Природные ресурсы Севера – детям


Организация полноценного питания детей – это сложный, многогранный и достаточно трудоемкий процесс.

Здоровое сбалансированное питание является основой для жизнедеятельности, роста и благополучного состояния здоровья ребенка, а также является основой успешного физического и нервно-психического развития малыша. Именно в дошкольном возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания.

По нашим наблюдениям и по данным Всероссийской диспансеризации детей в 2002 г. и 2003 г. с каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья (хронические заболевания печени и желчевыводящих путей, аллергические заболевания, нарушения обмена веществ и др.). Именно эти дети чаще других заболевают острыми респираторными заболеваниями, вирусными инфекциями, острыми кишечными инфекциями и соответственно являются источником распространения инфекции в детском коллективе.

Как справедливо утверждает директор Института возрастной физиологии детей и подростков доктор биологических наук М.М. Безруких: “К правильному питанию необходимо приучать с детства, только в этом случае можно избежать или значительно уменьшить заболеваемость кариесом, нарушения обмена веществ, сердечно-сосудистой системы и заложить основы здоровья на всю жизнь.

Правильно организованное и систематически осуществляемое оздоровительное питание в условиях детского сада и семьи позволяет добиться хороших результатов в оздоровлении детей и снизить заболеваемость в коллективе.

К организации детского оздоровительного питания необходимо предъявлять ряд требований:

Для жителей Севера особенно актуальной является проблема обеспечения детей витаминами. Длинный зимний период истощает жизненные силы организма.

Основываясь на принципе природосообразности и природного равновесия, мы пришли к выводу, что в условиях нашего региона есть необходимые резервы для компенсации этих неблагоприятных факторов.

Нашей основной целью и явился поиск таких методов, чтобы, максимально используя все природные ресурсы нашего региона, найти возможности для нейтрализации этих неблагоприятных факторов. Немаловажен и тот факт, что использование природных ресурсов северного региона экономически выгоднее, чем применение привозной продукции. Конечно, не нужно впадать в крайность и исключать одни продукты за счет других. Все должно быть разумно и в меру, но и недооценивать богатейшие ресурсы нашего родного северного края было бы неразумно и непростительно.

Таким образом: разумность, последовательность и систематичность – вот та основа, на которой можно выстроить эффективную систему детского оздоровительного питания.

Условия нашего региона позволяют обеспечить детей в течение всего года качественными продуктами, разнообразить их ассортимент. Для этого необходимо правильно осуществлять их заготовку, обеспечить их переработку и хранение. Обеспечение мясной, рыбной, молочной продукцией лучше осуществлять на договорной основе с постоянными поставщиками, имеющими всю необходимую санитарную и гигиеническую документацию, подтверждающую высокое качество реализуемых продуктов.

Для заготовки в летний период ягод мы уже много лет заключаем договоры с дирекцией сельских школ и силами учеников, а также взрослого населения сел, проводим сбор дикорастущих ягод в необходимом для нас количестве. Такая организация позволяет решить еще одну из важных социальных задач: занятость школьников в период летних каникул общественно полезным трудом. Школьники с удовольствием участвуют в таких программах. И не было случая, чтобы нам заготовили некачественную продукцию. Такая деятельность позволяет наладить долговременные связи с сельскими коллегами, обмениваться с ними своим опытом. Заготовленные ягоды храним в условиях детского сада в морозильных камерах, либо перерабатываем в сырое варенье, со щадящей тепловой обработкой, позволяющей максимально сохранить витамины. Рецептов приготовления таких заготовок сейчас большое множество. Часть таких рецептов приведена далее в тексте.

Для того, чтобы система питания не являлась только заботой медицинского персонала и администрации детского сада, необходимо привлечь к этой работе всех участников проекта: сотрудников ДОУ, родителей и детей, а также правильно организовать и спланировать эту работу.

Организация процесса лечебного питания в условиях ДОУ

В начале работы необходимо сформировать контингент детей по группам. Из состоящих на диспансерном учете детей для проведения курсов лечебно-профилактического питания это – часто и длительно болеющие (ЧДБ) дети, дети с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и нервной систем, почек, страдающих дефицитом железа, дерматитом, нарушением зрения. Дети, не состоящие на диспансерном учете, получают лечебное питание с целью профилактики всех вышеперечисленных заболеваний.

Для проведения лечения и профилактики заболеваний составлена циклограмма курсов лечебного питания в течение года по месяцам, с учетом сезонных обострений заболеваний. Циклограмма состоит из трех кругов:

  • внешний круг – месяцы;
  • средний круг – первая половина месяца;
  • внутренний круг – вторая половина месяца.

Работая по циклограмме, легко ориентироваться, для какой группы детей проводится курс лечебного питания.

Например, месяц I – январь:

первая половина месяца – “Рассасывание лимона с медом” – берется группа детей, часто и длительно болеющих;

вторая половина месяцабиостимулятор “Сибирячок” – берется группа детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, часто длительно болеющих детей.

Для остальных детей – это же лечение с целью профилактики желудочно-кишечных заболеваний, ОРВИ и гриппа, и так далее по каждому месяцу.

Курсы лечебного питания проводятся в промежутках между основными приемами пищи (между завтраком и обедом в 10.30 или между полдником и ужином в 17.00). Водолечение – за 30 минут до основного приема пищи. За несколько дней до начала курса лечебного питания доводим информацию до сведения родителей. Вывешиваем объявление, в котором указываем длительность курса, какое лечебное питание будет принимать ребенок, какое действие оказывает указанное питание на организм, рецепт его приготовления и состав продукта. Во время утреннего фильтра и вечером проводим беседы: чтобы дети посещали ДОУ ежедневно для эффективности проводимого лечебного курса, выясняем, нет ли у ребенка аллергии на какие-то продукты, если есть, тогда для таких детей делаем замену (например: если аллергия на мед, меняем мед на сахар или сгущенное молоко).

Если ребенок в период проведения курса заболевает или не посещает ДОУ по другим причинам, тогда рекомендуем родителям продлить курс или провести его самостоятельно в домашних условиях.

Циклограмма

курсов лечебного питания в течение года по месяцам (ДОУ “Сардаана” №1)

На пищеблоке, под контролем старшей медицинской сестры, диетсёстры готовят салаты, биостимуляторы в строгом соответствии с технологией обработки продуктов и рецептурой приготовления. Также активно включены в процесс организации помощники воспитателей: сервируют столы, раскладывают блюда и т.д. Воспитатели рассказывают детям, насколько полезно данное блюдо, какие витамины в нем содержатся, устраивают дегустации. Сотрудники совместно с детьми получают лечебное питание, тем самым, укрепляя свое здоровье.

Лечебное питание стимулирует жизненную активность, сопротивляемость, оказывает общеукрепляющее действие, насыщает организм минеральными солями, органическими кислотами, улучшает работу всех органов и систем организма ребенка.

Перечень блюд лечебного питания согласно циклограмме

Для больных дерматитами:

  • Диетические отруби “Виталакс” (рецепт приготовления в аптечной аннотации).

С заболеваниями желудочно-кишечного тракта:

  • Биостимуляторы: “Неболейка”, “Сибирячок”, “Домовенок Кузя”, “Румяные щечки”.

  • Салат “Метелочка”, свекла отварная с черносливом, диетические отруби “Виталакс”.

  • Водолечение минеральной водой (используем только лечебно-столовую или столовую воды; лечебные воды не используются, т.к. они назначаются как медикаментозное лечение строго индивидуально): “Ленская”, “Шаман”, “Ессентуки”, “Карачинская” и др.

С заболеваниями сердечно-сосудистой системы:

  • Биостимуляторы: “Неболейка”, “Сибирячок”, “Домовенок Кузя”, “Румяные щечки”.

  • Фиточай – настой из плодов шиповника.

  • Дикоросы – черная смородина, красная смородина.

С заболеваниями нервной системы:

  • Биостимуляторы: “Неболейка”, “Сибирячок”, “Домовенок Кузя”, “Румяные щечки”.

  • Фиточай – настой из плодов шиповника.

С заболеваниями почек:

  • Водолечение минеральной водой (используем лечебно-столовую или столовую): “Ленская”, “Шаман”, “Ессентуки”, “Карачинская”.

  • Фиточаи – настой из листа толокнянки, настой из листа брусники, напиток из ягод брусники.

Для больных железодефицитной анемией:

  • Биостимуляторы: “Неболейка”, “Сибирячок”, “Домовенок Кузя”, “Румяные щечки”.

  • Салат “Метелочка”, свекла отварная с черносливом.

  • Дикоросы – черная смородина.

С нарушением зрения:

  • Дикоросы – черника.

Для часто и длительно болеющих детей:

  • Биостимуляторы: “Неболейка”, “Сибирячок”, “Домовенок Кузя”, “Румяные щечки”.

  • Рассасывание лимона с медом.

  • Дикоросы – черника, смородина (черная, красная), клюква.

  • Фиточаи – настой из плодов шиповника, напиток из красной смородины, напиток из рябины, настой сосновой хвои, настой из плодов шиповника и малины.

Технология приготовления биостимуляторов

Биостимулятор “Неболейка”.

Выход: 1,150 гр.

Изюм и курагу по 150 гр. перебрать, вымыть, обсушить. Добавить 100 гр. грецкого ореха и 300 гр. вымытого лимона. Все перемолоть и залить 450 гр. мёда. Принимать в зависимости от возраста от 1 чайной до 1 столовой ложки 1 раз в день. На курс лечения – 1–2 таких порций.

Биостимулятор “Сибирячок”.

Выход: 1,150 гр.

Изюм и курагу по 150 гр. перебрать, вымыть, обсушить. Добавить 300 гр. вымытого лимона и перемолоть. Залить 100 гр. сока алоэ и 450 гр. мёда. Принимать так же как “Неболейку”.

Биостимулятор “Домовенок Кузя”.

Выход: 600 гр.

Чернослив, изюм, лимон помыть, перемолоть и смешать с мёдом (все продукты в равных частях). Принимать по 1 чайной ложке ежедневно в течении 2–3 недель.

Биостимулятор “Румяные щёчки”.

Выход: 225 гр.

В 30 гр. воды настоять 5 гр. овсяных хлопьев в течении нескольких часов. Добавить 10 гр. лимонного сока, 150 гр. протертых ягод или фруктов, затем 10 гр. молока или сметаны. Хорошо всё размешать, посыпать размельченными орехами и курагой, каждого по 10 гр., съесть в 2–3 приёма.

Рецепты биостимуляторов хорошо известны и описаны в специальной медицинской литературе, но для повышения интереса детей и радостного эмоционального настроя мы дали им детские названия.

В истории развития ребенка (ф-026-У), перед проведением курса лечебного питания, делаем запись. По окончании курса делаем отметку о проведенном курсе с записью об особенностях самочувствия ребенка, если таковые были.

Проблема преемственности работы детского сада и семьи всегда была актуальной, но наибольшую значимость она приобретает в осуществлении оздоровительных программ, проводимых в ДОУ. Если эти программы не поддерживаются в семье, то эффективность их снижается. Особенно это касается оздоровительного питания. Если в семье не поддерживается диета, необходимая ребенку, если родители безалаберно относятся к тому, какие продукты ребенок употребляет, то работа детского сада в этом направлении теряет всякий смысл.

Вот почему так важно создать единое оздоровительное пространство в области питания дома и в детском саду.

Для достижения этой цели используются разные методы: и наглядная информация, и индивидуальная работа, и различные дегустации. Часто родители, имея хорошие теоретические знания в области здорового детского питания, не могут перевести эти знания в практический план. Объясняют это большой занятостью, неумением готовить и другими причинами. Некоторые родители считают, что достаточно того, что оздоровительные программы действуют только в пределах детского сада.

Здесь на помощь приходит такая эффективная форма взаимодействия как тренинг.

Тренинг – это активная форма работы с родителями. Он позволяет родителям раскрепоститься и общаться в неформальной обстановке, раскрыть свои способности, овладеть необходимыми практическими навыками. Наш опыт показывает, что посещаемость тренингов родителями составляет 100 %. После таких занятий родители, дети и сотрудники детского сада становятся ближе друг к другу, отношения становятся доверительными, налаживается взаимопонимание. Необходимо обязательно отслеживать результаты тренингов. Устраивать дегустации, “Дни лакомки”, праздничные награждения родителей в различных номинациях, всячески поощрять активность родителей, с тем, чтобы обеспечить ребенку оздоровительное питание и в домашних условиях. Постепенно родители сами становятся инициаторами такого общения. И нас это очень радует. Очень хорошо если к тренингам подключаются и другие члены семьи – папы, бабушки.

В Приложении 2 приведены сценарии тренингов по проблемам детского питания.

Первый тренинг “Полянка самобранка” посвящен заготовке витаминосодержащих продуктов впрок в домашних условиях, второй тренинг “Здоровячок” разработан для решения проблемы обеспечения диетическим питанием ребенка в семье.

Конечно, далеко недостаточно вести работу только со взрослыми, рассчитывая на то, что дети станут объектом нашего благотворного (в чем мы твердо уверены) воздействия. Они должны стать равноправными участниками этого оздоровительного проекта. Ведь если ребенок не включен в эту деятельность как равноправный субъект, со вкусами и желаниями которого считаются, то эффект будет нулевым, а иногда и отрицательным. Психологическое давление и насилие – недопустимы! Агрессивная реклама в печати, и особенно по телевиденью, чипсов, газированных напитков и других продуктов, отнюдь не способствующих здоровью человека, часто приводит детей в замешательство. Хочется попробовать все сразу и в больших количествах. Поэтому так важно мягко и постепенно формировать осознанное отношение ребенка к своему здоровью, к здоровому образу питания.

Не нужно действовать методом категоричных запретов; ребенок должен знать вкус этих продуктов (запретный плод особенно сладок), но важно подвести его к пониманию, что есть и другие продукты, употребляя которые, мы становимся здоровее, красивее, сильнее.

Здесь применим богатейший арсенал всех педагогических технологий. Подойдет любая образовательная технология, которая направлена на сохранение и развитие личности ребенка.

Далее в Приложении 3 мы вам предлагаем проект занятия для старших дошкольников по познавательному развитию, разработанный на основе технологии “ТРИЗ” и сценарий детского музыкального праздника, построенного на основе принципов К.Орфа.

Таким образом, сложилась стройная система, охватывающая всех участников оздоровительного процесса, а также все направления работы. Это позволяет обеспечить единое оздоровительное пространство и самым положительным образом сказывается на самочувствии детей.

В результате проводимой работы снижается заболеваемость ОРВИ, уменьшается продолжительность заболеваний у ребенка, постепенно сокращается число часто и длительно болеющих детей, а дети с ДЖВП, атопическим дерматитом, аллергией живут полноценной жизнью, не получая обострений.

В комплексе с другими разделами оздоровительной работы (закаливание, коррекция нарушений осанки и плоскостопия, физиотерапия, фитонцидотерапия и др.) мы добились стойкого положительного эффекта. 80 % наших воспитанников показывают высокий уровень физического развития. Воспитанники детского сада “Сардаана” из года в год становятся чемпионами городских спортивных состязаний “Забавные старты”, проявляют хорошие математические, познавательные и художественные способности, достаточно легко адаптируются в первом классе школы. У детей складывается радостное мироощущение, а это дает им физическое и психическое благополучие.


Приложения

Приложение 1

Технологическая карта № 1

Овсяный суп со сметаной на мясном бульоне.

Выход: 200 гр.

Наименование продуктов

Вес продукта

Химический состав

Калории

брутто

нетто

белки

жиры

углеводы

Мясо (вырезка) говядина

40

40

8

3,12

0,24

56

Картофель

80

50

0,65

7,55

33,5

Овсянка

5

5

2,7

0,3

3,05

17,55

Лук

5

4

0,09

0,3

1,64

Масло сливочное

2

2

0,012

1,6

0,018

14,96

Сметана

10

10

0,21

2,82

0,31

28,4

Морковь

15

15

0,15

-

0,91

4,35

Технология приготовления:

Лук мелко рубят, морковь нарезают мелкими кубиками и пассеруют на сливочном масле. Картофель нарезают кубиками.

В кипящий мясной бульон кладут подготовленную крупу, картофель, пассерованные овощи и варят до готовности. За 5–10 минут до окончания варки кладут соль, специи. При отпуске добавляют сметану, отварное мясо.

Технологическая карта № 2

Зразы рубленные с яйцом.

Выход: 70 гр.

Наименование продуктов

Вес продукта

Химический состав

Калории

брутто

нетто

белки

жиры

углеводы

Говядина

52

38

7,6

2,96

0,22

53,2

Хлеб пшеничный

8

8

0,53

0,05

4,02

19,2

Молоко

11

11

0,30

0,38

0,49

6,82

Лук репчатый

7

6

0,13

0,46

2,46

Яйцо

1/3

13

1,17

1,17

0,039

16,51

Масло растительное

4

4

3,96

35,96

Яйцо

1/8

5

0,45

0,45

0,015

6,35

Масса п/ф

82

Масло сливочное

4

4

0,024

3,2

0,036

29,92

Технология приготовления:

Котлетную массу формуют в виде лепешки толщиной 1см, на середину которой кладут фарш, после этого края лепешек соединяют, придавая им овально-приплюснутую форму. Выпекают в духовом шкафу до готовности.

Технологическая карта № 3

Свекла отварная с черносливом.

Выход: 70 гр.

Наименование продуктов

Вес продукта

Химический состав

Калории

брутто

нетто

белки

жиры

углеводы

Свекла свежая

50,8

40

0,32

3,32

14,8

Чернослив

26,5

20

0,28

9,82

41,4

Сметана

10

10

0,21

2,82

0,31

28,4

Технология приготовления:

Вареную свеклу нарезают соломкой, добавляют мелко нарезанный чернослив и заправляют сметаной.

Приготовление чернослива:

Перебранный и промытый чернослив заливают горячей водой и оставляют в ней до полного набухания и остывания. Затем из чернослива удаляют косточки.

Технологическая карта № 4

Кисель с соком из красной смородины.

Выход: 200 гр.

Наименование продуктов

Вес продукта

Химический состав

Калории

брутто

нетто

белки

жиры

углеводы

Смородина красная

26,5

25

0,15

2

9,5

Вода

230

230

Сахар

25

25

23,87

97,5

Крахмал картоф.

11

11

Технология приготовления:

Ягоды красной смородины перебирают, удаляют плодоножки и моют. Затем ягоду протирают, отжимают и процеживают. Мезгу заливают горячей водой (на 1 часть мезги 5–6 частей воды), проваривают при слабом кипении 10–15 минут и процеживают. В полученный отвар (часть его охлаждают и используют для разведения крахмала) добавляют сахар, доводят до кипения и при помешивании сразу вливают подготовленный крахмал, вновь доводят до кипения и добавляют отжатый сок.

Крахмал подготавливают следующим образом: его разводят охлажденным отваром (на 1 часть крахмала 5 частей отвара) и процеживают.

Приложение 2

ТРЕНИНГ “Здоровячок”

Цель: Обучение родителей практическим навыкам приготовления диетических блюд в домашних условиях; обеспечение единого диетического пространства в условиях семьи и детского сада.

Оборудование :

  1. Памятка с рецептами и советами (по количеству участников тренинга).
  2. Фартук, косынка, сменная обувь (по количеству участников).
  3. Кастрюли, противень, ножи, ложки, лопатка, сито, прихватки для горячих кастрюль.
  4. Часы.
  5. Кухонные полотенца (по количеству участников).

Продукты: мясной говяжий бульон, отварное мясо, лук, морковь, картофель, сливочное масло, крупа овсяная, соль, сметана, яйца вареные, фарш из мяса говядины, свекла отварная, размоченный чернослив, яблоки, брусника, сахар, диетические отруби “Виталакс”.

Предварительная работа:

  1. Формирование группы детей с ДЖВП (дискинезией желчевыводящих путей).
  2. Приглашение на тренинг.
  3. Согласование с родителями вопросов заготовки продуктов для тренинга.

Участники тренинга: приглашенные родители, повар, диетсестра (старшая медсестра), воспитатель группы.

Место проведения тренинга: пищеблок ДОУ.

Примечание: до прихода родителей все продукты и посуда с пищеблока убираются в закрытые шкафы, для приготовления используется инвентарь принесенный участниками тренинга. По окончании тренинга на пищеблоке проводится санитарная обработка столов, раковин, ветоши, печей, пола работниками пищеблока. Не допускается одновременного приготовления пищи на пищеблоке по меню и проведение тренинга.

Приглашение

Уважаемая ______________________________________________________

ф и о

приглашаем Вас на тренинг для совместного обучения навыкам приготовления диетической пищи в домашних условиях для Вашего малыша _________________________.

ф и о

Тренинг состоится в ДОУ “Сардаана” “___”__________ в _____ часов.

При себе иметь: фартук, косынку, сменную обувь.

Если у Вас есть рецепты диетических блюд для детей с ДЖВП, будем рады, если Вы поделитесь с нами своим опытом.

 ХОД ТРЕНИНГА

Примечание: вся рецептура диетических блюд указана в технологических картах.

Далее по тексту указан номер технологической карты (ТК № _) из Приложения 1.

Родители собираются, готовятся к занятию и сопровождаются на пищеблок. Знакомятся с поваром.

Диетсестра. Сегодня мы с вами поучимся готовить диетические блюда в домашних условиях. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Но такое питание необходимо ребенку с дискинезией желчевыводящих путей, и мы с вами должны его обеспечить, чтобы избежать обострений заболевания. С нами поделится секретами диетической кухни повар Валентина Михайловна. Это она обеспечивает ваших малышей диетическим питанием в детском саду.

Повар. Начнем приготовление обеда с десерта, чтобы к началу обеда он хорошо остыл. На десерт у нас кисель из брусники (клюквы) и печеное яблоко с сахаром.

Яблоки моем в проточной воде, удаляем семенные гнезда, образовавшееся отверстие заполняем сахаром (можно положить ягоды брусники или клюквы, творог и посыпать сахаром). Выкладываем яблоки на противень, подливаем небольшое количество воды и запекаем в духовом шкафу 15–20 минут (в зависимости от сорта яблок). Также печеные яблоки можно приготовить и в микроволновой печи за 5 минут. Пока запекаются яблоки, приготовим кисель (Технологическая карта № 4 см. Приложение 1).

Клюкву или бруснику (красную смородину) перебираем, моем, протираем. Отжимаем сок и процеживаем. Мезгу (выжимки) заливаем горячей водой (на одну часть мезги 5–6 частей воды), провариваем при слабом кипении 10–15 минут, снимаем с огня и процеживаем. Часть отвара отливаем в стакан и охлаждаем. Крахмал разводим охлажденным отваром – на 1 часть крахмала 5 частей отвара. В остальную часть отвара добавляем сахар, доводим до кипения и при помешивании вводим подготовленный крахмал. Полученную смесь при постоянном помешивании вновь доводим до кипения и добавляем отжатый сок. Готовый кисель снимаем с огня и охлаждаем.

Теперь приступим к приготовлению 2-го блюда – это зразы рубленые с яйцом (Технологическая карта № 2 см. Приложение 1).

Котлетную массу можно приготовить из мяса говядины, оленины, сохатины. Вареные яйца рубим. Котлетную массу разделяем на небольшие порции. Каждую порцию формуем в виде лепешки толщиной 1 см. На середину каждой лепешки кладем фарш из рубленых яиц. Края лепешки соединяем, придаем овально-приплюснутую форму. Подготовленные таким образом зразы выкладываем на смазанный маслом противень и запекаем в духовом шкафу.

Пока зразы запекаются, приготовим овсяный суп со сметаной (Технологическая карта № 1 см. Приложение 1).

Лук мелко рубим, морковь нарезаем мелкими кубиками. Все это пассеруем на сливочном масле. Картофель нарезаем мелкими кубиками. В кипящий мясной бульон (для бульона можно использовать мясо говядины, оленины, сохатины, жеребятины) кладем подготовленную крупу, картофель, пассерованные овощи и варим до готовности. За 5 минут до окончания варки кладем лавровый лист, небольшое количество зелени (укроп, петрушка). Перед окончанием варки кладем сметану, отварное нарезанное мясо, доводим суп до кипения и снимаем с огня.

Диетсестра. Сейчас нам необходимо приготовить диетические отруби “Виталакс”, обогащенные зародышевыми хлопьями. Приобретаем “Виталакс” в аптеке, обязательно смотрим сроки годности. Отруби приготавливаем согласно рекомендациям, указанным на упаковке. В зависимости от состава, рецептура приготовления может быть разная. Будьте внимательны!

Готовят отруби, согласно указанной рецептуре.

Повар. Пока суп остывает, приготовим гарнир к зразам. К мясным блюдам лучше подавать гарнир из отварных овощей. Сегодня мы будем готовить отварную свеклу с черносливом (Технологическая карта № 3 Приложение 1). Отварную свеклу чистим и нарезаем соломкой. Чернослив перебираем, промываем, заливаем горячей водой и оставляем до полного набухания и остывания. Удаляем из плодов косточки. Подготовленный чернослив мелко нарезаем, соединяем со свеклой, слегка солим. Можно приправить салат нежирной сметаной.

Вот наш диетический обед готов!

Во время приготовления блюд диетсестра (медсестра) рассказывает о полезном влиянии этих блюд на организм ребенка.

Диетсестра. Как раз наступило время принять диетические отруби “Виталакс”. Пока мы сервируем стол, пройдет достаточное время до начала обеда.

Участники тренинга принимают “Виталакс”, начинается сервировка стола. Все блюда раскладываются на красивые тарелки. Так как у детей с ДЖВП часто бывает снижен аппетит, стол сервируется по всем правилам (внешний вид блюд не менее важен, чем его вкусовые качества).

Все участники тренинга приглашаются к столу. Начинается дегустация блюд, обмен впечатлениями, обмен рецептами диетических блюд.

Каждому участнику тренинга вручается памятка-рецептура.

Приложение 3

Проект занятия по познавательному развитию для старших дошкольников “В гостях у Веселого Молочника”. Программное содержание:

  • Формировать у детей правильное и положительное отношение к здоровому питанию (в частности к молочным продуктам).

  • Продолжать знакомить с продукцией, вырабатываемой из молока.

  • Закрепить знания о пользе, приносимой домашними животными человеку.

  • Стимулировать желание детей получать новые знания.

  • Побуждать фантазировать.

  • Закреплять игры на развитие творческого воображения.

Пособия и материалы к занятию:

  • Набор продуктов (все молочные продукты – сыр, творог, молоко, йогурт и т.д.; шоколад, чупа-чупс, пепси-кола, конфеты, сосиски и прочее).
  • Картина “Коровы на лугу”.
  • Карандаши и листочки, с контуром кружки – на каждого ребенка.

Занятие проводится с подгруппой детей 10–15 человек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Сегодня мы с Вами поговорим …, а, впрочем, отгадайте о чем пойдет сегодня речь?

Отгадать вам поможет игра “Да – нет”

(Дети задают вопросы, воспитатель отвечает только “Да” или “Нет”)

– Это большое?
– Да.
– Это живое?
– Да. и т.д.

Загадала “корову”. Показ картины “Коровы на лугу”

– А что вы можете рассказать мне о коровах? (Ответы детей)

– А я хочу рассказать вам, что давным-давно человек приручил дикого быка, по другому он называется  тур (показ картины). Человек получил и мясо, и шкуры, и самое главное он получил ценный продукт питания

– МОЛОКО –

Именно тур был предком наших домашних коров.

– Зачем корове молоко? (Чтобы выкармливать детеныша)

– Многие животные выкармливают своих детенышей молоком. Их так и называют – млекопитающие, т.е. питающиеся молоком.

– От чего зависит, сколько корова даст молока? (От питания, от породы, от условий содержания)

– Как вы думаете, а чем корова срывает траву?

– Если внимательно понаблюдать, можно заметить, что траву она срывает языком, как мы – рукой. Берет пучок травы языком, подрезает его снизу зубами и отправляет в рот. Трава попадает в желудок коровы, но у коровы не один желудок, а два. Когда один заполняется травой, корова отрыгивает ее и начинает жевать, как будто жует жвачку. И только потом пережеванная трава попадает в другой желудок. Организм перерабатывает траву и вырабатывает вкусное питательное молоко.

Чем же оно питательно?

Мы знаем, что все, что нас окружает, состоит из маленьких человечков: твердых, которые крепко держатся за руки, жидких, которые принимают форму того, во что налиты, и не держатся за руки, и воздушных или газообразных, которые всегда куда-то бегут, всегда в движении.

А какие человечки в молоке? (Жидкие)

В молоке не просто жидкие человечки, я даже знаю как их зовут:

  • жиры – они нужны, чтобы мы были энергичными;

  • белок – для укрепления мышц (силы);

  • лактоза – молочный сахар – чтобы мы были умными;

  • минералы – для укрепления костей и производства свежей крови.

А давайте нарисуем схему молока. Возьмите свои листочки, на них изображена кружка. Пока она пустая, но сейчас вы нарисуете человечков молока. Рисуйте схематично; не забудьте, что жидкие человечки не держатся за руки и заполняют всю кружку. Вот видите, сколько пользы от каждой выпитой кружки молока? Дети, которые не любят молоко, чаще болеют, они слабее других детей.

А вообще, ребята, хорошо или плохо, что коровы дают молоко?

Игра “хорошо – плохо"

ХОРОШО

ПЛОХО

детенышей кормят

  пенка на молоке

люди пьют

  заставляют пить

молоко полезное

  детенышам не хватит

можно делать сыр

  нельзя у коров забирать молоко

масло

 

йогурт

 

кефир

 

суп молочный варить

 

Все-таки хорошего вы назвали больше, значит это хорошо.

Вы сказали, что из молока делают другие продукты. У меня на столе очень много продуктов, я думаю, что все они из молока (показываю набор продуктов).

Игра “Выбери продукт”

(Дети подходят и берут только один “продукт”, который изготавливают из молока)

Проверяем, что остается (шоколад, конфета, чупа-чупс, пепси-кола, сосиски и т.д.)

Какие продукты полезнее? (Те, что взяли дети)

Составление логической цепочки “Откуда пришло молоко”.

Тур – корова – луг – доярка – завод – магазин – холодильник – коробка – стакан.

Представьте себе, что мы попали в страну, где все молочное и встречает нас там ….

– Кто может нас там встретить? (Дети называют, подвожу к тому, что жители этой страны – веселые молочники).

И все у них хорошо, но они не знают, как бы назвать свою страну.

Давайте им поможем – придумаем название страны, где все из молочных продуктов.

Посмотрите на продукты и предлагайте, самое интересное название мы и выберем:

(дети предлагают)

– кефирия

– сметания

– творожия

– коровия

– масляндия

Выбираем название.

Когда мы говорим о молоке – мы имеем в виду коровье молоко, но на нашей планете, в некоторых странах пьют молоко …..

– Как вы думаете, чье еще молоко употребляется людьми?

– Козье (дети отвечают).

– А вот в Индии пьют молоко буйвола, а на севере  пьют молоко северных оленей. В пустынях – верблюжье, в Испании – овечье, в Якутии – кобылье. Еще из молока кобыл делают вкусный напиток – кумыс.

– А может ли дерево давать молоко?

– В тропических лесах Южной Америки растет дерево, которое местные жители называют “Дерево-корова”. Молоко этого дерева не только внешне, но и вкусом напоминает коровье. Его собирают из надреза на стволе и используют в пищу, например добавляют в кофе. Но этот напиток не может заменить коровье молоко, дарующее жизнь и здоровье.

А какие блюда можно приготовить из молочных продуктов? (Запеканку творожную, молочный суп, кашу, коктейли и др.)

Сегодня я хочу угостить вас вкусным и полезным напитком – молочным коктейлем.

Дети угощаются коктейлем.

Оборудование к занятию переносится в “Центр экспериментирования”, и дети продолжают использовать его и в свободной деятельности.

Праздник урожая в кафе “Осенняя сказка”

для детей подготовительной к школе группы

Оформление: Зал оформлен в виде кафе. На центральном столе осенний пейзаж. Расставлены столы, которые сервированы блюдами из овощей и фруктов, салаты, винегреты, соки, компоты, кисели и т.д.

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит русская народная музыка. Гостей встречает хозяйка кафе.

Хозяйка. Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в кафе “Осенняя сказка”. Сегодня у нас праздник урожая. Шутки, игры, пляски встретят вас в нашем уютном кафе.

Ведущая. Здравствуй, дорогая хозяйка! Мы очень рады приглашению, а ещё мы рады тому, что хорошо потрудились на своих огородах и собрали богатый урожай!

Хозяйка. Молодцы! Но прежде чем отведать кушанье, приготовленное из овощей и фруктов, отгадайте загадки.

  1. Назовите усатые овощи (огурец, горох).
  2. У каких овощей красный нос (редис, свёкла).
  3. Какую петрушку не кладут в щи (игрушку).
  4. У какого овоща есть глазки (картофель).
  5. Какой овощ мешал спать принцессе (горох).
  6. Рос сперва на воле в поле,
    Летом цвёл и колосился,
    А когда омолодился,
    Он в зерно вдруг превратился.
    Из зерна в муку и тесто,
    В магазине занял место (хлеб).

Хозяйка. Да, дети, без хлеба не бывает праздников, хлеб всему голова. Дети читают пословицы о хлебе, выученные заранее, например: "Худ обед, когда хлеба нет".

Хозяйка. Отведайте нашего хлебушка!

Хозяйка обходит всех с караваем. Гости по русскому обычаю отламывают кусочек, макают в солонку и едят.

Ведущая. А где хлеб, там всегда радость и веселье.

Шуточная песня “Игра в гостей” муз. Д. Кабалевского.