Авторская психологическая программа "Играем все вместе"


Цель данной психологической программы – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я” ребенка. В играх и упражнениях программы нет соревновательного момента (так как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми), поэтому такие игры, как “Летел лебедь”, “Мяч по кругу” и др. используются в программе не в традиционном варианте, а модифицированном.

В данной программе использован также комплексный подход. В ходе работы дети знакомятся также с навыками релаксации и саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Психокоррекционная работа по данной психологической программе проводилась с учетом как возрастных, так и специфических особенностей эмоционально-личностной сферы детей этого возраста.

К возрастным особенностям относятся следующие:

  • возрастная мотивационная непоследовательность ребенка;
  • нестабильность и непрогнозируемость поведения;
  • неадекватное влияние оценок личности ребенка, а также отрицательных замечаний;
  • недостаточная сформированность рефлексии, связанной со сферой самосознания;
  • эмоциональная возбудимость, интенсивность и непосредственность эмоционального реагирования на внешние события.

Методические рекомендации по реализации программы:

Программа рассчитана на детей 6 - 8 лет и включает в себя 30 занятий (приложение 1; приложение 2). Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 40 - 50 минут. С учащимися первого года обучения они могут проводиться в рамках динамического часа.

В группу набираются дети, по итогам психодиагностического обследования имеющие:

  • низкий и средний уровень развития социального интеллекта;
  • повышенный или высокий уровень личностной тревожности;
  • высокий уровень ситуативной тревожности в сфере межличностных отношений “ребенок - ребенок”;
  • нарушения развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций.

Оптимальное количество детей в группе — 10-15 человек.

Как развивающая программа может проводиться также со всеми детьми 6-8 лет.

Принципы работы в группе:

  1. Отношение к детям, к их потребностям - уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
  2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  3. Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.
  4. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
  5. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
  6. У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое “Я”, безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
  7. Ценится постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для учителей (воспитателей) и родителей. Перед началом работы по программе проводятся первичные беседы, консультации с учителями (воспитателями) и родителями детей. На первичной консультации родителя заполняют анкету и диагностическую таблицу для получения дополнительных данных о ребенке. Такую анкету и диагностическую карту заполняет и учитель (воспитатель) на каждого ребенка. Сведения о выявленных результатах диагностических обследований родители получают в ходе индивидуальных консультациях; родителям даются рекомендации, как вести себя с ребенком и закреплять в домашних условиях сформированные на занятиях умения и навыки. Для учителя (воспитателя) специально разрабатывается психологическая карта класса (группы), в которой показывается результат обследования в графиках и диаграммах, расписываются рекомендации по работе с классом (группой) в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Технологии и диагностические процедуры, позволяющие наиболее эффективно реализовать программу:

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического обследования. На протяжения курса занятий обследование проводится два раза: до проведения коррекционно-развивающих занятий по данной программе – входящая диагностика (по результатам входящей диагностики формируются группы) и после прохождения всего курса – итоговая диагностика (по результатам итоговой диагностики и на основе сравнительного анализа результатов входящей и итоговой диагностики делается вывод об эффективности произошедших изменений у каждого ребенка).

При проведении психодиагностического обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:

  • для оценки уровня развития социального интеллекта – Методика оценки развития социального интеллекта детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Я.И.Михайловой, состоящая из двух субтестов: “Истории с завершением” и “Группы экспрессий”[3];
  • для выявления нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций (в блоке межличностного взаимодействия и блоке потенциальной агрессии) – Проективная методика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций О.А.Ореховой “Домики” (для детей 6-11 лет)[9];
  • для выявления нарушений (высокого уровня тревожности) в сфере межличностных отношений “ребенок - ребенок” - Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен [12];
  • дополнительно при помощи наблюдения и анкетирования родителей и учителей выявлялись поведенческие нарушения – агрессивность и тревожность ребенка (анкета для определения уровня агрессивности ребенка, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко, и диагностическая таблица для выявления типа неконструктивного поведения ребенка, разработанная М.Э.Вайнер.

Критерии уровня сформированности, развитости психологических качеств, особенностей, свойств, состояний, функций, компетенций:

При оценке уровня развития социального интеллекта по Методике Я.И.Михайловой – социальный интеллект считается хорошо развитым, достаточно сформированным, если суммарный балл находится в диапазоне 14 и выше баллов - для детей 6-7-летнего возраста, 15 и выше баллов – для детей 7- 8-летнего возраста.

При оценке вариантов личностного развития и нарушений на уровне базовых и социальных эмоций по Методике О.А.Ореховой – на нормальный вариант эмоционально-личностного развития указывают:

- отсутствие инверсий “цветового градусника” (уровень базовых эмоций);

- отсутствие деформаций в блоках личностных отношений (уровень социальных эмоций); особое внимание обращается на блок межличностного взаимодействия (так как в этом блоке оцениваются коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении, желании делиться переживаниями, найти отклик, чувства симпатии, расположения, уважения) и блок потенциальной агрессии.

- при выявлении нарушений в сфере межличностных отношений “ребенок - ребенок” по Детскому тесту тревожности - на нормальный уровень тревожности в межличностных отношениях “ребенок - ребенок” указывает выбор ребенком веселого лица (не менее 2 из 5) в рисунках – ситуациях №1(игра с младшими детьми), №3 (объект агрессии), №5 (игра со старшими детьми), №10 (агрессивное нападение), №12 (изоляция).

Анализ результатов программы:

Всего с 2003 по 2006 год коррекционный курс по данной программе прошли 358 детей 6-8 лет.

Опыт работы по данной психологической программе показывает достаточно высокие результаты.

По данным сравнительного анализа входящей и итоговой диагностики после проведения курса коррекционных занятий по данной психологической программе

  • наблюдается нормализация (снижение) уровня тревожности в сфере межличностных отношений “ребенок - ребенок” в 87% случаях;
  • у 80% детей, имеющих по результатам входящей диагностики нарушения в системе базовых эмоций, при итоговом психодиагностическом обследовании этих нарушений не наблюдается;
  • у 82% детей, имеющих по результатам входящей диагностики деформацию социальных эмоций в блоке межличностного взаимодействия, при итоговом психодиагностическом обследовании этих нарушений не наблюдается;
  • у 82% детей, имеющих по результатам входящей диагностики деформацию социальных эмоций в блоке потенциальной агрессии, при итоговом психодиагностическом обследовании этих нарушений не наблюдается.

Кроме того, по наблюдениям учителей и родителей, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; заметно улучшился климат в классах; дети стали больше общаться между собой, самостоятельно разрешать многие конфликты.

По данным сравнительного анализа входящей и промежуточной диагностики уровня развития социального интеллекта (2005-2006 год) у 80% детей, имеющих по результатам входящей диагностики недостаточный уровень развития социального интеллекта (ниже среднего и низкий уровень), после проведения половины занятий полного курса уже наблюдается качественное изменение уровня развития социального интеллекта в сторону повышения.

После прохождения полного курса (данные итоговой диагностики) качественное изменение уровня развития социального интеллекта в сторону повышения у детей 6-8 лет с недостаточным уровнем развития социального интеллекта наблюдается в 90% случаев.

Список литературы, используемый при разработке программы:

  1. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. - М., 1993.
  2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999.
  3. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: “Детство - Пресс”, 2004.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 1999.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
  7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
  9. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.: “Речь”, 2002.
  10. Практическая психология образования. /Под редакцией И.В.Дубровиной. – М., 1998.
  11. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: “Владос”, 2003.
  12. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен): Учебно-методическое пособие. – СПб.: “Речь”, 2001.
  13. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. – М., 1998.
  14. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
  15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000.
  16. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.