Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (Для детей 3–12 лет)


Пояснительная записка

При поступлении в детский дом жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери.

Материнская депривация детей, оставшихся без попечения родителей часто протекает на фоне переживаемых или пережитых психических травм: смерть родителей, алкоголизация (наркотизация) одного или обоих родителей, физическое, психологическое и сексуальное насилие. Отражаясь на нервно-психическом развитии, психические травмы зачастую определяют специфику адаптации ребенка к новым условиям, усиливая неблагоприятное течение адаптации в виде повышения импульсивности, появления поведенческих и невротических расстройств, обострения регрессивных тенденций, гневных реакций, аутизма, подозрительности и недоверия.

В особо сложных случаях появляется угроза глубоких психических изменений личности. Этими изменениями могут быть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, даже необратимого характера.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в детском доме, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.

Задачи:

  1. Организовать единое психологическое пространство, единство требований и отношений всех специалистов.
  2. Создать атмосферу доверия и безопасности для каждого вновь поступающего ребенка.
  3. Осуществлять профилактические мероприятия по укреплению нервной системы ребенка для предотвращения возникновения нервно-психических расстройств и психических заболеваний.
  4. Способствовать активизации внутреннего потенциала ребенка через включение его в различные виды деятельности.
  5. Содействовать освоению ребенком группового пространства.
  6. Помочь установлению продуктивных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Основным условием реализации поставленных задач является построение межличностных субъектных отношений между ребенком и остальными участниками педагогического процесса (воспитателем, специалистами, детьми группы). При этом взрослый создает условия для освоения конструктивных форм взаимодействия с социумом, облегчая тем самым присвоение ребенком социальных норм и правил и выводя его на новый уровень развития.

Организация процесса сопровождения

Программа разработана для работы с детьми, лишенных родительского попечения, поступающих в детский дом в возрасте 3–12 лет.

Срок реализации программы в среднем составляет 1–2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.

Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.

Отслеживание результатов осуществляется по следующим параметрам:

  1. Эмоциональное состояние ребенка;
  2. Психофизиологические показатели: сон и аппетит;
  3. Социальные контакты;
  4. Активность в различных видах деятельности.

Степень выраженности каждого параметра адаптации фиксируется воспитателем в адаптационной карте <Приложение 2> в баллах <Приложение 1>. Сумма баллов за один день отражает уровень адаптированности ребенка и позволяет отслеживать равномерность протекания процесса адаптации, как показателя индивидуальных особенностей выработки адаптационных механизмов ребенка, что дает основание педагогам вносить изменения в план сопровождения.

Адаптационный период считается законченным, если у ребенка наблюдается благополучный уровень по всем показателям (степень выраженности критериев соответствует +3, +2 баллам).

В зависимости от сроков завершения адаптации выделяют 4 уровня адаптации:

1. Легкая адаптация – до 10 дней;

2. Средняя адаптация – до 25 дней;

3. Усложненная адаптация – до 45 дней;

4. Дезадаптация – более 45 дней.

По окончании адаптационного периода делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребенка к условиям детского дома. При оценке результатов учитывается наличие соматических заболеваний, протекающих в адаптационный период, и дезадаптивных форм поведения: агрессивных (в т.ч. аутоагрессивных) и избегающих (в т.ч. самовольные уходы).

Методические рекомендации и содержание программы

Содержание программы базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и логопедов. Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка к детскому дому ложится на воспитателей группы. Участие других специалистов организуется в рамках медицинского и социально-педагогического сопровождения и реализуется через диагностику, консультирование, профилактику, просвещение.

Содержание программы можно разделить на 3 основных блока: лечебно-оздоровительный, социально-правовой и психолого-педагогический.

1. Лечебно-оздоровительный блок содержит работу по организации медицинского сопровождения детей в период адаптации. Основная цель этого процесса – поддержание физического здоровья ребенка, профилактика соматических заболеваний, помощь ребенку в случае заболевания.

2. Социально-правовой блок включает создание условий для обеспечения правовых основ сопровождения в ходе изменения социального статуса ребенка.

3. Содержание психолого-педагогического блока направлено на планирование и реализацию воспитательно-образовательного маршрута ребенка в период адаптации с учетом индивидуальных психологических особенностей.

В каждом из вышеназванных блоков выделяются три направления деятельности: диагностико-аналитическая, организационно-методическая, практическая.

1. При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется социальный статус ребенка и уровень его психического и физического развития, проводится анализ условий и процесса адаптации, выявляется зона ближайшего развития ребенка.

2. Организационно-методическое направление включает оформление документации, составление планов сопровождения, а также предполагает определение воспитательно-образовательного маршрута в послеадаптационный период.

3. Практическое направление реализуется на основе рекомендаций специалистов по созданию условий сопровождения через систему практических мероприятий.

Лечебно-оздоровительный блок

Лечебно-оздоровительная деятельность в период адаптации ребенка к условиям детского дома осуществляется медицинскими работниками с привлечением воспитателей групп.

1. Диагностико-аналитическое направление деятельности.

При приеме ребенка в детский дом врач-педиатр проводит первичный медицинский осмотр ребенка. По сопроводительным документам и амбулаторной карте медицинский работник изучает и анализирует физическое развитие ребенка, перенесенные им заболевания, знакомится с поставленными диагнозами и методами лечения ребенка до поступления в детский дом. Полученные данные помогают определить группу здоровья и уровень физического развития ребенка, а также принять решение о его направлении на осмотр узкими специалистами с целью уточнения диагноза, необходимости проведения дальнейшего обследования и постановки на диспансерный учет. В течение всего адаптационного периода медицинский работник проводит регулярные наблюдения за состоянием здоровья ребенка.

2. Организационно-методическое направление деятельности.

По результатам проведенных осмотров медицинский работник заполняет медицинскую карту, куда вносит полученные сведения о состоянии здоровья ребенка, его физическом развитии и диспансерной группе учета. Для воспитателей оформляются сведения о ребенке и рекомендации по реализации индивидуального подхода к ребенку в оздоровительной работе на период его адаптации к условиям детского дома <Приложение 3>.

3. Практическое направление деятельности

Практическое направление деятельности медицинский работник реализует совместно с воспитателем группы. Медицинский работник проводит консультации с педагогами о профилактике заболеваемости ребенка и профилактические беседы с самим ребенком (с учетом его возраста) о сохранении физического здоровья. При заболевании ребенка разрабатывается и выполняется план лечебно-оздоровительных мероприятий, даются рекомендации воспитателям о режиме в период болезни и в восстановительный период после перенесенного заболевания. Кроме того, в течение всего адаптационного периода медицинский работник осуществляет систему лечебно-профилактических мероприятий (витаминизация, кварцевание и т.п.).

Функция воспитателя в лечебно-оздоровительном блоке заключается в выполнении рекомендаций медицинского работника, организации индивидуального режима жизнедеятельности ребенка и осуществлении физкультурно-оздоровительных мероприятий в системе воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных физических и психических особенностей вновь поступившего ребенка.

Социально-правовой блок

Основная роль в реализации содержания социально-правового блока принадлежит социальному педагогу.

1. Диагностико-аналитическое направление деятельности.

При поступлении в детский дом ребенка сопровождает представитель приюта, из которого ребенок переводится в детский дом, милиции, больницы, социальной службы. Социальный педагог проводит беседу с ребенком и лицом, сопровождающим его, выясняя наличие родственников ребенка, его образовательный уровень, особенности личности, поведения, привычки, познавательные интересы и т.д. Изучаются и анализируются сопроводительные документы. Дети в детский дом поступают с уже оформленным статусом сироты. Социальный педагог более подробно выясняет местонахождение родителей, совместно с воспитателями проводит обследование жилья ребенка с целью выявления причин деформации развития ребенка в семье.

Присутствуя при первичном медицинском обследовании состояния здоровья ребенка, социальный педагог принимает решение о необходимости оформления инвалидности.

2. Организационно-методическое направление деятельности.

В рамках организационно-методической деятельности социальный педагог заполняет карту социальных прав и гарантий воспитанника детского дома. Далее составляется план работы на адаптационный период. В него включают оформление документов на подтверждение социального статуса ребенка, открытие необходимых сберегательных счетов, оформление документов о необходимости получения жилья и др. В случае необходимости начинается работа по розыску родителей, по лишению родителей родительских прав либо признанию родителей безвестно отсутствующими, подаются исковые заявления в суды, заполняется заявление в РОВД для оформления наличия гражданства Российской Федерации, предоставляются документы для принятия воспитанника на жилищный учет, оформляется пакет документов для передачи в банк данных по усыновлению или воспитанию в приемной семье. Если у ребенка есть несовершеннолетние братья и сестры, то социальный педагог пишет заявки на разрешение воссоединения с ними, что помогает сохранению семейных связей.

3. Практическое направление деятельности.

Социальный педагог информирует воспитателей о социальном статусе ребенка, об обстоятельствах его помещения в детский дом. Эти данные влияют на составление воспитателем плана по адаптации ребенка к детскому дому и фиксируются в определенном разделе <Приложение 4>.

Социальный педагог дает рекомендации воспитателям о режиме посещения родственников ребенка, обеспечивая с одной стороны, сохранение родственных связей, с другой – безопасность ребенка. Социальный педагог беседует с родственниками о режиме и условиях посещения и осуществляет контроль их встреч с ребенком. При необходимости социальный педагог вносит необходимые изменения в режим посещения.

Со старшими детьми социальный педагог проводит беседы о социальных правах и обязанностях, разъясняет причины изменения их социального статуса, объясняя, в чем заключаются эти изменения, формирует благоприятное отношение к новому социальному положению в детском доме и в школе, помогает принять и выполнять нормы коллективной жизни, способствует формированию адекватного отношения к педагогическим воздействиям. Если у поступившего ребенка имеются отклонения поведения (делинквентные либо девиантные формы), то социальный педагог совместно с инспектором ИДН проводит наблюдения и профилактические беседы с ребенком, оказывая ему своевременную помощь в установлении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В случае дезадаптации и усложненной адаптации, связанных с проявлением нарушенных форм поведения, осуществляет ежедневный контроль и дает рекомендации педагогам о создании условий вхождения ребенка в коллектив.

В случае возможности вернуть ребенка в семью социальный педагог продолжает работу с родителями по изменению социального статуса, проводит беседы о необходимости нормализовать свою жизнь, направляет родителей на консультации к специалистам отдела опеки.

Психолого-педагогический блок

Данный блок основывается на взаимодействии воспитателей, педагога-психолога и логопеда.

1. Диагностико-аналитическое направление деятельности.

Работа в этом направлении начинается со знакомства с ребенком. Необходимо сначала построить доверительные отношения с ним, расположить его к себе. В беседе с ребенком выясняются его интересы, привычки, знания о себе и окружающем мире, учебные и практические навыки и умения. Логопед знакомится с особенностями речевого развития, ориентировочно определяет нарушения речи. Изучаются документы ребенка: сведения о его социальном статусе и воспитании до помещения в детский дом, анамнез развития, медицинские показатели развития, сопутствующие диагнозы.

В результате наблюдения за ребенком в первые дни адаптации воспитатель и педагог-психолог выявляют особенности его эмоционального состояния, поведенческих реакций, интересов, особенностей общения, моторных реакций. Полученные данные фиксируются педагогом-психологом в первичном листе наблюдений за ребенком <Приложение 5>. На основании сведений, полученных в результате беседы, наблюдения и изучения документов выявляются актуальные проблемы ребенка в начальный период адаптации к условиям детского дома.

На протяжении всего периода адаптации воспитатель наблюдает за особенностями эмоционального состояния ребенка, его сном, аппетитом, социальными контактами, проявлениями активности в разных видах деятельности, отклонениями в поведении. Результаты наблюдения отмечаются в Адаптационной карте ребенка <Приложение 2>. Регулярное наблюдение за процессом адаптации позволяет подбирать методы и способы воспитательно-образовательного воздействия, помогает понять особенности работы адаптационных механизмов ребенка и спрогнозировать возникновение проблем ребенка в возникающих стрессовых ситуациях.

2. Организационно-методическое направление деятельности.

Организационно-методическое направление деятельности предполагает разработку рекомендаций по сопровождению ребенка и составление планов системы мероприятий в период адаптации. Рекомендации составляются педагогом-психологом по результатам наблюдений воспитателя за ребенком. Учитывая полученные рекомендации, индивидуальные особенности ребенка, воспитатель составляет план работы по адаптации ребенка к детскому дому <Приложение 4>. План может корректироваться и дополняться в зависимости от особенностей прохождения адаптации.

На конечном этапе адаптационного периода воспитатель совместно с логопедом и педагогом-психологом намечает дальнейший воспитательно-образовательный маршрут ребенка, определяя в обучающую подгруппу, соответствующую его способностям, знаниям, умениям, зоне ближайшего развития.

3. Практическое направление деятельности.

Данное направление строится на основе разработанных планов и включает в себя реализацию мероприятий по непосредственному взаимодействию с ребенком. При организации взаимодействия с ребенком воспитатель использует индивидуальные формы с постепенным включением его в коллективную деятельность.

Основной акцент воспитатель делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т.п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности. Воспитатель побуждает ребенка рассказывать о том, что его беспокоит, объясняет ему, где и как можно просить помощь. Одним из эффективных приемов является организация вечерних бесед под названием “Дневник событий дня”, где воспитатель и ребенок обсуждают, что хорошее происходило в течение дня, что плохое и как это можно исправить. Умение увидеть и подчеркнуть сильные стороны ребенка, предоставить ему возможность быть самим собой, позволяет обеспечить принятие ребенком сложившейся ситуации разлуки и актуализацию ресурсного состояния при переживании стресса. Подчеркивая самые незначительные достижения и успехи ребенка в деятельности, воспитатель формирует позитивное самоотношение ребенка и в какой-то мере восстанавливает его доверие к окружающему миру.

В период адаптации ребенок особо остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему специальных приемов и упражнений релаксационного и творческого характера. В некоторых случаях следует удерживаться от расспросов ребенка о его жизни в семье.

Значительное место в содержании работы воспитателя по адаптации уделяется организации жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Воспитатель регулирует режим дня ребенка, обучает навыкам самообслуживания, постепенно знакомит с требованиями, нормами, традициями группы, помогает ориентироваться в групповом пространстве: показывает расположение комнат, предметов, находящихся в этих комнатах, рассказывает о их назначении, учит пользоваться предметами обихода. Более расширенное освоение пространства и традиций детского дома осуществляется через беседы, рассматривание фотографий, творческих работ воспитанников, экскурсии, организацию общения с персоналом и старшими детьми, посещение концертов, утренников, досуговых мероприятий.

В период адаптации ребенок не принимает активное участие в мероприятиях группы и детского дома. Задача воспитателя – заинтересовать его в происходящих событиях, показать их целесообразность. Включение ребенка в социально-полезную деятельность осуществляется на завершающих этапах адаптации, когда стабилизируется эмоциональный фон и появляется интерес, инициатива и активность для участия в этой деятельности. Организация этого процесса происходит поэтапно: сначала ребенку дают небольшие индивидуальные поручения, затем постепенно организуется совместная деятельность с детьми. При этом воспитатель обращает внимание на закрепление положительных переживаний ребенка, связанных с успехом в деле на общую пользу, поддерживает стремление к проявлению инициативы и самостоятельности в освоенных видах деятельности.

Еще одним направлением работы воспитателя является помощь ребенку в установлении взаимоотношений с окружающими людьми. С этой целью организуются предварительные беседы с детьми группы о том, как необходимо встретить нового ребенка, как познакомиться с ним. Можно поручить кому-либо из детей сопровождать ребенка при освоении группового пространства. Воспитатель включает ребенка в игровую и трудовую деятельность постепенно, оставаясь рядом, чтобы в любую минуту подстраховать его. В дальнейшем ребенка вводят в социальное взаимодействие, знакомя с правилами, нормами ролевых и реальных отношений, упражняя в этически ценных формах общения, обучая бесконфликтному поведению. В организации взаимодействия ребенка с окружающими воспитатель использует методы беседы, совместного наблюдения за деятельностью, показа игровых действий, моделирования, чтения художественной литературы, создания проблемных ситуаций, этюды и драматизации и др. Важно помочь ребенку почувствовать себя равноправным участником группового взаимодействия. Для этого воспитатель может индивидуально обучать ребенка деятельности, которой владеет большинство детей группы (например, игре в шашки), привлекать его к обсуждению общих проблем группы, спрашивать совета при принятии решения, касающегося группового взаимодействия.

В случаях дезадаптации и усложненной адаптации необходима совместная работа воспитателя с педагогом-психологом и социальным педагогом. Педагог-психолог организует индивидуальные занятия и консультации, направленные на снятие эмоционального и психологического напряжения, коррекцию поведения, обучает стратегиям реагирования в стрессовых ситуациях.

Эффективная реализация содержания психолого-педагогического блока обеспечивает необходимую базу для дальнейшей воспитательно-образовательной работы с ребенком, направленную на его развитие, социально-психологическую адаптацию и социализацию через снижение негативных последствий депривационного синдрома.

Список литературы

  1. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. – М.: Изд-во УРАО, 2004.
  2. Гигиена детей и подростков / по ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.
  3. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕРСЭ, 1992.
  4. Меркулова В.Н., Самоходкина Л.Г. Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении. / Материалы фестиваля “Открытый урок 2004–2005”. – М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2005.
  5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ “Сфера” – 2001
  6. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006.
  7. Степанов С. Как сделать мир удобным // Школьный психолог, №9, 2002.
  8. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Минск: “ТЕСЕЙ”, 1999.