Практический материал по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста через обучение "языку выразительных движений"»


Чуткость, восприимчивость к красоте
в детские годы несравненно глубже,
чем в поздние периоды развития личности.
Потребность в красивом утверждает
моральную красоту, рождая
непримиримость ко всему пошлому,
уродливому.

В. А. Сухомлинский.

Цель:

Развитие образно-пластического творчества.

Задачи:

1. Развитие жестового общения, образного перевоплощения;

2. Освоение образно-пространственной ориентировки;

3. Формирование умений двигаться “всем телом”;

4. Освоение действий с предметами.

В системе развития художественно – творческих способностей детей раннего возраста через обучение "языку выразительных движений" особый интерес представляет блок “Выразительные движения”, направленный на развитие коммуникативных качеств и простейших способов невербального общения.

Одной из основных задач блока является развитие пластического творчества, побуждающее к выразительному исполнению игрового образа, что является подготовительным этапом к развитию художественно-творческих способностей.

Предлагаем игровые песенки и упражнения подражательного характера, направленные на развитие ритма, координации, внимания и эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста.

АВТОБУС.

Вот мы в автобусе сидим,
Мы сидим, мы сидим,
И из автобуса глядим,
Все глядим.
Глядим назад, глядим вперед
Вот так вот, Вот так вот.
Ну что ж автобус не везет,
Не везет?
Колеса закружились
Вот так вот, Вот так вот,
Вперед мы покатились
Вот так вот.
А щетки по стеклу шуршат
Вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик.
Все капельки смести хотят
Вжик, вжик, вжик.
И мы не просто так сидим
Би-би-би, би-би-би.
Мы громко, громко все гудим
Би-би-би.
И пусть автобус нас трясет
Вот так вот, Вот так вот.
Мы едим, едим все вперед
Вот так вот.
Мы громко, громко все гудим
Би-би-би!
- дети сидят на стульчиках или на
полу, шлепают в такт по коленям
-смотрят из-под ладони-козырька
то в одну, то в другую сторону.
- поворачивают голову или корпус
то в одну, то в другую сторону.
- пожимают плечами.

- совершают круговые движения
руками сбоку от туловища.

- качают согнутыми в локтях
руками перед лицом.

 

- “крутят руль” и бибикают.

 

 

- подпрыгивают на месте.

- “крутят руль”.

ОХОТНИК И ЗАЙЧИК.

Шел охотничек лесочком,
Вот идет, идет, глядит.
А под кустиком-кусточком,
А под кустиком-кусточком,
А под кустиком-кусточком
Заинька сидит.
Ну-ка, зайка, вылезай-ка,
Так охотничек сказал.
Не хочу, ответил зайка,
Не хочу, ответил зайка,
Не хочу, ответил зайка,
Прыг и ускакал.
- идут друг за другом по залу.

- приседают, делают ушки (как
зайчик), качают головой.

-грозят пальчиком.

- крутят головой.

 

- прыгают на месте.

ЧЕРВЯЧКИ.

Хоть у нас есть две руки,
Две руки, две руки.
Мы совсем как червячки,
Совсем как червячки.
И у нас уже готов
Уж готов, уж готов.
Новый танец червячков,
Танец червячков.
Будем хвостиком вилять
Все вилять и вилять,
Извиваться, приседать,
Немножко приседать.
Ручки можем раскачать,
Раскачать, раскачать.
Ножкой можем помахать,
Можем помахать.
Пальчиками поболтать,
Поболтать, поболтать.
Каблучками постучать
Немножко постучать.
Носиками помотать,
Помотать, помотать.
Головами покивать,
Немножко покивать.
Хоть у нас есть две руки,
Две руки, две руки.
Мы совсем как червячки,
Совсем как червячки.
Можем снова показать,
Показать, показать,
Как умеем танцевать
Умеем танцевать.
- крутят вытянутыми руками
перед собой

- руки поднимают над головой,

шевелят бедрами, делают
пружинку, извиваются.

- руки отводят назад (делают
хвостик), шевелят “хвостиком”.

Далее по тексту.

СМЕШИНКА

Цель: развитие чувства юмора и эмоциональной выразительности.

На еловой веточке расшалились белочки.
И смеются: - Мишки собирают шишки!
Вместо ягод – Ха! Ха! Ха! – собирают шишки!
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха! Ха! Вот смешные Мишки!

ЗАЙКА.

Цель: формировать навыки подпевания; развитие положительного эмоционального отношения к сюжетной игрушке.

У меня есть зайка, маленький такой,
Маленький такой, беленький смешной.
Маленького зайку очень я люблю,
Очень я люблю, травкой накормлю!

Эту песенку можно петь и про мишку, заменив “беленький” на “толстенький”, а “травкой” - на “медом”. Дети ласково обращаются с игрушкой (прижимают ее к себе, нежно поглаживая).

ЧАСЫ.

Цель: развитие чувства ритма и координации движений; отработка имитационных движений.

Часы, часы – ходики,
Почему не ходите?
Ой, упали – хлоп!

Описание игры: дети и педагог стоят в углу на небольшом расстоянии друг от друга: руки на бедрах, ноги слегка расставлены. Напевая песенку, все слегка раскачиваются из стороны в сторону. На “Хлоп!” приседают, хлопнув один раз в ладоши. Педагог предлагает детям починить часы. Все делают вид, что поднимают упавшие на пол часы, “чинят” их. Прикладывают к уху, прислушиваются. Педагог: “Идут!” Все поют песенку, приложив ладошку к уху и слегка покачиваясь.

ПЕСЕНКА О ЗВЕРЯТАХ.

Цель: закрепление представлений о “голосах” животных, формирование навыка звукоподражания.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие животных (по тексту).

Игра проводится тогда, когда дети уже знакомы с голосами животных, о которых поется в песенке.

Пастушок проснулся поутру,
Заиграл на дудке: ту-ру-ру!
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать!
На лугу коровка: “Му-му-му!”
Розовые свинки: “Хрю-хрю-хрю!”
А козел рогатый: “Мэ-мэ-мэ!”
А баран бодатый: “Бэ-бэ-бэ!”
Замяукал котик: “Мяу-мяу-мяу!”
А собака лает: “Гав-гав-гав!”
Из леса кукушка: “Ку-ку, ку-ку!”
Петушок веселый спел: “Ку-ка-ре-ку!”
А в саду зеленом детвора
Распевает песни: “Та-ра-ра!”

К звукоподражанию можно добавить движения, характеризующие животных.

Мышка, мышка, что не спишь?

Цель: развитие мимики и пантомимы.

Педагог:

Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?

Ребенок:

Я боюсь уснуть, сестрица,
Кто усатый мне приснится!

Выразительные движения: ребенок изображает испуг, сжимается в комочек, дрожит.

Три веселых братца.

Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики.

Три веселых братца гуляли по двору, (дети двигаются в разных направлениях).
Три веселых братца затеяли игру: (останавливаются).
Делали головками ник-ник-ник, (качают головой вправо, влево).
Пальчиками ловкими - чик-чик-чик. (стучать пальчиком о пальчик).
Делали ладошками – хлоп-хлоп-хлоп. (хлопают)
Топотали ножками – топ-топ-топ. (топают)

Шел король Боровик.

Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики.

Шел король Боровик, через лес напрямик.
Он грозил кулаком, он стучал каблуком.
Был король не в духе, его покусали мухи.
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з.

Движения выполняются в соответствии с текстом.

Кошка.

Цель: развитие интонационной выразительности, обыгрывание стихотворения.

- кошка, как тебя зовут?

- мяу! (протяжно)

- стережешь ты мышка тут?

- мяу! (отрывисто)

- кошка, хочешь молочка?

- мяу! (протяжно)

- а в товарищи щенка?

- фррр. . . (резко)

Примерный перечень развлечений и праздников.

Праздники: “Осенины”, “Листопад”, “Деде Мороз и зайчики”,

“Солнышко-ведрышко”, “Минкин день рождения”.

Развлечения тематические: “Мои любимые игрушки”, “Зайчата в лесу”, “Игры-забавы”, “Зимняя сказка”, “Музыкальные игрушки”, спортивные: “Мы смелые и умелые”.

Игры с пением: “Игра с мишкой”, муз. Г. Финаровского; “Кошка” муз. Ан. Александрова; “Кто у нас хороший” р. н. песня.

Театрализованные представления: кукольный театр “Козлик Бубенчик и его друзья” Т. Караманенко, инсценирование р. н. сказки “Веселые зайчата” Л. Феоктистова, “Ладушки в гостях у бабушки”, “На бабушкином дворе” Л. Исаева.

Инсценирование песен: “Кошка и котенок” муз. М. Красева, “Неваляшки” муз. З. Левиной, “Посредине двора ледяная гора” Е. Соковниной, “Веселый поезд” муз. Э. Компанейца.

Забавы: “Из-за леса, из-за гор” Т. Казакова, “Лягушка” Ю. Слонова, “Котик и козлик” Ц. Кюи.

Рассказы с музыкальными иллюстрациями: “Птички” муз. Г. Фрида, “Праздничная прогулка” Ан. Александрова.