"Поиграем с зайкой": занятие по обучению детей-татар русскому языку в средней группе


Цели.

Лексика: активизация в речи названий овощей и фруктов.

Грамматика: закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблять имена существительные во множественном числе, образовывать относительные прилагательные.

Фонетика: развитие фонематического слуха.

Развитие памяти, мышления, связной речи. Воспитание активности, дружелюбия. Создание хорошего настроения.

Материал: наглядное пособие “Собираем урожай”, маска кабачка, муляжи овощей и фруктов, корзина, ведро, мультимедиа-проектор, слайды, игрушка – зайчик.

Ход занятия

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети, доброе утро!

Дети:

- Здравствуйте!

Воспитатель:

- Посмотрите в окошко: какая сегодня чудесная погода! Давайте поздороваемся с солнышком.

Дети:

- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!

Ребята садятся на свои места.

Воспитатель:

- Ой, ребята, тут кто-то есть. кто это?

Дети:

- Это зайчик.

Воспитатель:

- Он какой?

Дети:

- Он хороший, пушистый.

Воспитатель:

- Давайте расскажем зайчику веселое стихотворение.

Дети:

Жили-были зайчики
На лесной опушке
Жили-были зайчики
В беленькой избушке
Мыли свои ушки
Мыли свои лапочки
Наряжались зайчики
Надевали тапочки.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, у зайчика есть большой огород и красивый сад. Давайте посмотрим, что там растёт?

Дети:

- Там растёт капуста, морковь, баклажан, перец, горох, помидор, репка, редиска, лук, чеснок, яблоко, груша, слива, вишня, малина.

Воспитатель:

- А зайчик такой ласковый, он все овощи и фрукты называет ласково. Давайте и мы с вами назовём их ласково.

Проводится игра “Назови ласково”.

(На проекторе показываются слайды с изображением овощей и фруктов)

Помидор – помидорчик.

Огурец – огурчик.

Баклажан – баклажанчик.

Яблоко – яблочко.

Малина – малинка.

Смородина – смородинка.

Воспитатель:

- У зайчика много овощей и фруктов. А как мы говорим, когда их много?

Проводится игра “Один-много”.

Помидор – помидоры.

Морковка – морковки.

Огурец – огурцы.

Репка – репки.

Яблоко – яблоки.

Слива – сливы.

Воспитатель:

- А теперь, ребята, давайте расскажем: какие овощи и фрукты растут у зайчика?

Рассказы детей по схеме.

Это яблоко. яблоко - желтое, круглое, вкусное. яблоко растёт в саду.

Это помидор. Помидор красный, круглый, вкусный. Помидор растёт в огороде.

Это огурец. Огурец не круглый. Огурец овальный. Он растёт в огороде.

Воспитатель:

- А теперь зайчик приглашает вас отдохнуть в свой сад

Проводится физкультминутка.

Заходите дети в сад
Там крыжовник, виноград
А в лесу растут черника,
Земляника и брусника
Варит бабушка варенья
Будет внукам угощенье

- Давайте заглянем и в огород.

У капусты есть кочан
Луковка у лука
Словно капля баклажан
И горох для внука
Дед сказал: “У перца
Вовсе форма сердца!”

- Ребята, зайчик просит, чтобы вы помогли ему собрать урожай. Поможем? (Ответы детей). Овощи соберем в ведро, а фрукты в корзину.

Проводится игра “В ведро или в корзину”.

- Помидор кладем в ведро. Яблоко кладём в корзину.

Воспитатель:

- Вот мы и помогли зайчику. В ведре что? (Овощи). А в корзине? (Фрукты). Ребята, а что можно сделать из овощей и фруктов?

Дети:

- Можно сделать салат, сок, компот, варенье.

Воспитатель:

- Наш зайчик делает соки. Давайте поможем ему назвать соки.

Проводится игра “Какой?”.

(На проекторе показываются слайды)

- Какой сок получится из арбуза?

- Арбузный,

из яблок - яблочный,

из груши - грушевый,

из слив - сливовый,

из вишни - вишневый,

из помидоров - томатный.

Воспитатель:

- Зайчик очень любит игру “Кабачок”. Давайте и мы поиграем.

Хороводная игра “Кабачок”.

Кабачок, кабачок
Тоненькие ножки
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили.
На ноги поставили
Танцевать заставили
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь.

(Дети ходят по кругу, в середине - кабачок. Кабачок выбирает одного ребенка и танцует с ним.)

Воспитатель:

- Дети, зайчику очень понравилось с нами. А вам понравилось занятие. (Ответы детей) Зайчику пора домой. Давайте с ним попрощаемся.

- До свидания, зайчик! Приходи к нам ещё. На этом наше занятие окончено.