Познавательно-исследовательский проект "Зимой и летом одним цветом"



“Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.

Ян Амос Каменский


Каждый из нас – изначально, по своей природе, исследователь. Однако ни для кого не секрет, что по мере взросления человек утрачивает непосредственное стремление к познанию мира. То, что в детстве казалось удивительным, – в зрелости потеряло свое очарование. Социальные  отношения, традиции – все это формирует представление о незыблемости и неизменности мира. Ситуация неопределенности зачастую лишает нас изначального стремления к свершению открытий. Прекращая реагировать с исследовательской позиции на разнообразие жизненных ситуаций, мы, воспитатели,  можем оказаться в ситуации, когда утрачивается интерес к  постоянному познанию.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задаётся взрослым,  и направленно на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.

Цель данного проекта заключается в том, чтобы сформировать  знания о природе  у детей старшего дошкольного возраста путем поисково-познавательной деятельности и постоянного общения с живыми объектами. 

Для того чтобы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать исследовательскую культуру. Изучение различных научных концепций, принципов и способов освоения мира – вот действенный инструмент сохранения и развития врожденной познавательной позиции.

Интерес к исследовательскому поведению ребенка, повышенное внимание к исследовательскому обучению дошкольников стали подлинными приметами современной педагогической психологии дошкольной образовательной практики.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Для развития исследовательских способностей детей изучению природы отводится особое место. Ведь природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Дети интуитивно ощущают себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для них органично и естественно.

Огромную роль в познании окружающей действительности ребенком играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях нашей местности.

На территории детского сада создана  «Экологическая тропинка»,  на которой представлены точки-объекты деревьев. Наблюдая за объектами тропинки, дети задают очень много вопросов: почему мало хвойных деревьев, почему они всегда зеленые, почему не опадает хвоя на зиму? Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная наша задача – помочь ребёнку найти ответы на эти вопросы.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой мы считаем – создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов:

рис.1

Наблюдая окружающий мир, дети  делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Учитывая интересы детей нашей группы, мы  разработали познавательно-исследовательский проект: «Зимой и летом одним цветом». В процессе исследовательской деятельности, которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его  анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

рис.2

Ресурсы, задействованы в выполнении проекта

 

Ресурсы

Потенциал

Дефицит

1. Содержание воспитательно-образовательного процесса.

Программа «Мы» Н.Кондратьевой

Модульная программа Л.О Манько «Тропинка»

Изменение структуры планирования

2. Форма организации воспитательно-образовательного процесса.

  1. занятия
  2. дидактические игры
  3. экскурсии
  4. опытно-экспериментальная деятельность
  5. Введение альбома по исследовательской деятельности

«Наше дерево»

  1. экологические игры
  2. проблемные ситуации
  3. экологические сказки
  4. художественно-творческая деятельность
  5. чтение художественной и энциклопедической литературы 
  6. участие в природоохранных акциях

Занятия по развитию исследовательских способностей в ЦЭВД

Интегрированные занятия

Недостаточно занятий с использованием собственной исследовательской практики детей.

3. Материально-техническая база.

  1. уголок хвойных деревьев в группе
  2. экологический паспорт хвойных деревьев.
  3.  слайды и фотографии хвойных деревьев
  4. мультимедийные игры

Проживание в таёжной местности (Видовое разнообразие хвойных деревьев).

Создание мини-музея «Хвойные деревья»

Отсутствие на экологической тропинке детского сада следующих пород хвойных деревьев: ель, кедр, лиственница, пихта.

4. Внешние и внутренние связи.

Методическое объединение  педагогов по экологическому воспитанию

Проведение экологических праздников, акций

Городской краеведческий музей, программа «Таёжные сказки»

Взаимодействие с ЦЭВД: получение информации о хвойных деревьях нашей местности.

 

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Срок реализации

Подготовительный

2010 г.

  1. Определение цели и задач проекта и анализ исходной ситуации.
  2. Получение информации в ЦЭВД о хвойных деревьях  ( видовой состав, высадка,  и создание условий для их роста).
  3. В рамках проекта и его реализация организовать  взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ, детей и их родителей.
  4. Составить перспективный план работы на 2010–2011 год

Май

 Сентябрь

Исследовательский  

2011 г.

  1. Исследовательская деятельность детей по детальному изучению роста хвойных деревьев, высота, ширина, коре, почве под ним и других обитателей, их соседи, с кем дружит дерево.
  2. Использование разных видов детской деятельности (рисование, сочинение сказки, рассказы, игры, трудовая деятельность).

В течение года совместно с ЦЭВД

В течение года

Обобщающий

2012 г.

  1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
  2. Разработка рекомендаций.
  3. Слайдовая презентация проекта.
  4. Создание альбома «Наше дерево»
  5. Организация выставки рисунков, фотографий, коллекций в процессе исследовательской деятельности в мини-музее.
  6. Создание природоохранных знаков с подключением родителей.
  7. Участие в природоохранных акциях «Посади своё дерево сам».

В течение года

Педагогические условия реализации проекта основаны на следующих принципах:

рис.3

Разработали перспективный план, целью  которого является развитие поисково-познавательной активности об окружающем мире, активизация  различных форм приобретения опыта детьми, помогающих  получить знания; формирование положительного отношения к миру. (Приложение 1)

Свою работу с детьми мы ведем по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

рис.4

В содержание проекта включены традиционные занятия с включением элементов собственной исследовательской практики детей (Приложение 2), а также дидактические игры (Приложение 3), способствующие поддержанию интереса детей. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Элементарные опыты, лабораторные занятия, наблюдения, экскурсии – активные способы познания природы. Наблюдения и экскурсии, являясь  важным методом познания природы,  дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы,  учат ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. На занятиях по развитию исследовательских способностей используются задания, направленные как на развитие умения наблюдать за явлениями природы, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, так и на развитие способностей делать выводы и умозаключения из собственной исследовательской практики, на развитие стремления проявлять творчество и самостоятельность во всех сферах деятельности.  

Активно включаем в занятия экологические сказки, которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Широко используются проблемные задания, вопросы и ситуации, что позволяет активизировать познавательный интерес  детей.

Формы работы с детьми:

рис.5

Содержание проекта позволяет ребенку познавать мир природы во взаимосвязях, получить элементарные навыки поисково-познавательной деятельности. Получить новые знания на уже имеющемся опыте у детей. Полученные знания закрепляются с помощью продуктивных видов детской деятельности, разгадывания кроссвордов, практической  работы с природным материалом.

Особенность опыта  в том, что занятия построены таким образом, что ребенку не даются знания в готовом виде, а создаётся среда, где ребёнок имеет возможность «добыть» эти знания самостоятельно.

Изучение нового материала проходит в процессе активной творческой деятельности и основывается на личном опыте ребенка. Это важно, потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Опыт показывает, что даже проявляющаяся спонтанно поисковая, исследовательская активность детей может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями. Но несложно заметить, что этот процесс наиболее эффективно протекает в условиях специального обучения.

В процессе исследовательской деятельности ребенок приобретает опыт:

рис.6

Литература:

  1. Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево» ТЦ «Сфера», 2006
  2. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4–6лет  Волгоград, 2009.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. М., 2008
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о тайге и её обитателях. М., 2009
  5. Лукашевич О.Д. Лесной теремок Т., 2009
  6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  7. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  8. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5/2003, № 1/2002
  9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохорововй М., 2004
  10. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. № 1, 2005
  11. Материалы Интернет-сайтов.