Авторская программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста "Рука в руке"


Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Задачи:

1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.

2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.

Развитие восприятия цвета, формы и величины, развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности, эмоционально-волевой сферы, координации движений и реализация двигательной активности, формирование коммуникативных навыков.

3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.

4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

Организация и содержание деятельности. Программа “Рука в руке” рассчитана на 3 года психологического сопровождения детей 4-6 лет, посещающих учреждения дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический.

Диагностический блок.

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).

I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи (Приложение 1). Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития (Приложение 2). После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей (Приложение 3).

II этапМониторинг динамики развития. Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

  1. Развитие психических процессов;
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы;
  3. Индивидуальные особенности.

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования (Приложение 4).

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

Развивающий блок.

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ А.А.Блудовой, В.Л.Шарохиной, А.А.Осиповой и Л.И.Малашинской.

С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Занятия на каждом году сопровождения имеют определённую направленность:

- для детей 4-летнего возраста занятия ориентированы на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;
- для 5-летнего возраста – на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;
- для 6-илетних детей – на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.

I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.

II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.

III этап – в апреле для 4-летних детей - повторный курс занятий на развитие двигательной сферы с элементами релаксации, для 5-летних детей продолжаются общеразвивающие занятия, а основой занятий с 6-летними детьми в данный период является самостоятельная игровая деятельность.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

Консультативный блок.

Данный блок составляют 2 направления:

  1. Работа с родителями.
  2. Работа со смежными педагогами-специалистами.

I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

- Групповые консультации определены учебным планом и проводятся еженедельно с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

- Открытые занятия для родителей проводятся ежегодно со всеми возрастными группами: декабрь с детьми 6-летнего возраста, февраль – 5-летнего возраста, апрель – 4-летнего.

II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).

- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и смежными педагогами. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Методический блок.

Оформление документации:

- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, педагогов.

Оформление кабинета:

- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Прогнозируемые результаты.

Диагностический и развивающий блок.

К 5 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей с незначительной помощью взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и название предметов обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), различает по величине до 7 предметов, Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

К 7 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели” и название предметов и явлений, обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Консультативный блок.

- Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.
- Информирование смежных специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.
- Организация развивающей детско-взрослой общности.

Методический блок.

- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

I. Учебная программа.

Учебно-тематический план

(на каждый год сопровождения, рассчитанный на одну учебную группу).


п.п.
Название блока Название разделов и тем

Кол-во занятий

1г.с. 2г.с. 3г.с.
1. Развивающий блок Занятия на развитие двигательной активности с элементами релаксации. 10 5 5
Общеразвивающие занятия 20 25 20
Самостоятельные игры - - 5
2. Диагностический блок Психолого-педагогическое обследование 12 12 12
3. Консультативный блок Групповые консультации родителей 8 8 8
ИТОГО: 50 50 50

Содержание разделов и тем.

1. Развивающий блок.

Занятия на развитие двигательной активности с элементами релаксации [2].

Разминка, растяжки, дыхательные упражнения, упражнения на профилактику мышечного напряжения, релаксация, глазодвигательная гимнастика, ползанье.

Музыкальные подвижные игры [5,6,7,8].

Общеразвивающие занятия [1,3,9,12,13].

Беседы. Упражнения на развитие психических процессов. Подвижные игры.

Музыкальные подвижные игры [5,6,7,8].

Самостоятельные игры.

Игры со строительным материалом, дидактические игры (кубики с картинками, пирамидки, стаканчики, настольно-печатные игры).

2. Диагностический блок (повторная диагностика).

Диагностика уровня развития психических процессов и индивидуальных особенностей (составление индивидуальной карты развития).

3. Консультационный блок.

Информирование о теме и содержания занятий с детьми, рекомендации игр и упражнений для закрепления и повторения материала, организации совместной деятельности родителей и ребёнка, ответы на вопросы родителей и педагогов-специалистов.

II. Учебно-методическое обеспечение.

Условия реализации программы.

а) Материально-технические условия.

  1. Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, фортепиано.
  2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
  3. Материалы для занятий: тетради в клетку 48 листов; цветные карандаши (12 цветов); ручки шариковые; бумага для ксерокса.

б) Организационные условия:

Возраст детей:

  • 1 год сопровождения – 4 года;
  • 2 год сопровождения – 5 лет;
  • 3 год сопровождения – 6 лет.

Наполняемость групп:

  • 1 год сопровождения – 12 человек;
  • 2 год сопровождения – 12 человек;
  • 3 год сопровождения – 10 человек.

Список литературы:

  1. Безрукова Н.М. Экспресс-подготовка к школе. М., - 2004.
  2. Блудова А.А. Логоритмика. М., - 2002.
  3. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 2004.
  4. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей М., 1998.
  5. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Сост. Н. А. Ветлугина. М.,1989.
  6. Музыка в детском саду. Старшая группа. Сост. Н. А. Ветлугина. М.,1989.
  7. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Сост. Е.П.Раевская и др. М., 1991.
  8. Музыкальные занятия с малышами. Сост. В.А.Петрова. М., 1993.
  9. Осипова А.А., Малашинская Л. И Диагностика и коррекция внимания детей 5-9 лет. М., - 2002.
  10. Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
  11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., - 1999.
  12. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. М., – 2002.
  13. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе. М., – 2002.