Практикум для педагогов "Агрессивный ребёнок: кто он и как ему помочь?"


Цель: дать педагогам рекомендации по работе с агрессивными детьми.

Задачи.

1. Познакомить с понятиемагрессия” и основной классификацией видов агрессии, направлениями работы с агрессивными детьми.

2. Рассказать об особенностях работы с агрессивными детьми и подобрать комплекс коррекционно-развивающих игр, которые можно использовать с данной категорией детей.

3. Выявить уровень агрессивности педагогов с помощью анкетирования.

4. Обучить воспитателей приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях и приемлемым способам выражения гнева.

5. Тренировать навык распознавания эмоциональных состояний.

6. Формировать способность педагогов к взаимопониманию, сплачивать коллектив.

Материалы.

Наборы для рисования, заранее подготовленные пиктограммы, плакат и фотографии с изображением различных эмоциональных состояний; карандаши и бумага для проведения теста; свеча; музыкальны центр и аудиозаписи веселой, спокойной музыки и шума волн.

Ход

Педагоги входят в музыкальный зал под динамичную музыку.

Дорогие коллеги, давайте представим, что мы — жители одного очень маленького и дружного городка. У жителей этого городка есть традиция: они каждый день в полдень приходят на площадь в центре города, здороваются друг с другом, прогуливаются, обмениваясь новостями. Но здороваются они необычно, без помощи слов. Как только я хлопну в бубен один раз, вы должны поздороваться за руки, два раза — потереться лбами, три — обняться с тем, кто встретился на вашем пути. это время звучит веселая музыка.)

Молодцы, присаживайтесь. (Педагоги рассаживаются за столы, где уже подготовлены все материалы, которые понадобятся на протяжении тренинга)

Мы сегодня собрались, чтобы вместе решить, как справиться с такой проблемой, как детская агрессивность.

Для начала узнаем, что это такое “агрессивность”?

Это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб.

Выделяют несколько видов агрессии. Наиболее распространенная классификация представлена перед вами (Приложение 1).

Окружающих мы можем оценить без труда, но нам редко удается взглянуть на себя со стороны. Кто знает, может мы сами ведем себя агрессивно по отношению к окружающим? Так ли это, поможет узнать небольшой тест. С его помощью вы узнаете, достаточно ли вы корректны с коллегами, членами семьи, друзьями и каково им общаться с вами.

На каждый из двадцати вопросов даны три варианта ответов. Если не один вам не подходит, переходите к следующему вопросу. (Психолог зачитывает вопросы, воспитатели выбирают подходящий вариант ответа, а затем сверяют с ключом. В соответствии с набранными баллами, зачитывается характеристика. Тест представлен в Приложении 2)

Как правило, для воспитателей не доставляет большого труда определить у кого из детей повышенный уровень агрессивности. Я предлагаю вам разбиться на пары и из списка особенностей детей с эмоциональными отклонениями, выбрать те, которые характерны для агрессивных детей.

Группа делится на подгруппы по два человека. Каждой подгруппе выдается карточка (Приложение 3). Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны агрессивному ребенку, после чего проводится общее обсуждение.

Как вы думаете, почему дети кусаются, дерутся, а иногда в ответ даже на доброжелательное обращение взрываются и бушуют?

Причин такого поведения, конечно, много. Но часто дети просто не знают, как поступить иначе. И если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, то они с удовольствием откликнуться на предложение, и наше общение с ими станет более эффективным и приятным. Поэтому работа с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной “копилкой гнева”. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто нужно научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической, выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру “Обзывалки”. Скажите детям следующее: “Ребята, передавал мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть названия овощей, фруктов... Помните, что это

— игра, и обижаться друг на друга мы не будем. В заключении обязательно нужно сказать своему соседу что-нибудь приятное”.

Или игра “Жужа”. “Жужжа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, стоят рожицы, дразнят. “Жужжа” терпит, но когда ей это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчикам, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый “Мешочек для криков” (в других случаях —“Стаканчик для криков”, “Волшебная труба и др.). Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика на время занятия. После занятия дети могут “забрать” свой крик обратно.

Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Воспитатель, видя, что дети “распетушились” и уже готовы вступить в “бой”, может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах соперницах. Это зависит от ситуации.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стенам и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить.

Игра “Два барана” так же направлена на снятие невербальной агрессии. Давайте в нее поиграем. (Воспитатели встают с места и разбиваются на пары.) Психолог: “Рано — рано два барана повстречались на мосту”. (Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу как модно дольше, не сдвигаясь с места. Играя с детьми в эту игру нужно следить за техникой безопасности, чтобы “бараны” не расшибли друг другу лбы.)

Можно также завести лист гнева, обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище. Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет и воспитателям. (Приложение 4)

Часто, многие взрослые не хотят, чтобы их дети играли с пистолетами, ружьями. Взрослым кажется, что игры с ними провоцируют детей на агрессивное поведение, способствуют появлению и проявлению жестокости. Но зачастую, мальчики, даже если у них отобрали такое оружие, все равно будут играть в войну, так как в их воображении живет образ мужчины — воина. И кто знает, может это и есть безобидный способ выплеснуть наружу свой гнев. Кроме того, всем известно, что именно запретный плод особенно сладок.

Существует множество способов снятия физического напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем- то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. Для этой целью дети часто используют маленькие игрушки из киндер-сюрпризов. Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается. Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, — настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными.

Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

З. Сначала топить, а затем наблюдать, как выпрыгивает из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Часто случается, что мы сами попадаем в стрессовые ситуации. Восстановить потерянное равновесие следующие действия.

  • Сосчитайте до 10.
  • Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно вдохните воздух через нос и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществите постепенно также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с Вашим дыханием.
  • При возможности смочите лоб, виски и запястья холодной водой.
  • Медленно осмотритесь по сторонам даже в том случае, если место, в котором Вы находитесь, хорошо Вам знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их вид.
  • Найдите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно рассмотрите его форму, цвет, структуру, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.
  • Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею, — пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по Вашему горлу.
  • Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются Ваши плечи.

В качестве первой помощи этого достаточно. В день, когда Вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Не повредит физическая активность и сосредоточение на приятном для Вас занятии. Может помочь и психотехника “Поплавок”.

Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающие все на своем пути мощные волны. Внезапно ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что Вы и есть этот поплавок, а бурное море — Ваша жизнь. На Вас накатываются волны житейских невзгод, но Вы — непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и Ваша удача выталкивают поплавок на поверхность. Наконец, море, не одолевшее Вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и Вы, поплавок, наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни и вышли победителем. Представьте себе будущие возможные ураганы в Вашей жизни. Из них Вы тоже выйдете победителем, непотопляемым поплавком.

(Техника “Поплавок” проигрывается с воспитателями под аудиозапись “Шум волн”.)

Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными детьми, которое условно можно назвать “работа с гневом”. Хотелось бы отметить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением работы с агрессивными детьми является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда такой ребенок признается, что он агрессивен. Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден, они с трудом могут называть лишь несколько эмоциональных состояний.

См. приложение 5.

С этой целью можно использовать психогимнастические этюды, разрезные шаблоны. В группе можно повесить большой плакат с изображением различных эмоциональных состояний, перед началом занятий можно попросить подойти к нему и указать свое эмоциональное состояние. (Приложение 6)

Еще один способ — это рисование. Сейчас я познакомлю вас с формой рисования, как рисование восковыми мелками или свечой. Сделав это упражнение, вы поймете насколько хорошо можете оценить то или иное эмоциональное состояние и отличить его от схожего. (Воспитателям предлагаются заранее нарисованные носком пиктограммы, обозначающие какую — либо эмоцию. Восковое изображение не видно, оно проявляется лишь при нанесении на лист бумаги слоя краски. Сделав задание, педагоги делятся своими предположениями по поводу того, что у них нарисовано. Если возникли затруднения, и воспитатели не смогли правильно определить эмоцию, психолог называет её, а педагоги, сравнивая с нарисованным, выбирают нужную. Задание выполняется под спокойную музыку. Пиктограммы представлены в приложении 7)

Так же эмоции и чувства можно выразить не только с помощью мимики, но и с помощью жестов, поз. Сейчас я вам покажу фотографии, а вы также постараетесь угадать, какое эмоциональное состояние на них изображено.

(Приложение 8)

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих. Поэтому очень важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. В группу приглашаются герои сказок, и на глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Детям предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали. Важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Для реализации этих целей, также можно поиграть в следующие игры:

“Доброе животное”: Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: “Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе. На вдох, делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох — два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит большое доброе животное, так же четко бьется его сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад”.

“Ласковые лапки”: Взрослый подбирает 6— 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” с ласковыми лапками. Нужно с закрытыми глазами угадать “зверька”, предмет, который прикасался к руке.

“Глаза в глаза”: Эту игру психолог предлагает поиграть воспитателям. “Возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать различные состояния: “Я грущу”, “Мне весело”... После этого обсуждаются результаты: какое состояние было легче передать, какое труднее и почему. Звучит спокойная музыка.

Также взрослому очень важно научиться оценивать поступки ребенка, а не его личность, а также в процессе диалога говорить о себе, о своих ощущениях, а не обвинять ребенка.

Наше встреча подошла к концу, а насколько она эффективна, мне поможет следующее упражнение. Каждый участник, по кругу, передавая мяч, должен ответить на вопросы: чем полезна для вас эта встреча? Какие конкретные приемы вы будете использовать? Заканчивается тренинг упражнением “Пожелания”. Участники стоят по кругу и, передавая друг другу зажженную свечу, заканчивают предложения: “Я желаю себе...”, “Я желаю тебе...”.