Проведение экскурсий по памятным местам города Тирасполя (Приднестровская Молдавская Республика)


Экскурсия к памятнику Г.И.Котовскому

Цели:

Предварительная работа: рассказ воспитателя о том, как Г.И.Котовский формировал свои отряды; рассматривание фотографий с изображением Г.И.Котовского.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель и дети останавливаются у главного входа в парк.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?

Дети: В парк «Победа».

Воспитатель: Это любимое место отдыха жителей нашего города. Что находится вдалеке от нас, прямо?

Дети: Памятник.

Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. Дети, кому посвящен этот памятник?

Дети: Это памятник Г.И. Котовскому.

Воспитатель: Видели ли вы его раньше?

Воспитатель предлагает рассказать детям, что они знают о Григории Ивановиче.

Воспитатель: (обобщает ответы детей): Г.И.Котовский – это молдавский народный герой гражданской войны. Он был командиром кавалерийской бригады Красной Армии. Он боролся за счастье бедных, против богатых. Из крестьян он создавал отряды, которые забирали у богачей хлеб, одежду, землю. Памятник Г.И.Котовскому установлен еще в городе Кишиневе – в столице республики Молдова. Обратите внимание на этот памятник Г.И.Котовскому, который находится в нашем городе.

Дети осматривают памятник.

Воспитатель: Этот памятник был открыт давно, когда ваши бабушки и дедушки были молодыми, в 1960 году. Главная идея памятника – изобразить национального героя, увековечить его память. Основными выразительными средствами являются: большой объем памятника, одежда. Посмотрите, Котовский изображен в военной форме, с боевым оружием тех лет – шашкой. Фигура находится на высоком постаменте и выполнена из бронзы. Каким изобразил Котовского автор?

Дети: Спокойный, как-будто думает о чем-то.

Воспитатель: Что больше всего понравилось вам в этом памятнике?

Дети высказываются, повторно осматривая памятник.

Воспитатель: Памятник Г.И.Котовскому установлен на центральной аллее парка. Впереди памятника высажена большая клумба красивых роз. Эти цветы как – бы все обращены к памятнику в знак глубокой благодарности жителей нашего города Григорию Ивановичу Котовскому.

Экскурсия к памятнику А.В.Суворова

Цели:

Предварительная работа: беседы с детьми о нашем городе, рассматривание фотографий древнего города и современного, рассматривание картин с изображением А.В. Суворова.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель с детьми подходят к памятнику А.В.Суворова.

Воспитатель: Ребята, кому посвящен этот памятник?

Дети: Александру Васильевичу Суворову.

Воспитатель: Видели ли вы его раньше? Кто вам о нем рассказывал?

Дети высказываются.

Воспитатель: Это памятник А. В. Суворову – великому русскому полководцу. Он участвовал в войне против турецких захватчиков. Когда Суворов освободил наш край, он построил здесь крепость, которая стала началом развития нашего города. Таким образом, Суворов, великий, русский полководец, является основателем нашего города.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть памятник.

Воспитатель: Памятник создали московские скульпторы братья Артамоновы, скульпторы – Дружинин и Чистяков. Интересен сюжет памятника: Суворов изображен не сидящим в седле, а стоящим на стременах. Кажется, что вот-вот поднятая вверх рука укажет направление удара и поведет полководец своих воинов к новой победе. Главная идея памятника – изобразить основателя нашего города, увековечить его память. Обратите внимание на большой объем памятника, показ движения с помощью ветра (как-будто скачет вперед). Скульптура – «Суворов на коне» находится на постаменте. Суворов на коне изготовлен из бронзы, а постамент из гранита. Памятник был открыт в 1979 году. Обратите внимание, где находится этот памятник?

Дети: В центре города.

Воспитатель: Правильно, памятник находится в центре города, на главной его площади – площади Конституции. Он виден со всех сторон.

– Каким изобразили Суворова скульпторы?
– Что скульпторы хотели рассказать нам о Александре Васильевиче?
– Что больше всего произвело на вас впечатление?

Дети высказываются.

Воспитатель: В этом году мы отметим юбилей нашего города. Городу Тирасполю – 215 лет. Это будет веселый интересный праздник. Так как мы живем в этом городе, то не должны забывать, что основателем был А.В.Суворов.

Экскурсия к памятнику воинам-авиаторам

Цели:

  • познакомить детей с памятником воинам – авиаторам;
  • воспитывать чувство уважения, памяти к советским летчикам;
  • воспитывать чувство гордости за Солдатов, которые участвовали в  Великой Отечественной войне и освободили наш город от врагов;
  • обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о Великой Отечественной войне; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением разных периодов войны; чтение художественных произведений для детей о войне 1941 – 1945 гг.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель подводит детей к памятнику.

Воспитатель: Дети, что это такое? Кому он посвящен? Что вы еще знаете об этом самолете, о летчиках?

Дети высказываются.

Воспитатель: Да, это памятник воинам-авиаторам. Этот самолет участвовал при освобождении нашего города. На этом самолете сражались храбрые советские летчики. Среди них Герои Советского Союза – Пересылкин Ф.И., Якубовский П.Г., Амелин Г.И. – они удостоены многих наград.

Дети возлагают цветы к памятнику; внимательно осматривают памятник.

Воспитатель: Памятник открыт 9 мая 1975 года, в честь 30-летия Победы. Главная идея памятника – увековечить память советским летчикам, которые сражались в небе Тирасполя. Самолет – памятник расположен на высоком постаменте. Он как – бы вот-вот взлетит снова.

Воспитатель обращает внимание и на памятную доску на постаменте.

Воспитатель: Кому посвящен памятник? Что больше всего понравилось в памятнике?

Дети выслушивают мнения друг друга.

Воспитатель: Сегодня, мы с вами познакомились с памятником воинам – авиаторам. Он находится на открытом месте, виден со всех сторон. В память советским авиаторам, тем, кто отдал свою жизнь за мирное небо, тем, кто живет сегодня и делится своими воспоминаниями о грозных днях войны, установлен самолет – памятник.

Экскурсия на Мемориал славы г. Тирасполя

Цели:

  • познакомить детей с Мемориальным комплексом  Славы;
  • рассказать о том, что  Мемориал Славы – это святое место в городе;
  • прививать уважение к памяти павших бойцов: беречь обелиски, памятники;
  • воспитывать патриотические чувства детей;
  • обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: рассказы и чтение художественных произведений для детей о советских воинах, о военных событиях; экскурсия в исторический и краеведческий музеи; встреча с ветеранами; рассматривание иллюстраций и фотографий о прошедшей войне.

Беседа перед экскурсией: Сейчас мы пойдем на экскурсию. Многие не вернулись с войны, они погибли ради того, чтобы нам с вами хорошо жилось, чтобы на земле был мир. Все люди помнят погибших во всех уголках мира – в городах  и селах есть священные места: обелиски и памятники, куда приходят люди для того, чтобы почтить память героев, возложить цветы. У нас в городе тоже есть такое святое место – это Мемориал Славы. На монументальной скульптуре нельзя кричать, бегать, рвать цветы, обрывать листья с деревьев. Там нужно вести себя спокойно.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель подводит детей к Мемориальному комплексу Славы.

Воспитатель: Дети, как называется место, куда мы пришли?

Дети: Мемориал Славы.

Воспитатель: Расскажите, зачем был создан этот мемориальный комплекс?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Правильно, 12 апреля 1944 года Советская Армия освободила город Тирасполь от немецких захватчиков. В память о тех войнах, которые погибли при освобождении города, благодарные жители, создали этот мемориальный комплекс – святое место нашего города. Ребята, посмотрите, что находится на Мемориальном комплексе славы?

Дети: Огонь, танк, плиты с именами героев, много цветов, елочки…

Воспитатель и дети подходят к танку.

Воспитатель: Кто из вас знает, почему стоит здесь этот танк?

Дети: На таких танках воевали наши солдаты.

Воспитатель рассказывает историю танка-памятника. Дети осматривают танк.

Воспитатель: Дети, давайте подойдем к вечному огню. Он выполнен в форме пятиконечной звезды. Такой огонь горит в каждом городе, в каждом селе в честь тех, кто погиб, защищая Родину. Самый большой Вечный огонь находится в Москве у памятника Неизвестному Солдату.
Каждый день люди приносят сюда цветы. Вечный огонь – это знак вечной памяти о погибших. У Вечного огня несут службу лучшие школьники – юноармейцы города.
Каждый час на Мемориале звучит реквием – это музыка скорби по павшим бойцам.
Имена погибших высечены на гранитных плитах. Здесь лежат воины, защищавшие наш город от фашистов.

Воспитатель подводит детей к стене – памятнику, на которой высечены слова из реквиема Рождественского, читает строчки вслух.

Воспитатель: Это не просто высаженные деревья, а это как будто матери и сестры склонились над невернувшимися с войны братьями и сыновьями.

Дети вновь подходят к Вечному огню.

Воспитатель: В дни великих праздников люди приходят сюда, чтобы почтить память героям, возложить цветы. Особенно много здесь в День Победы – 9 мая. Давайте и мы возложим цветы на могилы героев.

Дети возлагают цветы. Воспитатель читает стихотворение М. Исаковского:

«Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись».

Воспитатель: Все это наша память. И чтобы страшной войны больше не повторилось, все люди Земли борются за мир. У людей есть традиция – чтить память героев минутой молчания. Давайте тихонько постоим и помолчим.

Минута молчания.

Воспитатель: Ребята, как называется это святое место нашего города?

– Кому посвящен этот Мемориальный комплекс?
– Что есть на Мемориальном комплексе?
– Как мы должны почитать память погибших героев?

Экскурсия к бюсту Ю.А. Гагарина

Цели:

  • расширить знания детей об исторических памятниках города;
  • углубить и расширить знания детей о первом космонавте – Ю.А. Гагарине;
  • воспитывать патриотические чувства;
  • обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: повторение материала о космосе; чтение рассказов о космосе; составление детьми рассказов о жизни Гагарина.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель и дети подходят к бульвару им. Ю.А.Гагарина.

Воспитатель: Дети, как называется этот бульвар?

Дети: Бульвар Гагарина.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он так назван?

Дети: Потому что здесь находится памятник Ю.А.Гагарину.

Воспитатель: Бульвар Гагарина любимое место отдыха жителей нашего города. Посмотрите, какой он красивый, здесь много деревьев, скамеечек. В память о подвиге первого в мире космонавта – Ю.А.Гагарина, в самом красивом месте бульвара установлен бюст герою.
Памятник представляет собой установленный на двухметровом пьедестале скульптурный портрет первого в мире космонавта. Он сделан из гранита. На лицевой стороне постамента надпись – «Гагарин». Эта надпись по другому еще называется факсимиле. Памятник открыт в 1974 году.

Дети осматривают памятник. Воспитатель(рассказывает детям о Ю.А.Гагарине.

Воспитатель: Гагарин любил детей, и дети любили его. Он мог часами играть с ними в хоккей, придумывать забавные игры или купаться в озере. Мальчишкам хотелось быть такими же, как он.
Юрий Алексеевич был во многих странах и везде люди радостно встречали его.
Всем хотелось хотя бы взглянуть на первого в мире космонавта, улыбнуться ему, поприветствовать его. У Гагарина была очень добрая улыбка. Она останется навсегда в сердцах людей.
Космонавты очень много работают над собой. Они сильные, волевые, умные люди. Большую помощь оказывают космонавтам люди, которые готовят их к полету: готовят космический корабль к полету, врачи следят, чтобы космонавты были здоровы. Ребята, скажите, когда мы празднуем День космонавтики?

Дети: 12 апреля.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Юные космонавты».

Воспитатель: Сейчас много космонавтов, но первого космонавта Ю.А. Гагарина люди всегда будут помнить, и будут рассказывать о нем своим детям и внукам. Скоро вы пойдете в школу, но я надеюсь, что вы всегда будете помнить это место, чтить будете память героя.