Детское отделение кафедры ЮНЕСКО в дошкольном учреждении как социально-значимая игровая форма совместной познавательной творческой деятельности педагогов, детей и родителей по сохранению культурного наследия России


Начало работы по организации новой социально-значимой игры «Детская кафедра ЮНЕСКО» было положено в 2002г. в средней общеобразовательной школе № 683 и ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1664. В этих учреждениях такая форма была выбрана для организации детской деятельности с целью приобщения к отечественному культурному наследию. Открытию Детского отделения кафедры ЮНЕСКО способствовала преемственность этих образовательных учреждений и установившиеся связи с кафедрой ЮНЕСКО МГУКИ. В данных учреждениях проектно-исследовательской деятельностью занимались школьники, а в ДОУ №1851 нами была поставлена задача организовать игру в детскую кафедру ЮНЕСКО с детьми дошкольного возраста с привлечением родителей, установления партнерских отношений с семьями. Практика показала, что игра в «Детскую кафедру ЮНЕСКО» является перспективной формой освоения культурно-исторического наследия посредством организации индивидуальной проектно-творческой деятельности ребенка, в которой в качестве объектов детского исследования используются такие явления и предметы, которые вызывают удивление и интерес у современных детей. Прежде всего, это относится к лучшим семейным традициям, фольклору, старинным предметам материальной культуры и народного быта; народным играм и игрушкам, народным обрядовым блюдам и др.

Педагогической основой организации детской проектной деятельности составили работы отечественных и зарубежных ученых (С.Т. Шацкого, А.И. Савенкова и др.) о проектной деятельности, в процессе которой происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, постепенное приращение новых сведений и впечатлений, что позитивно влияет на развитие личности ребенкА И способствует патриотическому воспитанию. Не секрет, что дети любят сами искать и находить, они всегда чувствуют себя первооткрывателями и не устают удивляться многочисленным чудесам мира народной культуры. Задача педагога - помочь детям и привлечь родителей, чтобы отобрать то главное, что ведет в глубину смыслА И мотивирует детское творчество.

В процессе нашей работы получили дальнейшее развитие основные идеи организации социально-значимой игровой формы на основе взаимодействия педагогов и родителей в организации познавательно-творческой деятельности ребенка. Был разработан алгоритм познавательно-творческого процесса в детском саду и в семье на всех этапах, начиная от постановки проблемы и выбора темы исследования, проработки программы или плана исследования, сбора информационного материала, его апробации в совместной деятельности, оформления и представления проекта, его защиты и поощрения.

Методика организации детской проектной деятельности строится с учетом возрастной психологии. Установлено, что проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно с 5 лет на подражательно-исполнительском уровне. Поэтому активная роль принадлежит взрослому, в данном случае – родителям, педагогам. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания вместе с родителями, предлагаемые взрослыми. Выбор тематики и содержания проекта зависит от интересов девочек и мальчиков, мотивации на их удовлетворение и реализации потребностей ребенка в игре, совместной активной деятельности со значимыми взрослыми (родителями, педагогами).

Задачи Детской кафедры ЮНЕСКО:

  1. Расширение и формирование устойчивых представлений детей о русском мире и народном художественном творчестве.
  2. Мотивация познавательной и творческой деятельности посредством включенности детей и их участия в заседаниях и деятельности «Детской кафедры ЮНЕСКО».
  3. Формирование патриотических чувств, положительной этнической самоидентификации и духовно-нравственных качеств личности на основе ценностей и идеалов отечественной культуры, воспитание в духе уважительного отношения к другим народам.
  4. Формирование эвохотологической грамотности детей (умения культурно организовать свой досуг) на основе выполнения творческих заданий и проектов, участия в выставках, праздниках, фестивалях.
  5. Развитие познавательных и этнохудожественных интересов на основе привлечения к выполнению проектов и творческих заданий.

На первом этапе нами была проведена большая методическая предварительная работа с воспитателями, где обсуждались формы взаимодействия и сотрудничества с родителями, подбирались темы для детских исследований, а также предполагаемые варианты предоставления собранного материала и его оформления.

Объектом детских проектов выбрана жизнь народов России, явления народной культуры, материальная и духовная культура, народное художественное творчество.

Самым трудным в методическом плане стал вопрос: с чего начать и как направить деятельность ребенка на исследование? Мы использовали рекомендации А.И. Савенкова. Чтобы увлечь ребенка процессом изучения народной художественной культуры, нужно заинтересовать темой и мотивировать дальнейшую деятельность детей. Для этого нужно поставить вопрос, проблему. Нами были разработаны алгоритмы исследования по следующим темам:

  • Во что играли наши пра-прабабушки и прадедушки, когда были детьми?
  • Почему у нас есть такая традиция наряжать елку под Новый год, а не в другое время?
  • Какие тайны хранит народный календарь?
  • Почему человек входит в дом через дверь, а не лезет в окно?
  • Что могут означать слова в сказке «возьми клубочек, он тебе дорогу покажет»?
  • Что такое «хоровод»? «каравай»?
  • Где живет «Масленица», «Коляда»?
  • Что такое бирюльки?
  • Как появились народные музыкальные инструменты? Почему они такие разные?
  • Как наряжались наши пра-прабабушки?
  • Какие тайны хранят народные узоры?
  • Что такое лапти?

Тема должна быть интересна и увлекательна. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможно лишь тогда, когда объект исследования привлекает и только на добровольной основе. Разумеется, вдохновить на исследовательскую деятельность нужно не только ребенка, но и родителей, поэтому тематика детских проектов должна обязательно быть согласованной с интересами родителей. Для этого проводились беседы с родителями для выявления их интересов. Такие беседы переросли в семейную гостиную. Нам удалось заинтересовать не только мам, но и пап, всю семью. В соответствии с рекомендациями научных руководителей и воспитателей, они изучали литературу, читали детям книги, вместе с ребенком рассматривали иллюстрации, посещали музеи традиционной культуры, культурно-образовательные центры, использовали Интернет.

Так, например, Обыграйкина Настя, воспитанница старшей логопедической группы, выбрала тему «Какой наряд носили наши славные пра-прабабушки?». Вместе с мамой Настя посетила Дмитровский историко-художественный музей, познакомились с основными чертами русского народного костюма и другими видами женской одежды, особенностями их технологии (кроя, цвета, отделки и украшений). Своими руками, под наблюдением Насти, мама сшила русский традиционный девичий костюм, головной убор. Вместе сделали бусы. В заключении представили творческую папку о проведенной работе, с рисунками, фотографиями, схемами, в создании, которой принял участие папа девочки.

Данил И. (старшая логопедическая группа) выбрал тему проекта «Какой кисель вкуснее всего?». Они вместе с мамой изучили историю возникновения русского традиционного напитка, и ребенок многое узнал из книг. На защите проекта он рассказал о способах приготовления разных видов киселя, назвал русские народные праздники, в которых это блюдо употребляется, а также угостили гостей приготовленными дома разными киселями: клюквенным, тыквенным, овсяным и молочным.

Интересная тема исследования была выбрана Каримом Ш., посвященная татарской традиционной культуре. В этом проекте приняла участие вся семья нашего воспитанника старшей логопедической группы. Вместе с братом и мамой они посетили татарский культурный центр, мечеть, библиотеку, где познакомились с татарским народным творчеством, поэзией народных авторов. На защите проекта они вместе с братом рассказали об особенностях традиционного татарского мужского и женского наряда, традициях народных татарских праздников, традиционной кухни. В заключении они исполнили песню на татарском языке и угостили чак-чаком.

Также был представлен ряд других не менее интересных проектов:

  1. Откуда пришла к нам матрёшка? (ребенок логопедической группы вместе с родителями изучил историю русской матрёшки, технологию изготовления и росписи, узнал много интересного о мастерах и центрах, где изготавливают матрёшки).
  2. Кто такие Чуваши? (проект посвящен столице Чувашии городу Чебоксары, а также чувашской традиционной культуре. Ребенок вместе с мамой изучили чувашский традиционный костюм, женский головной убор, традиционный орнамент и народную вышивку. На защиту этого проекта мама мальчика сшила традиционный чувашский костюм и головной убор, в котором исполнила народную песню).
  3. Почему мне понравилась старинная русская игра «Бирюльки»? (проект посвящен старинной русской народной игре «Бирюльки», девочка вместе с мамой нашли много информации об этой игре в Интернете, посетили музей декоративного и народного искусства, где познакомились с различными видами этой игры. Такая тема проекта была увлекательной не только для ребенка, но и для родителя. Мама для себя раскрыла педагогический потенциал старинной русской игры. Теперь эта игра увлекла все группы детского сада.
  4. На заседания детской кафедры были представлены проекты:
  • Как жили наши пра-прабабушки и пра-прадедушки?
  • Что может рассказать маленькая бусинка?
  • Во что играли наши пра-прабабушки и пра-прадедушки?
  • Какой подарок мы с папой сделали маме?
  • Что может рассказать русская печка?
  • Почему березка мое любимое дерево?
  • Какие игрушки мастерят в городе Сапожок?
  • Какие истории может рассказать гончарный круг?
  • Как построен дом моей бабушки?
  • Какие тайны хранит старинная фарфоровая шкатулка?
  • Какие тайны хранят золотые купола?

Весь материал по этим проектам хранится в методическим кабинете.

Многие проекты, представленные к защите на детской кафедре ЮНЕСКО, отмечены дипломами Департамента Образования г. Москвы, заняли призовые места в конкурсе проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий» (г. Москва).

В заключении можно сделать вывод, что детская кафедра ЮНЕСКО является одной из эффективных форм развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка, патриотического воспитания детей. Умения и навыки исследователя, полученные в ходе изучения народной художественной культуры легко переносятся во все виды художественно-творческой деятельности, потому, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий. Мы считаем, что данная игровая форма работы «Детская кафедра Юнеско» является очень перспективной и требует широкого внедрения в другие дошкольные учреждения.