Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития детей дошкольного возраста


Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности. И здесь главное научить дошкольника самостоятельно находить информацию, решение той или иной проблемы. Исходя из этого, я поставила перед собой задачу – всестороннее развитие психических качеств детей дошкольного возраста таких, как:

Любознательность (познавательная потребность), которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.)

Сверхчувствительность «к проблемам». Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введенных детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Это, прежде всего результат критического мышления. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступков людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных сферах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к назначенной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Данные качества развиваются и совершенствуются в процессе познавательно-исследовательской деятельности, поэтому в своей педагогической практике я использую опыты (экспериментирование), коллекционирование путешествие по карте и «реке времени». Это позволяет мне реализовать те или иные развивающие задачи, а моим воспитанникам осваивать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные отношения.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности воспитанники чувствуют себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я - соучастник деятельности, заинтересованный, любознательный партнер, который направляет детей и обеспечивает условия для проявления их исследовательской активности, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Для эффективной организации исследовательской деятельности придерживаюсь следующей последовательности этапов:

  1. выбор актуальной темы, которая наводит детей на постановку вопросов, выявление проблем по данной теме;
  2. обсуждение идей и предложений детей по поводу возникших вопросов, проблем;
  3. опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
  4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Использую сочетания занятий познавательного цикла с занятиями продуктивной деятельностью:

  1. чтение художественного произведения ? познавательно-исследовательская деятельность. Художественное произведение позволяет ввести в конкретную тему, акцентировать исследовательскую проблему, вопрос.
  2. познавательно-исследовательская деятельность ? продуктивная деятельность, продолжающая тему (практическое моделирование – создание комплекса вещей, обслуживающего познавательно-исследовательскую деятельность);
  3. познавательно-исследовательская деятельность ? сюжетная ролевая игра по мотивам путешествий по карте и «реке времени» (моделирование освоенных представлений в целостной воображаемой ситуации).

Становление познавательно-исследовательской деятельности дошкольника зависит как от сотрудничества с партнером взрослым, так и от полноты и разнообразия представленных материалов для самостоятельной деятельности. С этой целью подобрала следующие материалы:

  • объекты для исследования (экспериментирования) в реальном действии – материалы для сенсорного развития, головоломки, природные объекты, инструменты и приборы, наглядные модели-копии;
  • образно-символический материал – наглядно-графические модели, картинки для классификации предметов и исторической тематике;
  • нормативно-знаковый материал – материал знаковых систем языка и числа – буквы, цифры и приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр.

Правильно организованная развивающая среда позволяет мне не только поддержать изначально присущую ребенку любознательность, но и развивать его познавательную активность.

Поэтому в группе созданы условия, которые дают возможность детям получать удовольствие от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось, почувствовать себя активным деятелем.

В групповом помещении совместно с родителями создан центр экспериментирования, где дети проводят наблюдения, опыты, учатся узнавать предметы из разных материалов, устанавливать родовидовые и причинно-следственные связи, знакомятся со свойствами и качеством материала практическим путем, аргументируют свои суждения.

Организован экологический центр, где дети осваивают трудовые действия с предметами, временные отношения, познают окружающий мир, учатся жить в гармонии с ним.

Для познавательно-исследовательской деятельности детей активно используется и территория детского сада. Совместно с детьми высаживаем цветочные и огородные культуры, ухаживаем за ними, наблюдаем за их ростом и развитием; в созданном искусственном водоеме проводим экспериментирования с различными видами материалов, наблюдаем за жизнью рыб. Зеленые насаждения на территории позволяют наблюдать за сезонными изменениями в природе.

В своей педагогической деятельности стремлюсь предоставить каждому ребенку возможность не только изучать и познавать, но и получать удовольствие от каждого прожитого дня.