Проект "Учимся жить дружно"


Введение

Формирование личности начинается с детства. Как указывают отечественные психологи: (Л.И.Божович, А.В.Вологодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев) старший дошкольный возраст - это особо ответственный период в психическом развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы деятельности и поведения, характерологические особенности человека: у ребенкА Возникают первые представления об окружающей действительности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, (потребность в признании сверстников, в уважении взрослого). Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Как воспитать ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями? Несомненно, этот вопрос волнует всех педагогов. Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности.

Психическое развитие ребенка начинается с общения, оно формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем "я", что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона.

Для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) эта проблема особо актуальна, так как они будущие первоклассники, и им нужно будет адаптироваться в реальных условиях современной школы: заводить новых друзей, выступать публично. Задача педагогов - вооружить дошкольников необходимыми приемами общения, отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном "Я", от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.

ЦЕЛЬ: воспитание ребёнка компетентного в общении.

ЗАДАЧИ:

Блок "Это - Я". Положительный образ "Я".

Блок "Я и другие". "Развитие эмоциональной сферы". Способность к восприятию другого человека.

Второй год обучения -

Блок "Один и вместе". Умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях.

Блок "Я и моя семья". Анализ положительных и отрицательных сторон поведения.

На каждый блок разрабатывается учебно-тематический план.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Сочетание обучения с развитием навыков общения.
  • Проект рассчитан на два года, на две возрастные группы: старшую и подготовительную.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Для реализации проекта использовались следующие методы обучения:

Наглядный метод: наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, демонстрация видеофильмов, спектаклей.

Словесный метод: беседы с элементами диалога, составление рассказов, разбор житейских ситуаций, чтение художественных произведений.

Практический метод:  разные виды игр, трудовая деятельность, моделирование.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:

Принцип нравственного воспитания - построение жизни на основе нравственного воспитания.

Гуманистическая направленность - реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром. (Отношение педагогов к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития).

Природосообразность - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.

Культуросообразность - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами общества.

Принцип отбора содержания образования - научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии).

Многоуровневость - учет возрастных особенностей детей.

Принципы организации занятий - наглядность, сознательность и активность, доступность, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ, направленная на развитие эмоциональной сферы, на обучение эффективным способам общения, на развитие нравственных качеств, на развитие произвольности поведения.

  • Чтение и обсуждение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-импровизации);
  • Мини-этюды;
  • Праздники и развлечения;
  • Театрализованная деятельность;
  • Выполнение коллективных работ;
  • Трудовая деятельность.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (индивидуальные и коллективные):

  • Родительские собрания, проводимые в дискуссионной форме;
  • Дни открытых дверей;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Индивидуальные поручения;
  • Беседы "задушевный разговор";
  • Консультации - размышления;
  • Индивидуальные консультации специалистов;
  • Обмен опытом семейного воспитания;
  • Анкетирование.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:

  • Интегрированное занятие.
  • Групповое родительское собрание.
  • Педагогическая мастерская.
  • Методический материал (конспекты занятий, игр, бесед, родительских собраний; тематические планы, консультации, памятки, рекомендации, анкеты).
  • Аналитические материалы.

СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ:

  • Наблюдение.
  • Моделирование проблемных ситуаций.
  • Анализ игровой деятельности.
  • Тестирование.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформировать у дошкольников необходимые навыки общения для успешной адаптации в школе.