкую стену» – крепость.

– Какие постройки сделаны из камня, а какие – из дерева?
– Зачем крепостной ров наполнен водой?
– Для чего делали подъемные мосты? (Ответы и рассуждения детей).

Воспитатель: Когда подступали враги, жители близлежащих сел и деревень старались укрыться за городской оградой. Если стена была крепкая и прочная, то город превращался в неприступную крепость, и жителям легче было предотвращать вражеские набеги. Поэтому, когда строили крепостные стены, никто сил не жалел. Чем надежнее стена, тем легче держать оборону. Крепостные стены кажутся простыми только на первый взгляд. На самом деле все продумано до мелочей: глубокий ров с подъемным мостом, высокие стены с зубцами, башни, бойницы для пушек и для стрельцов, дозорные вышки, а кроме того, потайные подземные ходы для разведчиков и хитроумные ловушки для вражеских лазутчиков. Каждый город имел свое название и герб. А сейчас давайте перенесемся в русскую деревню.

Дети рассматривают экспозицию «Русские избы» в мини-музее «Картины старины»

– Какие дома в деревне? (Ответы детей)

Воспитатель: Издавна дома на Руси строили из дерева, из бревен. Как вы думаете, почему? Люди жили среди полей, в окружении лесов, поэтому дерево было главным строительным материалом. Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь в ней жил. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека. Избы в деревне стояли рядышком, как сестры прижимались друг к другу. Как им хорошо вместе! Красивый, добротный, прочный дом построить трудно, строили его не один день (Слайд 3). Дом с печкой называли избой. Люди оживляли свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу (показываю), была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, стали называть улицей. Изба смотрела на мир окнами – глазами, через них в дом входил солнечный свет, новости деревенской жизни. Называли их ласково – оконца и украшали наличниками (показываю). Почему они называются наличниками? (Находятся на «лице» дома) Были у окошек ставенки (показываю), их закрывали на ночь. Как вы думаете, почему крыша была со скатом (показываю), а не прямая? (Чтобы вода стекала и снег скатывался). Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшал «конек» (показываю), люди верили, что он охраняет домашний очаг. Как вы думаете, какие люди строили такие дома? (Добрые, любящие, работящие). К таким людям мы сейчас с вами заглянем в гости (Слайд 4).

Воспитатель: Самое почетное и самое заметное место в избе – это красный угол. Каждый, кто переступал порог дома, в первую очередь видел красный угол, поскольку он находился как раз напротив двери. В красном углу висели иконы, находился большой стол. Во время праздничной трапезы его покрывали скатертью. В красный угол приглашали самых уважаемых гостей.

(Дети находят это место на слайде)

– Важное место в избе занимала печь. Как вы думаете, почему? Русская печь обогревала, кормила вкусными пирогами и хлебом, давала место для сна и отдыха, избавляла от хвори. (Дети находят на слайде печь)
– Найдите и покажите на картинке валенки, коромысло, люльку с ребенком?
– Какие предметы вам незнакомы? Найдите их на столе (на столе разложены маленькие картинки с изображением лучины, ухвата, ступки, туеска и т.д.), и попробуем объяснить их значение.
– Посмотрите внимательно на картинку и ответьте, сколько людей в доме?
– Чем занят каждый из них?

Воспитатель: В то время не было магазинов. Каждый сам себе ткал ткани, шил одежду, добывал продукты. Давайте посмотрим, какие занятия были в почете у русских людей (Слайды 5-7).

Дети называют занятия крестьян.

Воспитатель: Женщины собирали ягоды, грибы, мед, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Мужчины охотились, ловили рыбу, обрабатывали землю, строили дома. Сейчас мы с вами построим каждый свою избу.

Беседа с детьми о том, как можно построить избу.
Продуктивная деятельность по выбору детей – рисование, лепка, конструирование.
В заключение, оформляется выставка детских работ.

Список используемых источников:

  1. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова «Музейная педагогика», ООО «ТЦ СФЕРА», 2006.
  2. Журналы «Воспитатель ДОУ» №4/2008, №2/2008.
  3. Ю. Дорожин Развитие и обучение детей 6-7 лет «Как жили наши предки», серия «Школа семи гномов», Мозаика-Синтез. 2004.
  4. Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается родина», ТЦ «Сфера», 2005.

(е-mail: belobaeva.elena@yandex.ru)