Проект "Этот загадочный мир"


Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с понятием «планета Земля». На данном этапе важно вызвать у детей интерес к планете, на которой мы живем, желание узнать больше о ее месте в космосе, сформировать представление детей о роли человека в изучении и освоении космоса.

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, А.А. Леонова внесших большой вклад в изучение и освоение космоса. Поэтому работа в данном направлении это и часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов. Проблема патриотического воспитания подросткового поколения была и остается актуальной.

В деятельности нашего ДОУ – воспитание у детей чувства патриотизма, одна из задач в работе педколлектива. Наиболее целесообразная форма для решения такой задачи, на наш взгляд – проектный метод.

Во-первых, работа в этом направлении позволяет получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.

Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в том, что проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ. Все участники проекта свободны в своем творчестве.

Нами был разработан проект о космосе «Этот загадочный мир». В него вошел цикл тематических занятий и развлечений в соответствии с календарным планом (Приложение 1).

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов. Содержание основного этапа проекта заключалось в практической деятельности по решению проблемы, и в продуктивной деятельности.

Цель проекта – последовательное введение ребенка в мир элементарных научных знаний о планете Земля, о космосе, о Вселенной.

Задачи:

  • формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе;
  • пополнять знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;
  • развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей);
  • поддерживать и развивать у детей интерес к миру взрослых и их разнообразной деятельности, интерес к научному познанию социальной действительности, любознательности;
  • воспитывать интерес и уважение к людям – первооткрывателям, чувство гордости за свою страну.

Сроки реализации: февраль 2011 – апрель 2011 (первая половина).

Направленность развития проекта: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, музыкальная).

Участники проекта: педагоги ДОУ – 5 человек, дети старшей группы – 24 человека, родители воспитанников – 24 человека.

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Этапы работы над проектом:

  • Выявление проблемы.
  • Организация работы над проектом.
  • Практическая деятельность по решению проблемы.
  • Продуктивная деятельность.
  • Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта.

План мероприятий проекта «Этот загадочный мир» (Приложение 4)
Презентация (Приложение 3)
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Планеты Солнечной системы» (Приложение 2)

Библиографический список

Книга с 1 автором:

  1. Кобитина И.И.Дошкольникам о технике. Москва «Просвещение», 1991.
  2. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Приложение к журналу «Управление ДОУ». Москва. Творческий Центр, 2010.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2007.
  4. Агапова И.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. Москва. Творческий Центр. 2007;

Книга с 2, 3 авторами:

  1. Биркова О.В, Громова Т.В. «Проектная деятельность в учебном процессе», Москва. Чистые пруды, 2006.
  2. Горькова Л.Г, Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
  3. Паникова Е.А, Инкина В.В. «Беседы о космосе». Москва. 2010.
  4. Фефилова Е.П. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. Москва. 2005.

Статьи  из журнала

  1. Гуськова А.А. Сказки о главном. Журнал «Логопед», № 2, 2010 г., стр. 85.
  2. Кухлинская В.В. Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр. Журнал «Управление ДОУ», № 1, 2009 г, стр.52.
  3. Середкина.Н.А., Конина Л.Д., Огородникова В.Т. Проектная деятельность в системе формирования у детей культуры восприятия книги. Журнал «Логопед», № 1, 2009 г., стр. 119.
  4. Трофимова Е.Г. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному краю. Журнал «Управление ДОУ», № 1, 2009 г, стр.83.
  5. Якимович О.А. Детско-родительские образовательные проекты. Журнал «Логопед», № 3, 2009 г., стр. 23.