Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию слоговой структуры слова. Тема "Звук и буква П"


Тема: Звук и буква П

Цели:

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные:

Словарный ряд: «согласный», «глухой», слова со звуком [П].

Дидактический материал: посылка, игрушки со звуком [П], матрешки с гласными буквами и буквой П, тарелочки с фишками, слоненок Пумба (музыкальный), пчелка в волшебном листочке (мягкая игрушка), пищащий паук, волшебный мешочек, Буквоград.

Ход занятия

I. Вводная часть.

   Дети заходят в группу, подходят к учителю - логопеду:

Ребята, почтальон Печкин принес для нас посылку, а куда поставил, я не знаю. Помогите, пожалуйста, найти ее.

   (Дети ищут посылку, потом садятся  на стульчики.)

II. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра: «Найди игрушку и выдели первый звук».

Открываем посылку - там игрушки. Учитель - логопед достает их по одной, дети называют эти  игрушки. (Поросенок, паровоз, пароход, пряник, помидор и т.д.)

III. Формирование слоговой структуры слова.

Дидактическая игра: «Раздели слово на слоги».

  • Дети, кто это?
  • Поросенок.
  • Сейчас мы разделим это слово на слоги. На каждый слог будем класть фишку. Берем по одной фишке и кладем на стол: по-ро-се-нок.
  • Сколько слогов в слове? (Дети отвечают)
  • Это слово вы делили вместе со мной, а сейчас возьмите себе по игрушке и разделите слово самостоятельно. (Дети выполняют задание, затем каждый объясняет свой ответ)

IV. Физминутка.

Чтоб совсем проснуться
Нужно подтянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

     (Дети выполняют движения со словами.)

V. Речевые игры.

1. «Скажи правильно»

К нам в гости пришел еще один гость. Зовут его слоненок Пумба. Он мне что- то говорит, но я ничего не могу понять. Ребята, помогите мне?

Мама в гамазине купила моколо.
Я выпил локомо и поиграл с мосалетом.

(Дети исправляют ошибки)

2. «Закончи слово»

  • Ребята, а сейчас я буду говорить начало слова, а вы будите добавлять последний слог, чтобы получилось слово. (помидо- ры, паль- то, пти- ца, подуш- ка, пря- ник, поч- ка)
  • Слоненок так обрадовался, что вы ему помогли, и решил спеть для вас песенку.

VI. Дидактическая игра «Матрешки - веселушки»

  • Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли подружки - веселушки. Они очень любят петь песенки и каждая из них поет свою. Давайте с ними споем вместе.

А-У-О-И; И-О-У-А
У-А-И-О; О-У-А-И

  • А вот пришел Павлуша и принес букву. Какую?
  • На что она похожа?
  • Сам Павлуша петь не умеет, но очень хочет попеть с подружками- веселушками. Давайте споем все вместе.

VII. Развитие памяти, мышления.

   Сюрпризный момент.

Ребята, нам матрешки подарили волшебный мешочек, а для того чтобы узнать, кто там спрятался, нужно отгадать загадки. (логопед загадывает загадки про пчелу и паука).

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)

В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)

(Учитель – логопед достает из мешочка игрушки, дети проверяют свои ответы)

VIII. Итог занятия.

  • Ребята, скажите пчелке и паучку с каким звуком мы сегодня играли?
  • Какую букву принес нам Павлуша?
  • В каком дворце Буквограда живет буква П? Почему?

(Дети отвечают на поставленные вопросы полным ответом.)