Презентация к занятию "Гармония контрастов" и методического пособия "Краски, сказки, маски"


Художественное и словесное творчество – этой важной теме посвящена моя работа Краски, сказки, маски”. Актуальна ли сейчас эта тема?

Мы живем в неспокойное время, в мире, где в одночасье рушатся прежние устои, различные идеологии, не выдержав проверку временем, рассыпаются в прах. . Сегодня стало еще труднее понять, что настоящее искусство это не то, что развлекает и ублажает, а то, что способно изменить отношение человека, по всему в мире и нужен идеал не временный, а вечный, духовный. Искусство и собственный опыт художественного творчества учит нас ценить не только другого человека, и любое явление в мире просто за то, что оно неповторимо, а не за то, чтобы извлечь из него кукую- то, выгоду для себя. Не просто в наше время поклонения богатству, когда все чаще дети в день рождения своему другу желают много денег и золота, развивать у них бескорыстие, желание поделиться с ближним самым дорогим, что у тебя есть.

Усилия людей, занижающихся духовно-эстетическим развитием ребенка, идут против преобладающего течения в общественном сознании и поэтому они тем более необходимы. Поэтому целью моей работы с детьми является – помочь ребенку, входящему в жизнь, увидеть красоту, многоцветность, яркость этого мира, поселить в душе его радость и доброту. Это необходимо сделать как можно раньше, потому, что все упущенное в духовной жизни ребенка и, особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелости возрасте. Если любовь к природе, искусству не приходит к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят, потом или носят поверхностный характер. Именно искусство играет огромную роль в формировании духовной личности способной понимать другого человека, быть в родстве с природой, с культурой и историей своего народа и человечества, чувствовать себя частичкой единого мира и в то же время проявлять творчески себя в нем. Все то, что может принести художественное развитие – Всегда будет необходимо для полноценного человеческого существования, не зависимо от того, станет ли ребенок художником или изберет другую профессию.

Целью моего практического пособияКраски, сказки, маски” является развитие изобразительного и словесного творчества ребенка, приобщение к искусству и формирования на его основе духовной гармонически развитой личности. Тема пособия – цвет. Почему именно эта тема выбрана мною?

Во-первых, работая с детьми на протяжении многих лет, наблюдая за их рисунками, пришла к выводу: что дети чаще используют готовую палитру цветов, редко пользуются дополнительными оттенками. Поэтому работы детей однообразны, лишены индивидуальности, невыразительны. Не владея основами цветоведения, детям сложно изобразить окружающий мир во всем его многообразии, тем более выразить свои чувства.

Во-вторых, рассматривая и описывая репродукции картин, дети сталкиваются еще с одной трудностью – им сложно понять, какое настроение старался выразить художник, используя для своей картины ту или иную цветовую гамму, какие чувства в мыслях хотел донести до нас колоритом своей картины.

В-третьих, в работе с цветом можно применять деятельностный метод, который предполагает развитие творческих способностей детей, используя их самостоятельную поисковую деятельность. В силу этого учебный материал строится не в виде готовых занятий, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, “открытию”. Поисковая деятельность – это своеобразная модель жизненной ситуации. Проблемность обучения способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка. Именно здесь зарождается способность адаптироваться к новым условиям, умению воспринимать жизненные изменения как сигнал для активности, а не как причину для тревоги. Такие занятия проходят всегда очень живо, непредсказуемо и с большой отдачей, а знания, полученные самостоятельно остаются в памяти надолго.

“Краски”

С чего я начала работу по развитию у детей цветового восприятия? Прежде всего, с развития внимания и наблюдательности. Часто бывает так, что мы слушаем и не слышим, смотрим и не видим. Например, детям, для того чтобы нарисовать знакомый пейзаж, необязательно даже смотреть в окно. Стереотипы известны: небо – голубое, солнце – желтое, трава – зеленая и т.д. Очень важно показать детям, как внимательный взгляд живописца как бы снимает пелену привычности, и благодаря его особому видению и исполнению мы видим не знакомый предмет и сюжет, а произведение искусства. Материал для развития наблюдательности неисчерпаем и всегда под рукой. Осенью на прогулке можно предложить детям следующие задания: сравнить несколько опавших листьев и найти среди них два одинаковых; найти на листе все оттенки желтого цвета, сравнить рисунок прожилок и т.д. Не упускаю случая обращать внимание ребенка на многоцветность реального мира. А вот когда ребенок попытается изобразить то, что он видит и помнит, тогда обязательно обратиться к цвету и столкнется с необходимостью пользоваться палитрой, не брать готовые цвета, а самостоятельно получать путем смешения красок нужные оттенки.

Работа с цветом увлекательное занятие! Даже у больших художников оставалось неизгладимое впечатление от яркости красок, волшебных превращений цвета. Это яркое переживание лежит у истоков любви к живописи. В качестве игровых упражнений на палитре можно предложить “цветовуюугадайку” - взять несколько красок, смешать их, пусть дети угадают, какие краски взяли и получат такой же оттенок. Или предложить детям получить как можно больше оттенков зеленого цвета, при этом не давать зеленого цвета, а предложить желтую, синюю, белую, черную.

Различные игры, игровые упражнения представлены в пособии “Краски, сказки, маски”. Так на занятии “гармония черного и белого” дети знакомятся с влиянием на цвет белой и черной краски. С помощью игры “Что сначала, что потом дети учатся определять насыщенность того или иного цвета. На занятиях “Путешествие в холодную и теплую страну” дети знакомятся с приемом “растяжка” - это плавный переход от темного тона к светлому. На занятии “Волшебные превращения”, используя три основных цвета (красный, желтый, синий) дети должны самостоятельно получить цвета для окраски осенних листьев от зеленого до бордового.

В старшей группе дети знакомятся с понятием “Цветовой круг”, где с помощью оттенков происходит переход из одного цвета в другой. Задача для ребенка – найти эти переходные оттенки.

На занятии “Цвет в природе” дети составляют палитру зеленого цвета для того, чтобы получить его холодные и теплые оттенки. С помощью игры “Прятки” ребята знакомятся с понятием “Мимикрия” и приходят к выводу, какое огромное значение имеет цвет в природе, когда он в полном смысле слова спасает жизнь животного.

И, наконец, увлекательная тема – сочетание цветов. На занятии “Юные модельеры” дети с помощью цветового круга знакомятся с гармоничными сочетаниями цветов и в соответствии с ними красиво и стильно одевают своих кукол.

Итак, используя эти игры, ребенок учится обращаться с цветом, как с элементом художественного языка и с его помощью может выразить свои наблюдения, переживания чувства. Таким же средством выразительности является и слово.

“Сказки”

Слова родного языка знакомы ребенку лучше, чем краски, но за привычностью слова стираются его выразительные стороны, притом, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и творческое воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Существует множество игр, которые позволяют развивать интерес к звучащему слову, воспитывать чуткость к родному языку. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов к заданному слову. Некоторые из таких игр я использовала в своем пособии. 1) Простейшее упражнение для развития мышления и речи “Назови все, что бывает зеленым” (или нарисуй) Занятие “Цвет в природе”.

. На занятии “Гармония контрастов” наряду с контрастами красок присутствуют анонимы – слова с противоположными значениями, которые придают выразительность образу.

5) Ни одно занятие не обходится без использования стихов. Это и “цветные” стихи, и считалки, шуточные стихи, зарифмованные физкультминутки, шутки для кукольного театра. С их помощью создается определенный эмоциональный настрой и развивается интерес к поэзии.

6) Наряду со стихами широко используются сказки. На занятии “Разные краски в волшебной сказке” мы знакомимся со структурой сказки; исследуя бесконечный “Цветовой круг” встречаемся с бесконечной докучной сказкой; в “Гостях у сказки” обнаруживаем знакомых персонажей и, наконец, сами сочиняем сказки с помощью красок и масок. Детям предлагается создать рисунок после прочтения литературного произведения, где они стремятся передать образ, возникший в их воображении.

Итак, постепенно слово и цвет перестают быть для детей просто предметом описания внешнего мира, а становятся средством внутреннего выражения их замысла. У детей развивается воображение, и в этом случае необходимо создать психологические условия для зарождения фантазии.

“Маски”

Процесс творчества невозможен без создания определенного эмоционального состояния, для этого надо ввести детей в игровую ситуацию. Волшебный мир театра, перевоплощения помогает ребенку лучше понять своих сверстников, а также окружающий мир. “Все во мне и я во всем” - это цель нравственно – эстетического развития человека. Такие игры из пособия, как “Зеркало”, “Листочки”, Прогулка в зимнем лесу”, а также различные творческие задания, побуждающие изобразить ребенка не свой мир, а мир другого человека (или предмета), учат детей максимально сосредоточиться на другом, почувствовать общность, слитность с ним, кроме этого раздвигают узкие рамки своего “я”, преодолевают отчужденность от окружающей действительности.

“Через красивое к человечному” - такова педагогическая закономерность воспитания. На занятии “Гармония контрастов” важно показать детям, что все люди разные, но от этого они не становятся хуже. Но самое главное сказал Б.В. Заходер в своем стихотворении: “…Нужны все на свете, нужны все в подряд…А если нам кто-нибудь лишним покажется, то это конечно ошибкой окажется”. Такие психологические игры, как “Шляпа волшебника”, “Гномики”, “День помощника”, способствуют формированию гуманных отношений с окружающими людьми, развивают такое важное качество, как взаимопомощь.

Закончить хочется словами Сухомлинского: “Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека – он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность”.

Пособие составлено для детей старшей группы с учетом возраста и времени года. Планируется одно занятие в месяц.

Перспективный план

Проведения занятий в старшей группе

Время проведения Название занятий
1 сентябрь “Волшебные превращения”
2 октябрь “Гармония белого и черного”
3 ноябрь “Разные краски в волшебной сказке”
4 декабрь “Путешествие в холодную страну”
5 январь “Путешествие в теплую страну”
6 февраль “Гармония контрастов”
7 март “Цвет в природе”
8 апрель “Цветовой круг”
9 май “Юные модельеры”

Презентация

Приложение 1 (К презентации)

Приложение 2 (Волшебные превращения)