Практическое использование некоторых форм методической работы в ДОУ


Как старшего воспитателя меня волнует вопрос –  как сделать так, чтобы каждый воспитатель стал активным участником работы на педсоветах, семинарах? как избавиться от пассивности некоторых педагогов?
Мой практический опыт показал, что помогают решить эту проблему такие активные формы методической работы как, деловые игры, дискуссии, конкурсы профессионального мастерства, решение педагогических задач и кроссвордов.
Ценность подобных  форм работы заключается в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный, открытый обмен мнениями. Позволяют педагогам анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссий. А так же сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.
Далее приведу сценарии, планы некоторых форм методической работы, используемые в нашем детском саду.

Сценарий конкурса профессионального мастерства воспитателей в  форме  КВН

Цель: в нетрадиционной форме продемонстрировать знания в области педагогики; формировать способность быстро мыслить; совершенствовать  умение работать с коллегами, объединенными общей игрой; воспитывать интерес к педагогическому поиску.

Участники:  2 команды воспитателей. Жюри.

Материал: фломастеры; листы бумаги; 2 листа ватмана, разрезанные пополам; по 2 штуки – воздушные шарики, трубочки для коктейлей, магниты, скрепки,  мячики, ведерки, открытки.

Ход

Придумать название команды.  

Разминка (вопросы для обеих команд)

1 блок конкурса «Воспитатель-художник»

1.1.«Вопрос – ответ». Оценивается скорость ответов (время), правильность.
Зачитываются сначала вопросы для 1 команды, затем – для 2-й.

1 команда 2 команда
1. Изодеятельность дошкольника – это процесс или результат?
(И то и другое).
С какого возраста лучше начинать заниматься художественным творчеством? (с 2-3 лет, закрепляя врожденное).
2. В чем состоит элемент психотерапевтического эффекта рисования, лепки?
(Выплеснуть чувства наружу, выпустить на волю, на лист бумаги, пластилин, освободиться от них).
Нужен ли образец воспитателя? (Лучше нет, т.к. тормозит воображение).
3. Соединить стрелками авторов с принадлежащими им картинами:
«Рожь»                                  Левитан
«Золотая осень»                   Грабарь
«Февральская лазурь»         Шишкин
«Грачи прилетели»              Васнецов
«Март»                                  Саврасов
«Аленушка»                         Левитан
Правильный ответ:

«Рожь» – Шишкин
«Золотая осень» – Левитан
 «Февральская лазурь» – Грабарь  

Правильный ответ:

«Грачи прилетели» – Саврасов
«Март» – Левитан
«Алёнушка» – Васнецов

1.2. За 3 минуты изобразить и объяснить последовательность рисования животного (человека).

2 блок «Играя – обучаем, развиваем»

2.1. «Вопрос – ответ». Оцениваются: количество ответов, скорость.

1 команда 2 команда
1. Перечислите игры вашего детства.
2. Назовите основные составляющие игры (сюжет, роль, игровые действия, правила). 2. Перечислите 3  этапа формирования игры у дошкольников.
3. В каких народных играх используется палочка? (Городки, Палка-кидалка, Палочка-выручалочка…) 3. В каких народных играх используется мяч? (Лапта, Вышибалы, Блуждающий мяч…)
4. Перечислите способы выбора водящего (жребий, считалка). В чем педагогическая ценность народной игры (воспитание нравственных качеств – взаимопомощь, коллективизм и физических качеств – смелость, ловкость, выносливость).

2.2. За 3 минуты с помощью предметов (воздушный шарик, трубочка, магнит, скрепки, мячик, ведерко) сообщить в игровой форме интересный факт, полезную информацию.

3 блок  «Воспитатель – литературный эрудит»

3.1. Викторина. Оценивается – сколько дано верных ответов.

1 команда 2 команда
1. Назовите 3 самые известные сказки Пушкина 1. Назовите 3 самые известные сказки Г.Андерсена
2. Как звали трёх поросят из одноименной сказки? 2. Как звали мышат из у.н.с. «Колосок? (Круть, Верть)
3. Назовите авторов литературных произведений:
«Сказка о глупом мышонке»  (Маршак)
«Дядя Стёпа» (Михалков)
«Посидим в тишине» (Благинина)
3. Назовите авторов литературных произведений:
«Живая шляпа» (Носов)
«Что такое хорошо и что такое плохо» (Маяковкий)
«Тараканище» (Чуковский)
4. Из какого произведения этот отрывок: «Не бойтесь, гости дорогие! Это моя лягушонка в коробчонке едет»  («Царевна-лягушка») 4. Из какого произведения этот отрывок: «Я мышка-норушка, а ты кто?» («Теремок») 
5. Вспомните героев сказки и найдите лишнего героя: колобок, волк, белка, медведь, лиса 5. Вспомните героев сказки и найдите лишнего героя: Дюймовочка, жук, крот, стриж, мышь

3.2.  За 1 минуту нарисовать как можно больше предметов по признакам:

1 команда 2 команда
 – кислый – соленый
– кислая – соленая
– кислое – соленое

4 блок «Воспитатель – артист»

4.1. Изобразить мимикой и жестами сказочного героя (на подготовку 3 минуты):

1 команда 2 команда
Царевна  Несмеяна Царевна-лягушка
Соловей-разбойник Кощей  Бессмертный
Конёк-горбунок Кот в сапогах

4.2. Показать жестами сигналы (1 минута на подготовку):

1 команда 2 команда
Прекратить шуметь Мне нужна помощь
У меня есть свободное время Поспешите
Успокойтесь Приходите в гости

4.3. Сказать фразу «Иди ко мне» с разной интонацией. Оценивается количество  фраз.

5 блок «Воспитатель – прояви находчивость»

5.1. Решите конфликтную ситуацию. Оценивается – скорость.

  • В группе готовятся к празднику. Распределены все роли. Машу назначили лисичкой. А утром Таня устроила истерику, заявив, что хочет быть лисичкой. Никакие уговоры родителей, муз. руководителя не помогают.  Как поступить воспитателю?
  • Дежурный поливал цветы и нечаянно пролил воду на пол. Младший воспитатель накричала на ребенка, обвиняя его в неумении. Ребенок заплакал и заявил с обидой, что никогда не будет поливать цветы. Как поступить воспитателю?

5.2. Дети часто придумывают новые слова.  Придумать за 1 минуту несколько новых значений «детского» слова  – КОЛОТОК. Оценивается – количество слов.
5.3. Используя слова:  УМ,  КРАСОТА,  ДОБРОТА,  ЗДОРОВЬЕ,  ВДОХНОВЕНИЕ подписать открытку коллегам другой команды. Оценивается – скорость.
Жюри подводит итоги конкурса.

Сценарий деловой игры «Педагогическое общение»

Цель: выявление позитивных средств общения. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.

Ход.

Ведущий: общение воспитателя с ребенком, с группой детей это наша повседневная работа.
Чтобы снять барьер общения на данном встрече, снять психологическое напряжение между участниками,  предлагаю задание – закончите фразу (по кругу передавая мяч): «Мне нравится общаться с детьми, потому что…..»
Ведущая: общение в педагогической деятельности – инструмент воздействия на ребенка с целью познания и развития  его личности. В педагогическом общении выделяются стили: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль общенияпедагог единолично определяет направление деятельности детей, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия – приказ, выговор, указание, инструкция. Преобладает начальственный тон.
Либеральный стильпопустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, устраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен.
Демократический стильопирается на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания детей, распределяет нагрузку с учетом склонностей и способностей. Поощряет активность, развивает инициативу. Основные формы общения – просьба, совет, информация.

Вопрос для обсуждения: в педагогической деятельности возможно ли применение в «чистом виде»  только одного стиля общения?

Практическое задание: определить характер своего взаимодействия с детьми, отвечая на вопросы теста (согласны с утверждением ставите +, не согласны –)

Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми (разработан  Г.Любиной)

  1. Я позволяю детям самостоятельно выбирать материал и место  для работы.
  2. Я позволяю детям принимать участие в переоборудовании, изменении интерьера группы.
  3. Я помогаю детям строить собственные планы и принимать решения.
  4. Я помогаю детям улучшить результаты их работы, если только они об этом попросят сами.
  5. Я даю детям возможность действительно принимать решения.
  6. Я показываю каждому ребенку, что он любим за то, каков он есть, а не только за его достоинства.
  7. Я устанавливаю разумные поведенческие правила и стараюсь, чтобы дети следовали им, понимая их необходимость.
  8. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей (или лучше других детей).
  9. Я поддерживаю в ребенке чувство собственного достоинства.
  10. Я сравниваю ребенка только с ним самим в разные периоды его развития.
  11. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с детьми.
  12. Я никогда не дразню детей, не корю их за допущенные ошибки, промахи.
  13. Я внимательно отношусь к индивидуальным особенностям каждого ребенка и не стараюсь подвести его под стандарт.
  14. Я учу детей свободно общаться со взрослыми.
  15. Я не считаю послушание достоинством.

Ключ. Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, то вам присуще стимулирование самостоятельности, ответственности, позитивного самовосприятия детей.
Если вы согласны только с некоторыми утверждениями, то задумайтесь: не испытываете ли вы желания вернуться к командно-административной системе воспитания? Может она для вас удобнее, привычнее, а для детей?

Еще одно практическое задание, оно натолкнет вас на размышление о том, как выбранный вами стиль взаимоотношений с детьми, может повлиять на развитие положительных или отрицательных качеств личности ребенка.

С правой стороны листа написаны утверждения, которые вам нужно закончить, выбрав правильное слово с левой стороны листа (соединить линией):

  1. Если ребенка критикуют, он учиться ...                                                        терпению
  2. Если к ребенку относятся враждебно, он учиться…                  уверенности  в себе
  3. Если ребенка высмеивают, он учиться…                   чувствовать себя виноватым
  4. Если ребенка стыдят, он учиться…                                                       благодарности
  5. Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учиться..                         драться
  6. Если ребенка поощрять, он учиться…                                                              доверять
  7. Если ребенка хвалят, он учиться..                                                                     обвинять
  8. Если к ребенку относятся честно, он учится…                              быть застенчивым
  9. Если ребенок растет в безопасности, он учиться…                                   любить себя
  10. Если к ребенку относятся с одобрением, он учиться…                      справедливости

Правильные ответы:

1. Обвинять
2. Драться
3. Быть застенчивым
4. Чувствовать себя виноватым
5. Терпению
6. Уверенности в себе
7. Благодарности
8. Справедливости
9. Доверять
10. Любить себя

Ведущий: В дошкольном детстве взрослый для ребенка – самый главный человек. Ребенок безоглядно доверяет взрослому, наделяет его мыслимыми достоинствами: умом, добротой, красотой. В глазах ребенка именно ОН определяет, когда вместе со всеми детьми можно поиграть, пойти на прогулку, побегать, а когда нужно спокойно посидеть и послушать. Взрослый выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов. Он – Главный взрослый – все знает и может помочь, поддержать, похвалить; а может и не заметить, отругать, оттолкнуть.
– Как вы понимаете слова «видеть мир глазами ребенка»? (Опрос по кругу).

Практическое задание «Встань на позицию ребенка».

– Охарактеризуйте чувства ребенка.
– Как ему можно помочь в данной ситуации?

  • Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»
  • Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой. Чашка разбилась!»
  • Машу укладывают спать. Та просит посидеть с ней.
  • К вам подбегает малыш: «Он отнял у меня мою машинку!»

Ведущий: вся наша педагогическая деятельность, наша работа, профессия направлена на развитие личности ребенка, таких его качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, любознательность, а воспитать, развить эти качества можно только, если педагог знает особенности психического  развития ребенка, его склонности, способности, темперамент и если педагог  правильно строить общение с ребенком, основанное на доверии, уважении, понимании.

Практическое задание: разработать правила общения с ребенком, основанные на гуманном отношении к нему (дается 5 минут, каждый зачитывает свои правила).

Примерные правила:

  • Уважать права ребенка на свободу выбора (действий, настроения..)
  • Поддерживать чувство собственного достоинства
  • Проявлять терпимость, стремление понять, помочь
  • Учитывать индивидуальные особенности
  • Смотреть на проблемы ребенка его глазами, с его позиции
  • Признавать права ребенка быль личностью не похожей на других
  • Управлять своими состояниями, чувствами (вытеснять отрицательные мысли, настраиваться на положительное восприятие собеседника.

План проведения дискуссии с участием учителей школы и воспитателей детского сада на тему «Преемственность детского сада и школы: проблемы и решения»

Ведущий: проблема преемственности многопланова и разнолика. Многоликость взглядов и сложность проблем требует от нас педагогов – практиков правильного самостоятельного подхода к ее решению в условиях детского сада, где необходимо помнить главную заповедь педагога «Не навреди!»
Противоречий в проблеме преемственности более чем достаточно. Вот только некоторые из них, с которыми нашему коллективу пришлось столкнуться, и мы выдвигаем эти проблемы для совместного обсуждения:

  • Какие функции необходимо развивать у дошкольника для успешного овладения учебной деятельностью?
  • Нет единых требований в понимании готовности детей к школьному обучению между воспитателями и учителями начальных классов. Какими диагностическими методиками пользоваться, чтобы определить уровень готовности ребенка к школе, устраивающими обе стороны?
  • Резкий контраст в стиле общения с ребенком воспитателя и учителя ведет к потере интереса к школе и учению, появлению тревожности, что отрицательно сказывается на психике ребенка. Как оградить детей от стресса при переходе на новую ступень развития? Что нужно менять в стиле общения воспитателям и учителям?

По результатам обсуждения вырабатываются решения и рекомендации для внедрения  их в практику работы.

План деловой игры в виде игрового моделирования на тему «Размышления о нравственности»

Цель: обосновать необходимость формирования у дошкольников нравственных норм поведения и качеств.

1 часть. Мини-дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

– Что вы вкладываете в понятие «хороший ребенок»?
– Какие нравственные качества и поступки воспитанников вас настораживают?
– Как вы их изживаете?

2 часть. Практические задания для двух команд:

– составьте портрет идеально воспитанного ребенка младшего и старшего дошкольного возраста;
– разработайте следующие правила поведения дошкольников: культура общения и общие правила нравственности.