Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста


Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Природаудивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – стало целью моей педагогической работы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В нашем детском саду организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.

При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, – это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Это определило тему моего проекта: “Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста”.

Цель проекта: Формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.

Задачи проекта:

Оздоровительные задачи:

1.Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

Образовательные задачи:

1.Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.

Воспитательные задачи:

1.Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный – 2 младшая группа.
II этап – Организационный – средняя группа.
III этап – Преобразовательный – старшая группа.
IV этап – Рефлексивный – подготовительная группа.

Участники проекта:

Дети.
Педагоги.
Музыкальный руководитель.
Специалисты ДОУ.
Заведующая учреждением.
Заместитель заведующего по ВМР.
Родители.
Сотрудники детской библиотеки.

Принципы реализации проекта. В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствовались следующими принципами:

Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Перечень форм и методов реализации проекта:

Экологические, поисково-познавательные занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Экологические сказки.
Познавательное чтение.
“Уроки доброты”.
Конкурсы и викторины, КВН.
Природоохранные акции.
Продуктивная деятельность.
Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).
Ведение календаря природы.
Коллекционирование.
Экологические выставки и экспозиции.
День (неделя) экологического творчества “Волшебная экология души”.
Инсценировки и театрализации.
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Модель реализации проекта.

Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми. 1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. В течение учебного года
2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. 2 раза в год – октябрь, апрель.
3. Посещение детьми центра экологии и экспериментирования. В течение учебного года.
4. Цикл наблюдений за живой и неживой природой. В течение учебного года.
5. Проведение опытов и экспериментов в лаборатории “Опыты без взрывов”. В течение учебного года.
6. Чтение художественной и познавательной литературы 1–2 раза в неделю.
7. Продуктивная деятельность детей. В течение учебного года.
8. Инсценировки и театрализации на экологическую тематику. В течение учебного года.
9. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. В течение учебного года.
10. День (неделя) экологического творчества “Волшебная экология души”. В течение учебного года, июнь-август.
11. Проведение “Уроков доброты”. 2–3 раза в год.
12. Эколого-познавательные праздники и развлечения. В течение учебного года.
2. Сотрудничество с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
1. Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ). Май, июнь.
2. Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”. Сентябрь.
3. Участие в конкурсе “Осенняя сказка” (поделки из овощей). Сентябрь.
4. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе. В течение учебного года.
5. Изготовление атрибутов для экспериментирования В течение учебного года.
6. Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”. Январь.
7. Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки). В течение реализации проекта
8. Конкурс на лучшую поделку из бросового материала “Обыкновенное чудо” Март-апрель, август
9. Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу. Июнь-август.
10. Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике). В течение учебного года.
11. Участие в викторинах и конкурсах, экологических КВН. В течение учебного года.
12. Участие в фотовыставке, фоторепортажах (“Вот оно какое наше лето”, “Мой четвероногий друг” и т.д.). В течение учебного года.
13. Беседы из рубрики “Это интересно”. В течение учебного года.
14. Родительское собрание. 1 раз в год.
3.Сотрудничество с социальными “институтами детства”.

 

1. Планирование экологической работы на год. Сентябрь-октябрь
2. Проведение тематических, познавательных игр-занятий Старший возраст
3. Организация просмотра тематических видеофильмов, презентаций. Старший возраст
4. Методическое сопровождение. 1. Организация предметно-развивающей среды. В течение реализации проекта.
2. Картотека дидактических игр по экологии. В течение учебного года.
3. Картотека наблюдений в природе. В течение учебного года.
4. Картотека опытов и экспериментов В течение учебного года.
5. Цикл наблюдений за животными и растительным миром для детей дошкольного возраста. В течение учебного года.
6. Подборка художественной литературы по экологии. В течение учебного года.
7. Подборка литературы познавательного характера. В течение учебного года.
8. Конспекты эколого-познавательных занятий, бесед. Март-апрель.
9. Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера Май.
10. Консультационный материал для педагогов. В течение реализации проекта.
11. Консультационный материал для родителей. В течение реализации проекта

Ожидаемые результаты.

Для детей:
– Сформированность положительной мотивации на природу.
– Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
– Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
– Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
– Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:
– Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
– Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
– Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
– Личностный и профессиональный рост.
– Самореализация.

Для родителей:
– Повышение уровня экологического сознания.
– Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.