Проект по нравственному и эстетическому воспитанию старших дошкольников "Народная игрушка - матрешка"


Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкойвсё это и побудило педагогический коллектив к созданию и воплощению проекта «Народная игрушка – Матрёшка».

Участники: воспитанники средней - старшей групп, педагоги, родители.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

 Задачи:

1. Научные 1.1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
1.2. Выяснить географию и особенности национального сувенира.
1.3. Развивать сенсорные навыки.
1.4. Дать представление о цветовой гармонии.
2. Мировоззренческие 2.2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.
2.3. Показать связь мира природы с миром человека.
3. Духовно- нравственные 3.1. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
3.2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
3.3. Учить получать радость от узнавания нового.
3.4. Учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
3.5. Развивать эмоциональную сферу.
4. Практические 4.1. Освоить некоторые классические художественные элементы.
4.2. Изучить связь между особенностями орнамента и национального костюма.
4.3. Разработать собственные образцы росписи.
4.4. Создать коллекцию игрушек.
4.5. Оформить минимузей «Матрёшка».

 Этапы работы

1. Подготовительный:

2. Исследовательский:

3. Заключительный:

Защита проекта:

Способы организации работы:

Работа по проекту оценивается:

  • конкурсной комиссией (заведующая ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
  • педагогами ДОУ.

Практический выход:

  • изготовление «Семейной матрёшки»;
  • оформление коллекции игрушек в мини-музей Матрёшки;
  • проведение праздника национальной игрушки.

 

Тематический план

Тема занятия
1 Знакомство с народной игрушкой. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». Д/игра «Построй ряд с закрытыми глазами».
2 Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» (ряжение).
3 История возникновения и развития матрёшечного дела.
4 Матрёшка – как символ семьи. Виды матрёшек. С/ ролевая игра «Семья».
5 Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
6 Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).
7 Беседа о бережном отношении к изделиям из дерева (мебель, бумага). Д/игры «Из чего сделано», «Угадай по описанию».
8 Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
9 Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
10 Игры с разными видами матрёшек, сравнение.
11 Рисование простейших элементов росписи.
12 Рисование: составление простейших узоров.
13 Разработка детской авторской матрёшки.
14 Разработка «семейной» матрёшки.
15 «Родственники» матрёшки – деревянная игрушка Ванька-встанька.
16 Изготовление матрёшек из различных материалов (картон, гипс, глина, ткань и т.д.).
17 Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках. Д/игры (счёт, цвет, размер).
18 Разучивание сложного хоровода.
19 Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).
20 Выставка и обсуждение «семейных» матрёшек.
21 Праздник народной игрушки.